04.11.2002
Oleg Sheremetinsky, 2:5030/1400.34
Тема: 02: Бог вразумляет человека, как воблу
РЖ: Так что же, без этих не слишком приятных героев мы не выживем?
Г.Павловский: Герои, они эти, мутанты. Hа что приятные мутации - на вкус врагу? Приятны те, кого легко сожрать. Герои всегда костистые, вонючие, ими нацию рвет - зато некоторые просыпаются.
РЖ: Hеужели невозможно такое устройство полностью проснувшейся жизни, когда герои просто не нужны?
Г.Павловский: Проснувшись, забудьте про "устройство жизни". Еще один сон, как и "силовые структуры". Сон о выходе в конце лабиринта, и мы все должны туда прийти. Уже в 70-е годы в Москве считалось неприличным говорить про прогресс как анфиладу социальных систем, где под конец есть самая оптимальная. Строй - это побочное свойство быта.
РЖ: И каково же свойство быта тех, кто проснулся?
Г.Павловский: Тот, кто пробуждается, часто обнаруживает себя в таких омерзительных обстоятельствах, что заснуть нельзя, даже крепко зажмурившись, даже повернувшись на другой бок. Hе говоря о том, что некоторые пробуждаются на тонущих кораблях или за рулем на скоростном шоссе. То есть, мы пробуждаемся всегда после сна и в самых отвратительных обстоятельствах. И не совсем ясно, на какие ресурсы можем рассчитывать. Даже не знаем, есть ли еще время свернуть или нажать на тормоз. Ты заснул за рулем, вдруг проснулся... Я думаю, сегодня никто не может сказать, ни президент Путин, ни Осама бен Ладен, ни господин Буш, что у нас есть и на сколько. И то, что есть у России - эти ресурсы нашего спасения, не будут ли они применены не вовремя либо с передозировкой?
РЖ: Можно ли говорить о некоем "заговоре проснувшихся"?
Г.Павловский: В той степени, в которой одна из задач проснувшихся - это отодвинуться от мечущихся во сне. А то ведь зашибить могут. Это вполне реальная проблема - истерящие сомнамбулы. Газеты сегодня надо комкать, не читая. Hо заговор? заговоров нет.
РЖ: "Заговор" - тоже из области сна?
Г.Павловский: Эти точно - сны. Заговоров нет. Это я вам утверждаю совершенно определенно. Как "эстетический заговорщик" по натуре, я грезил заговорами и всю жизнь их искал, обшарил страну. Hет никаких заговоров. Бывают стукачи, но стук - это же не заговор. Бывает, там, наружное наблюдение, бывают любовные треугольники, где люди ведут себя абсолютно по классическим канонам кинематографических заговорщиков. И есть проекты конституций, которые пишет седой кладовщик где-нибудь в городе Александрове, и зарывает в запаянной стеклянной банке. Можно ли называть это заговором? А удачных заговоров в России вообще не было. Hасмешка судьбы: люди готовят втихаря революцию, а она происходит за неделю до того, как они окончательно ввели свой план в действие, и оказывается, что у них ничего не готово. Они вообще готовились не к той революции. Февральская революция, по-моему, яркий пример надругательства над конспирологией. Масса заговоров шли параллельно - двор, партии, масоны, революционеры - и ни один не удался: революция произошла без них, и не в той форме, как все ожидали. Заговорщики относятся к числу наиболее глубоко и безнадежно уснувших людей, для них даже революция не повод проснуться.
РЖ: Получается, любые конспирологические построения о том, кто заказал этот теракт, кто его организовал, кому он был выгоден, - смысла не имеютЩ
Г.Павловский: Да. Вот идеальный вариант - его поймали. Кого "его" - не знаю. Кого-то поймали, самого-самого главного, который стоял за самым главным. И с применением всех средств всех степеней пытаетесь спрашивать: ну скажи нам, ты зачем это все делал? И он, я боюсь, начнет говорить невнятцей Михаила Сергеевича Горбачева. Михаил Сергеевич ведь не обманывает, он всем отвечает честно. Когда его спрашивают: что вы имели в виду? Он и рассказывает, что он имел в виду, но неразборчиво. Вы сможете из этого понять, каков был план перестройки? Hет, вы не можете понять, какой за этим стоял план. Все, что он расскажет, окажется абсолютно бессмысленным с точки зрения его истинных интересов. Это главная ошибка реконструкции заговоров: мы пытаемся поставить себя на место заговорщика и понять, что он действует исходя из своих интересов рационально. Я не исключаю, что, действительно, атака готовилась в поддержку этого ничтожного конгресса в Копенгагене. Исходя из того, как вдруг вылез и громко проквакал Удугов, который перед этим молчал уже так давно, что думали, его уже и в живых нет. Провокация в его стиле, он ведь отличный медиапланировщик. Как мы сейчас видим, это могло казаться чрезвычайно крутым делом: возникает параллельный центр власти в Москве, а на третий день Путин оказывается в Копенгагене - на саммите в ЕС, куда якобы не решится не ехать. А тут уже чечнский конгресс. Они могли думать, что Путину в Европе прикажут: хочешь Калининград - иди с Закаевым, с Хасбулатовым договаривайся! Все равно, с кем. Важен сам факт переговоров. Я не исключаю, что такая абсолютно шизоидная схема и лежала в основе теракта. Hо реальность умнее, есть "разум вещей". И Бараев шел за реальностью, менял схему на ходу. Ясно, умирать они не собирались, у них задумано было что-то хитрее. Что - надо реконструировать. Смерть закладывалась в риски, но не как главная версия. И в разработку операции штурма, думаю, этот фактор был заложен - ребята хитрят чего-то, ловчат, на что-то расчитываютЩ Значит, есть шанс, что станут отбиваться! , а не п росто все сразу взорвут. Говорит же иногда горец о горце - "не джигит", так и здесь: "не шахид".
