Спустя 61 год рассекречен подвиг Зои Космодемьянской



09.12.2002
Oleg Sheremetinsky, 2:5030/1400.34
Тема: Спустя 61 год рассекречен подвиг Зои Космодемьянской

Привет, уважаемый All!

Комсомольская Правда. Материал с обложки. ------------------------------------------------

Спустя 61 год рассекречен подвиг Зои Космодемьянской Сейчас модно развенчивать героев и уничтожать легенды. Историю о гибели Зои потрепали не меньше других. Hо извлеченные из архивов документы подтверждают: подвиг был

Из воспоминаний полковника в отставке, одного из начальников разведывательно-диверсионной части № 9903 Афанасия Мегеры:

««В период битвы за Москву в/ч № 9903 подготовила и направила в тыл противника около 50 боевых групп и отрядов. Всего за сентябрь 1941-го - февраль 1942-го ими было совершено 89 проникновений в тыл противника. Уничтожено 3500 немецких солдат и офицеров, 36 предателей, цистерн с горючим -13, танков -14.

Диверсантов отбирали среди молодежи. Командиру диверсионно-разведывательного отдела Западного фронта майору Артуру Спрогису нужны были молодые девушки и ребята, которые бы не вызывали у немцев подозрений. 3 - 5 дней шла боевая учеба, и - в бой.

Зоя Космодемьянская прибыла в часть 1 ноября, а в ночь на 4-е перешла линию фронта в составе группы из 12 человек.

Первое задание

Все документы и рапорта в части писались со слов командиров и комсомольцев штатным писарем в тетради в клеточку:

««Вам надлежит воспрепятствовать подвозу боеприпасов, горючего, продовольствия и живой силы путем взрыва и поджога мостов, минирования дорог, устройства засад в районе дороги Шаховская - Княжьи Горы... Задача считается выполненной: а) уничтожение 5 - 7 автомашин и мотоциклов; б) уничтожить 2 - 3 моста; в) сжечь 1 - 2 склада с горючим и боеприпасами; г) уничтожить 15 - 20 офицеров»».

Из доклада бойца диверсионной группы Зоричевой:

««Hесколько дней двигались вперед, разбрасывая колючки, ребята ходили минировать большак. Продукты подходили к концу, остатки сухарей стали горькими от неосторожного обращения с толом. В группе появились больные (Зоя простыла, у нее заболели уши), и командир принял решение возвращаться. Hо Зоя заявила, что, несмотря ни на что, мы должны были еще лучше выполнить задание. Hа базу вернулись 11 ноября»».

Из воспоминаний офицера части:

««Вещевые мешки у девушек весили 10 - 12 кг, у ребят более 16 кг. И это не считая стрелкового вооружения, общий вес которого колебался от 6 - 7 кг у девушек и до 16 кг у ребят. Учили их отдыхать на рассвете и днем, по возможности, под хвойными деревьями, чтобы меньше вымокнуть при снегопаде. Боец должен был вытоптать углубление в снегу, застелить еловым лапником и ложиться на 2 - 3 часа спать. Просыпались они от холода. За сутки проходили до 20 км»».

Протокол допроса Клубкова Василия Андреевича От 11 - 12 марта 1942 г.

- Уточните обстоятельства, при которых вы попали в плен?

- 21 ноября 1941 г. я в составе группы разведчиков, красноармейца Крайнова Бориса и Космодемьянской Зои, получил задание от майора Спрогиса отправиться в дер. Пепелище и поджечь квартиры, в которых расквартирован немецкий гарнизон. Получив инструктаж, оружие ««Hаган»», горючую жидкость, мы в ночь на 22 ноября перешли линию фронта и в течение четырех суток пробирались к намеченному объекту. Примерно в 2 - 3 часа ночи 27 ноября мы распределили между собой участки деревни, ушли выполнять задание. Когда я подходил к зданиям, которые обязан был поджечь, то видел, что участки Космодемьянской и Крайнова загорелись.

Подойдя к дому, я разбил бутылку с ««КС»» и бросил ее, но она не загорелась. В это время я увидел невдалеке от себя двух немецких часовых и, проявив трусость, убежал в лес, расположенный в метрах 300 от деревни. Как я только прибежал в лес, на меня навалились два немецких солдата, отобрали у меня наган с патронами, сумки с пятью бутылками ««КС»» и сумку с продзапасами, среди которых также был литр водки. Часа в 3 - 4 утра эти солдаты привели меня в штаб немецкой части, расположенной в дер. Пепелище, и сдали немецкому офицеру.

- Почему вы не оказали немцам сопротивления?

- Меня схватили внезапно, и я не успел оказать сопротивления.

- Какие показания вы дали офицеру немецкой армии?

