03.12.2002
Leonid Luzan, 2:461/141
Тема: "Hoвaя газета"
Привет, All!
=== Cut Begin === О ДИАЛЕКТИКЕ ПО ПОЯТИЯМ Как «кинули» одну из лучших идей нашего образования
Сегодня утром я обнаружил, что на моей машине выломана створка бензобака и украдена крышка. А вчера было выбито стекло, чтобы украсть магнитофон. А позавчера у жены из машины, пока она объясняла, как проехать, нездешним людям, украли сумку. А за три дня до этого у меня украли шариковую ручку - единственную в классе, которую мне подарила мама. А за день до этого «треуголочку» Камеруна из альбома - я его оставил на перемене на парте. А еще чуть раньше, в детском саду, кто-то взял мою игрушечную ракету, дедушкин подарок, с тумбочки - и не вернул. у как же всю жизнь хотелось поймать или хотя бы увидеть этого человека!
И вот я думаю: должно ли количество переходить в качество? Я не собираюсь ревизовать закон диалектики, но все равно сомневаюсь, как учил Карл Маркс. А сейчас совсем о другом, но, кстати, и о диалектике. Сколько же на моем, а особенно на последнем веку, и говорилось, и писалось об образовании. О том, какие бесконечные реформы мы проводим на основе опыта великих педагогов-новаторов. А теле- и газетодебаты о том, сколько и зачем учиться. Короче, Количества набрано - будь здоров, и вот перейти бы ему в Качество. Встречаясь с действительно потрясающими людьми в образовании и слушая об их уникальных реформаторских идеях, я задаю один идиотский вопрос: «А есть ли у вас под ваш проект какие-то финансовые соображения, т.е. откуда на это деньги?». И они все с сумасшедшинкой энтузиастов начинают рассказывать о потрясающих педагогах-небожителях, замечательных родителях, сказочных спонсорах, ну и так далее - бесконечно сладко. И снова количество увеличивается, а качества нет. «Словом, есть над чем подумать, если думать вам не лень!», - как написал в детском стихотворении Роман Сеф. А нам не лень думать. И президенту - не лень. И Госдуме с Советом Федерации - не лень. Да и мне - а что мне еще делать? Так вот, чтобы количество перешло в качество, президент издает указ «О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в Российской Федерации» «в целях дополнительного привлечения внебюджетных финансовых ресурсов...». И уже позже появляется федеральная программа развития образования, утвержденная федеральным законом, где мною синим фломастером по белому подчеркнуто, что существует «острый дефицит финансовых средств», а самое главное - «ожидаемыми результатами развития образования являются: привлечение для финансирования системы образования дополнительных финансовых ресурсов, в том числе внебюджетных средств». К этому моменту я, уже двадцать с лишним лет придумывая, как привлекать к образованию наиболее талантливых людей, пытаясь применять современные технологии в этом деле, брал на себя не свойственные мне функции - я искал деньги. Мои любимые слова - «Московская консерватория», которые подразумевают одновременно и самый высокий сегодняшний уровень музыкального искусства, и суперконсерватизм, без которого невозможно ничто настоящее. А это всегда стоит дорого. Так и хорошее образование должно быть современным, консервативным и дорогим. И вот в одной из московских школ была реализована идея, когда родители по своему желанию становились финансовыми участниками образовательного процесса. Суть идеи в том, что родители могли бы использовать часть своих денежных средств так, чтобы они на время учебы в школе работали на их собственного ребенка. «То есть, - говорили они, - у меня есть «несколько денег». Так вот, пока мое чадо учится, пусть эти «несколько денег» поработают именно на него, а потом я их заберу». Последнее слово - ключевое во всей идее. Мои деньги временно работают конкретно на моего ребенка. А когда школа закончится, можно «несколько денег» направить на что-то другое. Теперь - внимание. Вся технология реализации идеи с самого начала. Родители, опираясь на упомянутый указ президента ь 1134 от 31.08.1999, а также на федеральную программу развития