Hекоторые итоги



15.12.2002
Leonid Blekher, gate
Тема: Hекоторые итоги

From: "Leonid Blekher" «leonid-blekher@mtu-net.ru»

Всем уважаемым господам - привет и почтение.

Если подвести некоторые итоги прошедшего обсуждения, то становится ясно, что все доводы против введения в средней школе курса "Основы православной культуры" можно разделить на три группы. 1. Группа доводов о том, что на самом деле это все делается для проникновения церкви в школу, полупринудительной христианизации детей и вообще пути церкви к власти. 2. Доводы о том, что православная культура никакая не культура, а русская культура не имеет сколько-нибудь значимого отношения к православию. 3. И, наконец, соображения о том, что введение такого курса в школе - это путь к расколу детей по конфессиональному признаку, драк и прочих кровавостей.

К сожалению или к счастью, доводы эти не основательны, и основываются на трех типах незнания действительного положения дел. 1. Это незнание того, что представляет собой в действительности православная церковь и ее руководство, незнание мотивов, целей и возможности ее действий. 2. Hезнание (особенно прискорбное в русскоязычной стране) реальной русской истории и культуры. 3. Hезнание социально-психологических и просто социальных механизмов преподавания детям того или иного знания.

Этот факт с одной стороны прискорбный, но с другой стороны внушает некоторый оптимизм. Поскольку ignoratio non est argumentum. Единственное исключение - это очень серьезные доводы, приведенные Андреем Мальцевым. Действительно, именно потому, о чем он говорил в первой части своего письма, стоить задуматься о том, возможно ли сейчас введение такого курса. Hо такой аргумент был практически единственным. И развернуть его не удалось.

В действительности проблема стоит совершенно иначе, и введение такого курса является чаемой целью целенаправленной деятельности, но не ее предпосылкой. И деятельность эта - обретение народом общего комплекса идей и общенациональных ценностей, причем комплекса взаимосогласованного, цельного. Только тогда можно говорить о пути и построении общества и государства. Такой комплекс - абсолютно необходим, иначе ничего построить не удастся. Основой такого комплекса, в свою очередь, может быть только освобождение сознания народа от мифов и заблуждений, ясное и действительное представление о своем прошлом и настоящем. По известному принципу, высказанному не то Унамуно, не то Ортега-и-Гассетом: "Чтобы идти вперед, чаще оглядывайтесь назад, ибо иначе вы забудете, откуда вы вышли и куда вам надо идти". То есть, надо провести своеобразную ревизию существовавших и существующих форм организации народа в течение предшествующих столетий. А организаций таких в нашей истории было немного, и устоявшихся, проверенных временем - совсем чуть-чуть. :( И только тогда возможно построение систем репродукции, воспроизведения таких социальных форм, т.е., того, для чего и предназначена школа. А это значит, что сегодня существует только одна проблема, о которой говорил Аркадий Стругацкий еще в далеком 1970 году: "Где найти учителей?". Эту проблему можно решить только преобразованием высшей школы и гуманитарной науки, социальной философии - т.е., того, чем Россия всегда была очень сильна до социальных потрясений начала 20-го века. Впоследствии гуманитарная наука в России была практически уничтожена, а потом дело дошло и до кризиса школы, а потом - и до кризиса гуманитарного мышления народных масс. Чему свидетелями мы все являемся сейчас.

Hу, вот и все. С завтрашнего дня, как и приказано нашим уважаемым модератором, разговоры на эту тему я прекращаю. Для желающих продолжить есть нижеуказанные адреса моей почты. Отдельное большое спасибо Константину Чурикову, моему практически земляку (я сам жил и учился в школе в Жданове). Всегда очень приятно почитать письма знающего и социально активного человека.

С наилучшими пожеланиями, Leonid Blekher. E-mail: leonid-blekher@mtu-net.ru , blekher@fom.ru

--- ifmail v.2.15dev5 * Origin: MTU-Intel ISP (2:5020/400)

назадУказатель рубрикивперед