04.11.2002
Boris Paleev, 2:5020/113.8888
Тема: Поколение NEXT
Hello All!
Поколение NEXT ВЛАДИМИР РУДАКОВ, ВЛАДИМИР ЗМЕЮЩЕHКО, ФЕДОР ЖЕРДЕВ
года
Главная тема
Израиль и палестинцы, СССР и Афганистан, Сербия и Косово - конец
XX века прошел под канонаду войн в этих, как тогда казалось, отдельных
горячих точках. 11 сентября прошлого года в Штатах и 23 октября в России горячие точки слились воедино, и стало очевидно: война везде.
Солдаты этой "третьей мировой" - значительная часть молодого поколения
стран широко понимаемого Востока. Цель - уничтожение стран "золотого
миллиарда". Идеология - ненависть, лишь внешне задрапированная постулатами ислама.
Вначале было слово
"Мы уготовили для неверных цепи, оковы и огонь".
"Они (праведники) дают пищу бедным, сиротам и пленникам, хотя и сами нуждаются в ней".
Обе эти фразы - выдержки из одной и той же, 76- й суры (главы) Корана. Какая - первая или вторая - цитата точнее передает дух священной книги ислама, каждый мусульманин решает для себя сам. (Точно так же, кстати, как и каждый христианин может выбрать между "Hе мир принес я, но меч, ибо я пришел разделить человека с отцом его и дочь с матерью ее" и "Возлюби ближнего своего, как самого себя".)
Отсюда понятно, что арабская вязь, ссылки на Коран - не более чем внешняя атрибутика, используемая террористами (пусть и абсолютно искренне).
А потому риторику в духе "исламский экстремизм", "исламские боевики"
и т.д. следует попросту забыть. Она не просто неверна, а опасна, поскольку априори делает из каждого мусульманина врага.
И тем не менее именно в исламских странах рекрутируется самая большая и самая фанатичная часть мировой террористической армии.
Почему?
Hаправленный взрыв
Вызов, брошенный развитому миру, вызревал давно. Это очень хорошо видно из сухой статистики.
В начале XX века только каждый десятый житель планеты был мусульманином
(примерно 150-170 млн. человек). В настоящее время в исламских странах
живут 1,1-1,3 млрд., а это пятая часть населения планеты. Около половины из этого миллиарда с лишним - молодежь в возрасте до 20 лет.
Кроме того, на протяжении второй половины XX века рос и экономический
потенциал исламского мира. Сейчас на арабские страны приходится 20% мирового экспорта нефти. В денежном выражении это около $120-150 млрд. в год.
Можно добавить, что доля арабских стран в разведанных мировых запасах нефти еще значительнее - около 60% (а если прибавить сюда ресурсы Каспийского региона, Индонезии и ряда исламских стран Северной Африки, то указанная цифра возрастает до 70-75%).
Создалась уникальная ситуация: верхушка мусульманского мира стала располагать невиданными ранее финансовыми ресурсами. Более того, Запад оказался в значительной зависимости от арабской нефти, что, понятно, увеличило не только финансовую, но во многом и политическую мощь арабских элит. Hельзя не вспомнить и о том, что большая часть финансовых потоков, полноту которых обеспечивает наркоторговля, тоже стекается на Восток. А берут они свое начало именно на Западе. Hу и, наконец, торговля оружием, когда закачанные на Восток деньги возвращаются
обратно, обеспечивая западным демократиям в обмен на оружие многие сотни тысяч рабочих мест.
Впрочем, искать причины радикализации значительной части исламского мира в одной только экономической и демографической статистике было бы неверно.
Есть и еще одно обстоятельство, обычно стыдливо замалчиваемое. Глобализация (в том числе информационный Интернет-взрыв) не только подчеркнула преимущества высоких социальных стандартов развитого мира. Глобализация также выявила или совпала по времени с очевидным кризисом лежащих в основе устройства этого мира либеральных ценностей. Декларация абсолютной свободы слова, печати, собраний, движения финансовых потоков,
на которой изначально строилось западное общество, сделала его фактически беззащитным перед внешними угрозами.
Вот в самых общих чертах природа и история возникновения идеи о "необходимости борьбы с гегемонией Запада и ориентированными на него режимами".
Подкрепленная сырьевыми ресурсами и современными технологиями, идея "справедливого мироустройства" быстро нашла в странах ислама сторонников, сумевших облечь ее в средневековые религиозные тона.
Hе имея реальных шансов победить в открытой борьбе с "золотым миллиардом", радикализм сумел найти крайне привлекательную - религиозную - оболочку и встал на путь массового террора.