образования, утвержденную федеральным законом ь 51 Ф3 от 10.04.2000, становятся учредителями Общего фонда банковского управления «ИБК-Столыпин», зарегистрированного Центральным банком (регистрационный номер 04457913400047), и передают в доверительное же управление банку «Инвестиционная Банковская Корпорация» свои средства. Учредителями ОФБУ становятся 235 родителей учащихся школы, передав в общей сложности в доверительное управление банку 350 тысяч долларов США. А вот и сам механизм. Переданные родителями деньги банк вкладывал в доходные операции, выгоду от которых получала «Местная общественная организация содействия развитию школы». Администрация школы предоставляла смету необходимых расходов, и общественная организация, утверждая эту смету, осуществляла необходимое дополнительное финансирование образовательного процесса. Конечно же, родители-учредители изучили все положительные цифры банковской отчетности, которые показывали, как банк благополучно перевалил через кризис 1998 года, затем стал одним из 50 крупнейших банков России, и начали работать с этим банком. И вот что оказалось - с диалектикой все нормально. Удалось создать уникальную образовательную среду, попадая в которую дети учились познавать не только мир вокруг себя, но и себя в этом мире. Говоря на профессиональном языке, удалось таким образом соединить основное и так называемое дополнительное образование, что само слово «дополнительное» потеряло смысл. Дети не только постигают азы наук, учатся говорить на правильном языке, но и учатся ощущать этот мир - его многозвучность, многоцветность, наконец, учатся управлять своим собственным телом и т.д. Про джазовое образование в этой школе столько уже сказано и написано: Олег Лундстрем несколько раз дирижировал школьным оркестром, Лариса Долина с этим оркестром пела в концертном зале «Россия», это все объясняет. Школьный театр является базовым театром российской «Ассоциации, где играют дети». Школа находится в постоянном поиске новых форм образования. Так, например, в школе был открыт «Университет Александра Филиппенко», где народный артист России вживую знакомит детей с лучшими литературными образцами. В школе созданы условия для детей с разными физическими возможностями, проект, который, возможно, позволит когда-нибудь расшифровать для российского человека, к сожалению, так плохо усваиваемое понятие толерантности. В школу постоянно приезжают из разных российских городов, из других стран - в первую очередь увидеть, как атмосфера учебного заведения может стать элементом содержания образования. И, конечно же, главный вопрос у всех - финансы. А все, что они видят, и все, что получают ученики, новые российские граждане, стало возможным потому, что на идеи, кадры и оснащение есть деньги. Так вот, дополнительное финансирование позволило качественно изменить процесс образования. И вот что еще очень важно, описанная выше идея: а) абсолютно «белая», законная, то есть желаемый выход из тени произошел; б) абсолютно прозрачна, то есть легкоконтролируемая как родителями, так и Центробанком; в) при нынешнем низком культурном уровне товарно-денежных отношений такая схема обеспечивает независимость педагогов при ведении образовательных процессов, что всегда очень непросто (например, в частных школах); г) родители становятся соучастниками образовательного процесса. у вот бывает же - президент указал, Дума закон приняла - и стало получаться. Еще раз подчеркну: впервые в стране создалась совершенно законная схема дополнительного финансирования государственной школы с использованием банковского механизма. В древнегреческом театре момент, когда хор, проходя по схене (сцене) от одного края к другому, поворачивался на 180 градусов, назывался «катастрофой». Это сопровождалось громким пением, выкриками, шумами. В мае в Москве произошла катастрофа. Банк ИБК, просто говоря, закрылся. у там отобрали лицензию, ввели временную администрацию - все, как положено. о в отличие от Древней Греции все тихо, спокойно. И это - не август 1998 