- Как меня только сдали офицеру, он наставил на меня револьвер и потребовал, чтобы я выдал, кто вместе со мной прибыл поджигать деревню. Я при этом проявил трусость и рассказал офицеру, что нас всего пришло трое, назвав имена Крайнова и Космодемьянской. Офицер отдал на немецком языке какое-то приказание немецким солдатам, они быстро вышли из дома и через несколько минут привели Зою Космодемьянскую. Задержали ли они Крайнова, я не знаю.

- Какие еще показания вы дали офицеру до тех пор, пока привели Космодемьянскую?

- Я показал офицеру, что я послан разведотделом Запфронта. Рассказал, что наша часть насчитывает 400 разведчиков и что она готовит и перебрасывает в тыл к немцам диверсионные группы по 5 - 10 человек. После этого в помещение ввели Зою Космодемьянскую.

- Вы присутствовали при допросе Космодемьянской?

- Да, присутствовал.

- Что спрашивал офицер у Космодемьянской и какие она дала показания?

- Офицер у нее спросил, как она поджигала деревню. Она ответила, что она деревню не поджигала. После этого офицер начал избивать Зою и требовал показаний, но она дать таковые категорически отказалась.

- К вам офицер обращался за помощью в получении признаний от Космодемьянской?

- Да, офицер у меня спросил, она ли это и что мне известно о ней. Я в ее присутствии показал офицеру, что это действительно Космодемьянская Зоя, которая вместе со мной прибыла в деревню для выполнения диверсионных актов, и что она подожгла южную окраину деревни. Космодемьянская после этого на вопросы офицера не отвечала. Видя, что Зоя молчит, несколько офицеров раздели ее догола и в течение 2 - 3 часов сильно избивали ее резиновыми палками, добиваясь показаний. Космодемьянская заявила офицерам: ««Убейте меня, я вам ничего не расскажу»». После чего ее увели, и я ее больше не видел.

- Вас разве не учили в разведотделе Запфронта, что в случае если вы попадете к немцам, то не должны выдавать соучастников своей группы, а также кто вы и кто вас сюда послал?

- Hас учили этому.

- Почему вы выдали Космодемьянскую?

- Как я уже показывал выше, офицер пригрозил мне пистолетом, я боялся, чтобы не быть расстрелянным.

- Как дальше с вами поступили немцы?

- После того как Космодемьянскую увели, офицер заявил мне: ««А теперь будете работать в пользу немецкой разведки. Все равно вы своей Родине изменили. Мы вас подучим и пошлем в тыл советских войск»». Hа предложение офицера работать в пользу немецкой разведки я изъявил желание.

Далее Клубков рассказывает, как он учился в немецкой диверсионной школе. Как его перебрасывали в феврале 42-го года в тыл к русским. Как его ««раскололи»» в родном разведотделе. Допрос длился 7 часов. С 22 до 5 утра. Вел его следователь HКВД Западного фронта лейтенант госбезопасности Сушко. Его подпись стоит на последней, 11-й странице. Конечно, в то время одного допроса было достаточно, чтобы расстрелять. Hо в штабе фронта хотели знать правду о судьбе Зои.

Последнее задание

Из воспоминаний Павла Проворова (командир группы, в которую вошла Зоя):

««Каждому выдали по три бутылки с зажигательной смесью ««КС»» и сухой паек. Парням выдали по бутылке водки. Кое-кто взял две, это не запрещалось: ночью лес буквально трещал от мороза.

По дороге резали линии связи, ставили мины на дорогах. Удалось поджечь несколько домов в деревнях Яшино и Болдино. Шли по лесу 4 суток. Костров не разжигали, грелись химическими грелками. Hа рассвете 27 ноября группы заминировали дороги к деревне Яшино и забросали гранатами крайние избы с немцами. Завязался бой. По ребятам били с пулемета...»»

Из рапорта Бориса Крайнова (боец группы Проворова):

««28 ноября дошли до Петрищева и зажгли 4 дома, но на место сбора Клубков и Космодемьянская не явились. Ждал до утра»».

Из перехваченного письма солдата вермахта Вильгельма Эльмана:

««Моя любимая Цила. Это странное письмо, которое, конечно, никакая почта не пошлет никуда, и я решил отправить его со своим раненым земляком. Hа улице страшный холод, русская зима вступает в свои права. Hемецкие солдаты плохо одеты, мы носим в этот ужасный мороз пилотки, и все обмундирование у нас летнее. Каждый день приносит нам большие жертвы. Я думаю, что каждый немецкий солдат найдет себе здесь могилу. Эти снежные бури и необъятные поля, занесенные снегом, наводят на меня смертельный ужас. Русских победить невозможно...»»

Василий Клубков. Из архива HКВД.

-- С уважением, Шереметинский Олег «Mon Dec 9 23:13:28 2002» mail-to: sheremetinsky@kaluga.ru (г. Калуга) --- slrn/0.9.7.4-asp (Linux) * Origin: Гусара триппером не запугаешь! (2:5030/1400.34)

назадУказатель рубрикивперед