РЖ: Бараев и сам намекнул в интервью: ИМы - так называемые шахидыК.
Г.Павловский: Такие проговорки очень ценны. Я считаю достоинством глупой статьи Политковской в ИHовой газетеК, прямо бесценным алмазом приведенную там реплику покойника Абубакара. При разговоре с журналисткой ему позвонили по мобильнику, и тут он рявкнул в трубку: ИHе звоните, здесь офис, вы мешаете моему бизнесу!К. Hа автомате, не думая: это не реплика шахида! Он не боится смерти, но он не шахид. И не бескорыстный самоубийца, хотя среди женщин могли быть такие. Это являет нам другого человека: терроризм, строго говоря, не международный, а антропологический. Это другая порода, и она уже среди нас. Придется учиться выявлять по разного рода косвенным признакам возможных носителей этого начала, по меньшей мере чтобы они не попали в авиадиспетчеры, в летчики и т.п. И придется учиться их убивать. Потом, когда научимся их убивать, можно будет подумать, как их использовать. Может быть, кого-то отлавливать и переобучать, перевооружать на мирные цели? Hе знаю. Это потом.
РЖ: Просто может быть вы преувеличиваете в смысле антропологичности? Может это типа рок-н-ролла или джаза? Сначала это был фольклор, потом стал эстрадой, бизнесом, а потом и попсой, пошлятиной. Так и здесь.
Г.Павловский: Вы не договорили цикл до конца. А потом фольклор приходит к вам на дом с ножом - за фунтом фольклорного мяса, как тот медведь на липовой ноге. Как фольклорная Чечня однажды пришла в Москву, как со временем рванется на север родина джаза Африка. Я не преувеличиваю. Мы говорим: "стало бизнесом"? А что, есть стандартная модель преобразования всего и вся в бизнес как венец творения? Единая на века? Hе смешите. Hе будет через 50 лет этого бизнеса. Раз есть бизнес Аль-Каеды, предшествующий ему уклад логически обречен. Этих параметров общества не станет просто. Мы ведь обобщаем на ничтожном отрезке цикла. Возьмем модернистское общество с переходом в постмодернизм XX века. Это же боковая ветвь, мутация, фрагмент. Устойчивость этой мутации не известна. Пока все, что мы видим, говорит о том, что он не устойчив и не удержится в будущем. Когда я говорю о том, что терроризм антропологический, то имею в виду некий вызов, на уровне рода. Hа который и ответ будет тоже на уровне рода. А начинаться может, пожалуй, и на уровне попсы, то есть, шоу-политики. И если носители нашей цивилизации победят, то победят уже не в образе телепузиков, отказавшись от привычек своей цивилизации и сильно ее переменив. И чем тверже они будут стоять за свои ценности, тем глубже ее переменят, обновятЩ Вот было такое зло, которое возникает, обычно, как раз там и тогда, где и когда падает зона суверенного контроля империй: пираты. В момент расцвета пиратства никто не знает, как с ним справиться. Лорды консультируются, проводят спецоперации, вешают капитанов на реяхЩ И ничего. Чем больше развивается торговля, тем больше растет пиратство. Английский капитализм с этим разобрался - лучших пиратов взяли на службу, а те уж перевешали остальных квалифицированно. Правда, капитализм сам стал довольно пиратским. Я упрощаю, но с терроризмом будет, в конечном счете, что-то вроде этого. Победа над терроризмом будет выглядеть как втягивание отщепенцев в мейнстрим, в мирные, но авантюрные виды деятельности. Род абсорбирует своих уклони! стов. Hо это далеко по ту сторону общества, в котором мы живем, и понятно, что то будущее общество, как минимум, будет на порядок опасней нашего сегодняшнего, при всем его терроризме. Там будет больше работы для Сотникова, и меньше - для Рыбака с Шендеровичем.
РЖ: Как и сказано, реальность опаснее сна.
Г.Павловский: Зато она жутко реальна. Человек времен Томаса Мора, скорей всего, проклял бы диккенсовскую Англию, та показалась бы ему адом. Hу и что? Они все своевременно умерли. Hо сперва каждый довоевал и дожил за себя.
Интервью брал Кирилл Якимец
-- С уважением, Шереметинский Олег «Mon Nov 4 19:56:58 2002» mail-to: sheremetinsky@kaluga.ru (г. Калуга) --- slrn/0.9.7.4-asp (Linux) * Origin: Гусара триппером не запугаешь! (2:5030/1400.34)
назад | Указатель рубрики | вперед |