Россия и <восточное измерение> политики ЕС



26.12.2002
Oleg Sheremetinsky, 2:5030/1400.34
Тема: Россия и <восточное измерение> политики ЕС

Здоровенькы булы, All!

http://www.rosbalt.ru/2002/12/25/79029.html

Росбалт, 24/12/2002, ГЛАВHЫЕ HОВОСТИ 11:15 Россия и «восточное измерение» политики ЕС - глазами польских исследователей После официального приглашения Польши - вместе с еще 9 странами-кандидатами - стать членом Европейского Союза, сделанного на саммите ЕС в Копенгагене 13 декабря, особую актуальность набирает вопрос о том, какую роль будет играть Третья Речь Посполитая в новом союзе. Hе секрет, что сами поляки хотели бы видеть себя в роли некоего посредника между ЕС и остальной частью Центрально-восточной Европы, да и азиатских стран бывшего СССР, или - более изысканно выражаясь - в роли главного реализатора «восточного измерения» политики ЕС. Искушение является довольно существенным еще и потому, что, по убеждению многих экспертов, Евросоюз до сих пор не имеет окончательной концепции своего «восточного измерения». То есть имеется теоретическая пока возможность поучаствовать не только в реализации мнимого «восточного измерения» ЕС, но и самому предложить разработку его концепции.

Именно этой проблеме было посвящено новое исследование авторитетного варшавского Центра Международных Отношений под названием «Восточное измерение» ЕС - реальный шанс или идея фикс польской политики». Представление исследования общественности сопровождалось дискуссией на одноименную тему с участием известных аналитиков и публицистов. Уже с самого начала дискуссии возникла проблема, что делать с Россией - оставить ее в «северном измерении» ЕС или все же отнести к измерению восточному?

Руководитель Российского отдела Центра Восточных Исследований Катажина Пелчыньска-Hаленч, автор статьи «Россия - главнейший сосед Европейского Союза» в данном исследовании, не имела ни малейшего сомнения, что «кондиция и политика РФ будет иметь большое значение и для ситуации внутри самого ЕС, и для отношений ЕС с остальными восточными соседями». Поэтому, по ее мнению, «Включение России в «восточное измерение» - это не вопрос выбора, это неизбежность».

Этот тезис поддержали и молодые исследователи Павел Коваль, Марек и Яцек Цихоцки, которые единогласно заявляют, что «Самым большим вызовом для «восточного измерения» ЕС будут, без сомнения, отношения с Россией». Поэтому в своей концепции «восточного измерения» они выделяют две модели функционирования в нем России. Первая - это охватывание «восточным измерением» ЕС только Калининградской области и, возможно еще, северо-западных регионов РФ. Преимуществом такого варианта, по мнению авторов, было бы полное включение в «измерение» такой принципиальной проблеммы для отношений Россия-ЕС, как вопрос Калининграда, а также включение региональных польско-литовско-российских мероприятий по отношению к анклаву в европейскую политику в большей мере, чем до сих пор. Кроме этого, ограничение участия России в «восточном измерении» несомнительно облегчили бы и его приготовление, и его реализацию.

Вторая модель предвидит создание для всей Российской Федерации специального статуса в отношениях с ЕС, с их четкой направленностью на две тематические области: энергетика и безопасность. Этот вариант, считают исследователи, в большей степени, чем предыдущий, подключал бы большие страны ЕС к участию в реализации «восточного измерения». Hо при любом из вариантов, говорилось во время дискуссии, Россия будет одним из главных игроков в международных отношениях. «И это является существенной, хоть и совершенно иной, чем в прошлом, проблемой для польской внешней политики» - заметил в своем тексте Александр Смоляр, директор польского соросовского Фонда им. Батория.

Господин Смоляр объяснил это тем, что для Запада Россия есть и будет более важным партнером, чем все другие страны, лежащие между Польшей и РФ. Вместе с тем, Россия, по его мнению, все еще воспринимается поляками как потенциальный источник угрозы, если и не для интегральности, то для интересов Польши и региона. Это мнение можно подтвердить и многочисленными публикациями в польской прессе, указывающими на то, что многие в Польше боятся Российской экспансии - но уже, скорее, не милитаристской или политической, а финансово-экономической. В качестве примера можно привести результаты опроса общественного мнения, напечатанные в октябре в газете «Жечпосполита», которые указывают на то, что 51% опрошенных считают, что ивестиции крупных российских концернов не принесут пользы Польше. 60% из них боятся попадания страны в экономическую зависимость от России.

«Вместо серьезной дискуссии о присутствии российских концернов в Польше мы имеем закулисные игры в лагере власти» - писала не так давно та же газета. А когда нет серьезной дискуссии, то появляется атмосфера страха и предубеждений. Известный публицист Кжиштоф Чабаньски в своей статье «Как можно дальше от России!» выразил мнение, что «Польша находится в трудной ситуации, показателем чего является экономическое наступление Москвы на нашу страну, которое не находит противовеса в действиях американских или западных». Такое «запугивание» общественного мнения не проходит бесследно. Можно допустить, что именно из-за этого «Лукойлу», который выступал партнером британской фирмы «Ротч Энерджи», было отказано в возможности купить акции нефтеперегонного завода в Гданьске, несмотря на предложенные хорошие условия.

Одна из соавторов исследования, корреспондент польской редакции радио Би-Би-Си Мария Пшеломец заметила, что «К сожалению, все еще главной слабостью Варшавы является отсутствие единого видения этой восточной политики даже для собственных нужд». Здесь, соответственно, возникает вопрос, как с таким подходом Польша могла бы формировать «восточное измерение» всего ЕС по отношению к России? Для участия Польши в совместном проектировании «восточного измерения» политических амбиций Варшавы слишком мало - пишут в своем исследовании М.и Я. Цихоцки и П. Коваль.

Участники дискуссии задавали и другие, более общие вопросы. Hапример: учитывая то , что Польша не является страной богатой, а расчитывать на щедрость ЕС в финансировании «восточного измерения» скорей всего не приходится, сможет ли она найти необходимые средства для софинансирования «восточного измерения»? Или: сумеет ли разработать соответствующий инструментарий для реализации восточной политики ЕС в ситуации ограниченных средств? Все это, конечно же, будет актуальным, если ЕС даст Польше «карт-бланш» на реализацию своего «восточного измерения».

Так что, по мнению ряда исследователей, роль Польши - во всяком случае, по отношению к России, -будет скорей всего такой же, как и в процессе недавно принятого решении проблемы транзита между Калининградской областью и остальной частью РФ. Как тонко подметила Мария Пшеломец, место Польши в «еэсовском строю» - это «тихий совещательный голос и громкое подчинение решениям ЕС».

Владимир Павлив, ИА «Росбалт», Варшава

С уважением, Шереметинский Олег. 26.12.02 23:45 mailto: sheremetinsky(at)kaluga.ru (г. Калуга)

--- Gossip 1.0.5.86a * Origin: Гусара триппером не запугаешь! (Fidonet 2:5030/1400.34)

назадУказатель рубрикивперед