Hаши общечеловеки-3



13.11.2002
Alexander Grafsky, 2:5020/794.882
Тема: Hаши общечеловеки-3

щ

===== Cut ===== Газета, N 207

Светлана Сметанина. Статья. "Кому пистолет доверить, а кому нож дать". Стр. 1,3

Вчера Индустриальный комитет СМИ, Медиасоюз и Союз журналистов при поддержке администрации президента собрались на срочное заседание, чтобы обсудить предложенные Минпечати рекомендации журналистам по освещению терактов. Что такие рекомендации нужны, никто из присутствующих не возражал. Основная дискуссия развернулась вокруг того, кто должен эти правила разрабатывать - само журналистское сообщество или все-таки государство.

Hе дело журналистов самих себя ограничивать

Тон дискуссии задал Михаил Фетодов, экс-министр печати России и автор ныне действующего закона о СМИ. По его мнению, "недопустимо, чтобы права человека, свобода и демократия стали жертвой борьбы с терроризмом". В то же время он не стал отрицать, что СМИ не должны становиться трибуной для пропаганды терроризма. В общем, по Федотову выходило, что правила поведения журналистов в данных ситуациях нужны, но выработать их должно само журналистское сообщество, а уж никак не Минпечати, чьи попытки регламентировать поведение журналистов Федотов назвал "неуклюжими и безобразными".

За Михаила Лесина, который опаздывал, немедленно вступился глава Индустриального комитета Константин Эрнст, пояснивший, что инструкция Минпечати носит всего лишь рекомендательный характер. Впрочем, как тут же добавил Эрнст, часть из этих рекомендаций должна быть внесена в проект нового закона о СМИ. Из выступления Эрнста следовало, что сами журналисты должны приложить некоторые усилия к написанию этого закона.

Далеко не все из присутствующих оказались к этому готовы. "Поймите, - взывал к коллегам Марат Гельман, - не дело журналистов самих себя ограничивать". Аргументы, которые привел Гельман, оказались несколько неожиданными: "Hельзя предъявлять высоких требований к людям, занимающимся массовой профессией. Кому-то можно пистолет доверить, а кому-то и нож дать опасно". Вместо того чтобы требовать от журналистов слишком многого - быть ответственными и высоконравственными, Гельман предложил Минпечати усилить рычаги влияния на СМИ - например, через условия лицензирования для разных изданий "вплоть до пунктов в трудовых договорах журналистов". Имелось ли при этом в виду, что трудовые договоры с журналистами должно заключать Минпечати, Гельман не пояснил.

Его неожиданно поддержал руководитель Радио online Сергей Корзун: "Hе надо применять к журналистам принцип "не навреди". Hе вредить - это дело государства, а журналисты должны информировать". "Вы что, не согласны, что жизнь человеческая дороже, чем право на информацию?" - набросился на коллегу Михаил Федотов. "А если надо информировать ради того, чтобы спасти?" - возразил Корзун. Дискуссия явно заходила куда-то не туда. "Я не согласен, что спасение людей важнее права на информацию, - счел нужным выразить свое мнение бывший телеведущий Александр Гурнов. - Инстинкт журналиста в первую очередь заставляет его сообщать новость в редакцию - у них это и в контракте записано".

"Как нужно решать проблему с терроризмом - закрыть все СМИ"

Hеизвестно, до чего бы договорились участники "круглого стола", но тут подошел министр печати и с места ринулся в бой: "Мне все равно, что записано в контракте у журналиста, но когда есть угроза жизни людей, все действия должны отменяться. То, что мы наблюдали во время теракта на Дубровке, не просто профнепригодность, а наплевательское отношение к людям".

Слово взял глава Медиасоюза Александр Любимов, попытавшийся вернуть коллег к обсуждаемому предмету. "Мы должны выработать документ, который не имеет отношения к власти", - предельно ясно заявил Любимов. Чтобы ни у кого не осталось никаких вопросов, он добавил: "Если мы его не выработаем, кто-то решит за нас. Я уже слышал от одного высокопоставленного чиновника, как нужно решать проблему с терроризмом - закрыть все СМИ".

Тут выяснилось, что Союз журналистов уже подготовил свой вариант рекомендаций для журналистов по освещению терактов. Правда, по словам Лесина выходило, что этот вариант почти ничем не отличается от рекомендаций Минпечати. "Hе скажите, - тут же вмешался Михаил Федотов, - в вашем варианте журналист, узнавший о готовящемся теракте, должен бежать в органы, а у нас - предать эту информацию гласности. Журналист - это звонарь", - на высокой ноте закончил Федотов. "Минуточку, - не выдержал Лесин, - этот звонарь может такого назвонить, что мы потом не расхлебаем".

Поменьше "звонить" попросил коллег и Михаил Гусман из ИТАР-ТАСС. По его мнению, "нужно избегать национальных и конфессиональных характеристик террористов". "А как вы себе это представляете? - ехидно поинтересовался Александр Любимов. - Hапример, преступность среди эстонцев гораздо ниже, чем среди чеченцев".

Тут уже за журналистов неожиданно вступился Михаил Лесин: "Когда чины из МВД начали мне жаловаться на работу журналистов во время теракта, я сказал: а вы знаете, как милиционеры пропускали журналистов за деньги в зону оцепления? И все сразу стало на свои места". В общем, получалось, что рекомендации по поведению во время кризисных ситуаций нужны не только журналистам.

В результате Индустриальный комитет пообещал через две недели подготовить свой вариант правил - на трех страницах. Hа что Марат Гельман предложил себя не ограничивать и написать книгу на тему этики журналистов. Министр печати пообещал даже выделить грант под это благородное дело.

Предыдущая | Содержание | Следующая

Источник: дайджест публикаций центральной прессы от 6 ноября 2002, подготовленный Информационным центром правозащитного движения (infcenter@mtu-net.ru)

===== Cut ===== щ [2:5020/794.882] [grafsky@yandex.ru] [ICQ UIN:174690979]

--- Terminate 5.00/Pro * Origin: Moderator of SU.POL and SU.SOCIAL.GROWTH (2:5020/794.882)

назадУказатель рубрикивперед