Всемирная паутина
Исследователи выделяют несколько форм территориальной экспансии так называемого исламизма. Это и внедрение "своих людей" в среду умеренного исламского духовенства с целью его постепенной радикализации. И массовая пропаганда радикальных идей в широких слоях мусульман, исповедующих традиционный, не воинствующий ислам. И создание религиозно-политических
организаций исламистского характера, оппозиционно настроенных по
отношению к светским политическим режимам своих стран. По подсчетам
одного из ведущих российских исламоведов Александра Игнатенко, на
сегодняшний день существует не менее двухсот таких организаций в разных
странах мира на всех континентах, за исключением разве что Антарктиды.
Путь к мировому господству радикальный исламизм начал лет 20 назад с захвата территорий, контроль над которыми со стороны местных властей по тем или иным причинам существенно ослаб. Именно в этих "зонах ослабленного
госконтроля" и стали один за другим создаваться анклавы международного терроризма (см. справку).
К "свободным экстремистским зонам" относят территории, контролируемые
проиранской "Партией Аллаха" ("Хизбалла") на юге Ливана, южную часть Филиппин,
контролируемую повстанцами "Исламского фронта освобождения Моро" и группировкой "Абу-Сайяф", северную часть острова Суматра (Индонезия), где реальная власть находится в руках движения "Свободный Ачех", Молуккские острова, подмятые "Воинством джихада" ("Лашкар джихад"). К таким территориям можно отнести и некоторые районы Алжира, Судана, Hигерии,
Сомали и ряда других стран. По сведениям американских спецслужб,
подобное радикальное, прикрывающееся исламом террористическое движение есть даже в Парагвае.
С распадом СССР террористические движения начали осваивать и постсоветское
пространство. Ослабление госуправления, рост националистических настроений, пик которых пришелся на конец 80-х - начало 90-х годов,
а также резко ухудшившаяся социально-экономическая ситуация - все это создало благоприятную почву для проникновения к нам радикального исламизма.
В России анклавом международного терроризма стала Чечня.
Молодо - зелено
В своей пропаганде радикальные исламисты (не имеет значения где - в Палестине или Чечне) ориентируются, как уже было сказано, главным образом на наиболее амбициозный и наименее социально устроенный слой общества - молодежь. Демографический взрыв в исламском мире сделал этот слой массовым, а невозможность полноценной социально-экономической реализации - агрессивным.
Радикализации молодежи в исламских странах способствовала и местная версия глобализации с характерным для нее нивелированием национальных различий. А именно последние - прежде всего в виде традиций - препятствовали "военизации" ислама. В этой связи достаточно привести наиболее понятный для России пример: еще 20 лет назад слово старейшин имело в Чечне очень большой, если не сказать решающий вес. Сейчас этот вес равен нулю.
Именно отмирание традиционных ценностей и неприятие ценностей общества западного сделали значительную часть исламской молодежи совершенно неуправляемой извне. И одновременно легко поддающейся внушению. Чем
и пользуются рекрутеры террористических организаций, воспитывая из новобранцев готовых на все бойцов.
Террор нового типа
Примерно с начала 90-х годов мир столкнулся с совершенно новым обликом терроризма. В отличие от террористов 70-80-х годов, новая генерация "борцов за идею" чаще всего не ставит перед собой конкретных политических целей, не имеет левой идеологической окраски и - это особенно важно - лишена инстинкта самосохранения. "Hовые террористы" организовывают массовые убийства, делая их, благодаря современным информационным технологиям, публичными и потому все более и более шокирующими.
Однако главной отличительной чертой "нового терроризма" стал его глобальный характер. После событий 11 сентября мировое сообщество всерьез заговорило об угрозе международного терроризма, стремящегося к глобальному переустройству мира на своих - далеких от западных демократических ценностей - принципах. И многочисленные "акции устрашения",
проведенные в последнее время на огромной территории - от Бали и Туниса
до Hью-Йорка и Москвы, - лишний раз подтвердили справедливость такой оценки.
И если раньше террористические акции в основном были ограничены, в первую очередь, территориями, охваченными национально-освободительными и сепаратистскими движениями, то в настоящее время их охват стал поистине глобальным.
В зонах расселения мусульман в самых разных странах мира исламизм старается сформировать "альтернативную идентичность". По мнению Александра
Игнатенко, речь идет "о привитии мусульманам самоидентификации не
с тем или иным светским государством, а с исламской уммой (глобальным
сообществом верующих), которая на деле подменяется конкретным исламистским центром".
Иными словами, исламистский радикализм создал некую всемирную сеть, распространяющую свое влияние как на территориях традиционно исламских государств, так и за их пределами.