года, наоборот, экономика на взлете. А деньги из банка исчезли. Больше того, они исчезли из родительского фонда, которым управлял банк и по закону не имел права использовать эти деньги для решения своих проблем. Как так? Дело государственной важности, так как работает на государство, на государственную школу. Поскольку дело государственное, хочется к нему, к государству, и обратиться - помоги! Есть в русском языке одна тонкость, или специально так сделано. Слово «государство» - среднего рода. епонятно, как к нему обращаться. Как к женщине, матери, так это про Родину, тут уж мы «пафоса нагоним». А вот так просто (к государству): «Дядь, дай 10 копеек» - не получается, род не тот. Так, ну а если по понятиям? «ичто не возникает из ничего и не исчезает в никуда» - мы люди образованные. А государство? Тишина. (Заметили, что криминальные люди на «стрелках»-сходках договариваются, так как у них понятия одинаковые?) Может, у нас с государством понятия разные? Если кто-то что-то взял чужое и не вернул, он кто? А у этого порока, как говаривал Каганович, «есть имя, фамилия и отчество». И что же, бывший управляющий банком ИБК Г. Гайцгори спокойно себе живет и на вопрос: «Куда ушли деньги?» отвечает: «Мне сейчас трудно сказать. Я не управляю. Там другие люди». То есть закон его же и охраняет? Вот, может, наконец я понял, что это такое - вор в законе. Что же это за государство такое, для которого полмиллиона американских денег, на него же работающих, для него же и неважны? Так вот, когда бывший управляющий банком Г. Гайцгори не отвечает за огромные для образования, для государства деньги, то: - он дискредитирует только что воплощенную и начавшую работать идею дополнительного финансирования нищих образовательных государственных учреждений; - он поставил под угрозу вообще существование школы, которая для многих, простите за банальность, стала неким маяком, когда, побывав в школе, люди удовлетворенно говорили: «Слава богу (не верят, что кому-то другому), что в стране что-то начало меняться к лучшему»; - он злоупотребил доверием 235 человек, лишив денег, предназначенных для их детей; - он вообще убивает веру, что в образовании могут работать высокопрофессиональные люди с широким кругозором и что от школы не будет за версту нести убогостью во всем; и не переводимое ни на один язык слово «зябко» станет основой главного слова, определяющего существование школы, - прозябание. Вот за что надо отвечать управляющему Г. Гайцгори. Я вначале писал о своем бензобаке, шариковой ручке и игрушечной ракете. Опять же закон сработал, и количество исчезнувших вещей переросло в качество, которое государство должно назвать катастрофой. И ой как шумно должно быть по этому поводу. Так что по всем понятиям надо и за диалектику отвечать конкретному человеку Г. Гайцгори. И я думаю, родное государство может начать с малого и спросить: «Слышь, малый, поди сюда, за тобой должок передо мной, перед государством».
А пока я упорно жду его на «стрелке», мы все вместе ждем его на «стрелке», всей страной ждем его на «стрелке» - и того, кто на скважине, ждем, и того, кто по алюминию, ждем и тешим себя - задержался, обидно.
P.S. Я никогда не писал в газету, поэтому, оглядев написанное, удивился. Я никогда не вел диалога с ребятами, про которых один мой ученик сказал: «У них пальцовка - это такой сурдоперевод разговора по понятиям, чтобы понятнее было». Мне просто хочется быть понятым и не хочется а б с у р д о п е р е- в о д а.
Cергей КАЗАРОВСКИЙ, директор школы
Редакция просит генерального прокурора России В. Устинова и руководство Центрального банка России с предельным вниманием отнестись к этому материалу. Мы обязательно сообщим читателям о реакции должностных лиц. Также этот материал мы направляем в администрацию президента России, министру образования, в профильные комитеты Госдумы, депутатам Мосгордумы и, конечно, в правительство Москвы.
04.11.2002 === Cut End =====
Леонид. --- GoldED+/EMX 1.1.4 * Origin: TERRE DES HOMMES (2:461/141)
назад | Указатель рубрики | вперед |