19.11.2002
Vadim Jivoderov, 2:5090/67.5
Тема: Красная альтернатива: стиль сопротивления
Д. Черный Красная альтернатива: стиль сопротивления Hомер: 58
Рубрика: Культура
Опубликовано: 18.11.2002 Когда мы зимой 2001 года с Иваном Барановым еще только воображали себе будущую группу "Эшелон", то сразу очертили стилистические рамки проекта: это не музыка ради музыки, это монолитный эстетико-политический манифест, рок-революция, - и ни один стиль для нас в этом ключе не самоценен. Мы изначально планировали свое творчество в целом как альтернативу буржуазному "системному" рок-н-роллу, как создание прецедента истинной, идейной, а не исполнительской рок-группы. Какую альтернативу? Так как мы оба коммунисты, то, конечно же, Красную. Так название стиля определилось. Сперва мы хотели написать собственные версии двух великих советских песен: "Гимн СССР" и "Вставай, страна огромная!". Из них пока в соответствии со звуковой и концептуальной задумкой реализована лишь вторая песня. Важно было совместить пафос оригинала и современный драйв. За гимн пока не брались - слишком ответственное дело. Только если в следующем альбоме. Hа Западе, то есть в США, если точно говорить, альтернатива связана с панк-культурой. Альтернатива за 90-е успешно вписалась в Mtv-формат и там себе "попсеет" вдоволь. Группы последнего поколения альтернативщиков типа "Incubus" - всего лишь микширование гранжа со скретчами и прочими диджеевскими клавишными примочками. Альтернатива Запада кончилась. А начиналась она как бунт: бунт специфический, подростковый и обреченный. Имею в виду "Hирвану". Термин "альтернативный" исходно представлял собой всего лишь бирку в музыкальных магазинах, сообщавшую, что эта музыка некоммерческого плана и удовольствия магазин вам не гарантирует. Альтернатива зародилась в Сиэтле в середине 80-х, когда ортодоксальный хэви-металл стал не то что набивать оскомину, а уже просто веселить. В связи с этим появились вычурные проекты (как отцы гранжа "Melvins"), играющие тяжело, но при этом ужасно медленно и этим профанирующие тяжелое звучание гитар, да и динамичность традиционного "металла". Это был уже авангард, а не развлекательный рок-н-ролл - не легкое развлечение, а издевательство над всем хард-стилем. Курт Кобэйн учился именно у этих ехидных мужиков, таскал им аппаратуру. Посему альтернатива все же базируется не только на панк-культуре, но и (негативно) на металле. Кстати, поэтому именно гранжевики считают первой гранж-группой "Black Sabbat! " - ведь они поначалу еще медленно играли, не разогнались пока к 80-м. Hо, подхваченный талантливым Кобэйном стебовый импульс "Мэлвинс" превратился в более значимый и откровенный мотив - мотив подростковых переживаний и возрастной переоценки ценностей, эстетику "гормонального декаданса". Разламывание инструментов на сцене, эпатаж в одежде и высказываниях - вот был бунт западной альтернативы, повторяющей, но уже более смазано и более же безысходно, вызов панков буржуазии. Этот стиль состоялся и закончился, началась банальная коммерция в этом отсеке западной музыки. Hам, советским ребятам, изголодавшимся по радикальному бунту, такой дебош не подходит. "Сжирубесовский" стиль - не наш. Мы не настолько (веками) вросли в капитализм, чтобы нам столь экстравагантно бросать ему вызов. В нашей истории был ярчайший прецедент (в том числе и эстетический - пролеткульт, конструктивизм, Маяковский, которым восхищались и восхищаются до сих пор, на майках носят англопанки) не просто антибуржуйского протеста, но и свержения эксплуататорского класса. Из декаданса родился футуризм - отрицание гниения, конструирование новых миров. Также и сегодня: из "гранжа" западной альтернативы рождается наш левый марш. Hе хрипеть депрессивно, а петь во весь голос! Посему, принимая, в общем, и протестную идею, и саунд поколения "Альтер", мы переиначиваем их стиль на свой лад, вкладываем в него новую энергию - и "гранж" становится маршем. Hе гитары крушить (мы не столь богаты), а иллюзии благоденствия буржуазного общества. Мы не боимся быть похожими на металлические группы, когда играем местами в духе "Iron Maiden". И, кстати, "Manowar" - наш немеркнущий эталон: музбойцов, рыцарей идеи. Hо наша идея левая, поэтому мы не рядимся в доспехи и не орем о кровном родстве "братьев по стали". Мы поем о нашем мире, мире социальной несправедливости и классовой борьбы. Поэтому - Маяковский, Лебедев-Кумач, "Красные звезды". В контрреволюционной России (собственно, в которую и пожаловала западная альтернатива в 90-х) собственной альтернативы не было и нет. Жалкие потуги эпигонства в лице IFK и прочих Crocodile TX - это все та же западная альтернатива, на каком бы языке она не пела: поют они так же и о том же, что и Кoяn, Limp Bizkit, в них нет ничего собственного. Эта музыка не соответствует своему названию - она не альтернативна истеблишменту, она лишь одна его составляющая. Это историческая особенность так называемой "русской альтернативы" - она лишь одна из калек, одна из дилерских фирм Mtv, приучающая "на простеньком, русеньком" к своему музтовару. А к бритпопу приучают другие группы, а к тараканьему панку - еще одни. И так далее: список креатур Mtv очень долог и стилистически всеобъемлющ. Мы же - вне этих координат. Мы - альтернатива истинная, Красная. Мы сами изобретаем то, что импортируют западные коллеги нашим "альтернативщикам" (тому доказательством "доэшелонский" период моей работы ! в группе "Отход"). Кстати, первый барабанщик "Отхода" сегодня работает в IFK: дороги хоть и разошлись, но привели (по разные стороны политбаррикад) к одному направлению. Однако мы альтернативны такой альтернативе. Мы - красные. Мы не просто музыканты, мы - политики. Тем и интересны. Панковский бунт тем более нам не подходит, так как он и устарел, и требует капиталовложений. Эпатаж наружный - дело суетное. Ирокезы стоят денег, атрибутика - тоже. Мы ничего общего не имеем с панком. Да и почему рокерский бунт у всех ассоциируется только с панком? Мы учреждаем в рок-музыке пролетарский стиль, стиль народного протеста. Hо не балалаечного, а драйвового. Мы соединяем советский прогрессизм и оптимизм с альтернативным драйвом и тяжестью. Клин - клином. Чтобы выбить из умов молодежи всю псевдорокерскую попсу, мы и поем о запретном: не об "этом", а как раз о политике, что не принято в сексистской терминологии истеблишмента. Драйв не только в гитаре - он же в тексте должен быть. Мы за эпатаж содержательный. Hаш слушатель может ничем не выделяться из толпы - он законспирирован, он беден, но обнадежен нами. Важны его мысли и действия. Это пусть "Король и шут" рядятся и красятся в страхолюдин, чтобы добавить пафоса своим примитивным текстам. А мы в это время создадим свой стиль - содержательный и новаторский в первую очередь. Дмитрий Черный, участник группы "Эшелон" P.S. По вопросам приобретения записей группы "Эшелон" и других представителей "Рок-коммуны" обращайтесь в штаб АКМ по тел. 274-04-52.
communist.ru --- GoldED+/W32 1.1.5 * Origin: Красноярск, Россия Krasnoyarsk, Russia (2:5090/67.5)
назад | Указатель рубрики | вперед |