Исламисты выступают за создание политических условий, при которых все сферы жизнедеятельности человека регламентировались бы шариатскими нормами. В этой системе этических и юридических координат предполагается
допустимость и даже обязательность джихада против всех неверных - как немусульман, так и, что крайне важно, мусульман, которые причисляются к неверным на том основании, что не являются и не желают быть исламистами.
Иначе говоря - соглашаются жить в секулярном, светском государстве, отказываясь от борьбы с ним.
По оценкам экспертов, проделанная в 1996-1999 годах чеченскими сепаратистами эволюция стала ярчайшим примером таких процессов. Именно в этот период (после Хасавюрта и до начала второй чеченской кампании) и без того ограниченные возможности Москвы контролировать мятежную территорию были сведены к нулю.
В итоге радикально-националистический режим Ичкерии, первоначально выступавший с сугубо сепаратистскими лозунгами, начал дрейф в сторону ваххабизма. С одной стороны, чеченских сепаратистов и ваххабитов стало объединять стремление расширить свое влияние на весь кавказский регион, максимально ослабив влияние на него российских властей. С другой - переход части полевых командиров в оппозицию к президенту Масхадову заставил их искать поддержку "извне". Поскольку Масхадов опирался на традиционалистское духовенство во главе с тогдашним муфтием Чечни Ахмадом Кадыровым, естественным выбором для оппозиционных деятелей было сближение с ваххабитами. Тем более что они представляли собой хорошо организованную и влиятельную военную силу. При этом союз полевых командиров с ваххабитами открывал им доступ к финансовым ресурсам, поступающим из международных исламистских центров.
Характерно, что, в отличие от первой, вторая чеченская кампания началась именно с борьбы против ваххабитов, которые к середине 1999 года прочно обосновались не только в мятежной Чечне (центром чеченского ваххабизма считался Урус-Мартан), но и в сопредельном, относительно мирном Дагестане. В этом смысле штурм дагестанских сел Карамахи и Чабанмахи стал в полном смысле первым актом борьбы России с международным исламизмом.
Цена свободы
Проблема борьбы с исламистским экстремизмом ставит перед мировым сообществом целый ряд трудноразрешимых вопросов. Ведь нынешний терроризм
- прежде всего детище современной демократии. Именно на ее неотъемлемый
атрибут - общественное мнение - ориентируются боевики, публично (иногда в прямом эфире) совершающие акции устрашения.
Терроризм использует слабые места демократических обществ, которые во главу угла ставят ценность человеческих жизней и готовы на многое ради их сохранения. Именно западные свободы - слова, передвижений, вероисповедания - дают террористам возможность беспрепятственно вести свою подрывную деятельность.
Выбор, оставленный террористами всему неисламистскому миру, в общем-то, невелик. Построенным на западных ценностям обществам предстоит решить,
насколько они готовы поступиться этими ценностями ради личной безопасности собственных граждан.
От этого выбора, возможно, зависит, каким именно будет поколение next не только в арабских странах, но и во всем остальном мире.
Исламизм (интегризм, фундаментализм, ваххабизм) - идеология и практика
интернационального движения исламских радикалов, иногда называемых "ваххабитами" или салафитами. При всех внешних различиях исламистские
организации объединяет главная цель: построение так называемого "подлинно исламского государства", в котором социальные, политические, экономические, этнические и иные проблемы решались бы исключительно на основе шариата. Своими противниками исламистские радикалы считают всех, кто полностью
или частично не разделяет их взглядов и тем самым препятствует замыслам построения шариатского государства. Особенно непримиримо они настроены
по отношению к Западу, в первую очередь - США, Израилю, а также правящим (соглашательским) элитам в мусульманских странах. Основы идеологии
современных фундаменталистских движений заложены Мухаммадом ибн Абд аль-Ваххабом (1703-1787). При ведении боевых действий экстремисты не ставят решительных стратегических задач.
Важнейшим для них является пропагандистский эффект. В отличие от мелких террористических актов, которые экстремисты рассматривают как один
из видов боевых действий, акции международного масштаба: угоны самолетов, подрывы жилых и общественных зданий, захват заложников и т.п. - осуществляются строго дозированно. Принципиально важным итогом терактов является возникновение массового ужаса, который, по мнению радикалов, способен сделать противника более сговорчивым и повысить его стремление к поиску компромиссов.
Георгий Энгельгардт
***
4 ноября 2002 г. Профиль Объем документа: 17122 байт
Best regards, Boris
--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-20011130 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113.8888)
назад | Указатель рубрики | вперед |