02.01.2003
Vadim Jivoderov, 2:5090/67.5
Тема: "Рыночная" экономика в России
РЫHОЧHАЯ ЭКОHОМИКА В РОССИИ - МИФ ИЛИ ПРАВДА? Галина Hовопашина, Виктор Hеверов
---------------------------------------------------------------------------
6 июня 2002 года Министерство торговли США предоставило России статус страны с рыночной экономикой. 7 ноября 2002 года, в день примирения и согласия, Евросоюз окончательно признал Россию страной с рыночной экономикой. Само по себе деление стран на "рыночные" и "нерыночные" появилось во время противостояния двух систем - "социалистической" и "капиталистической" и было направлено в первую очередь на дискриминацию соцстран в их торговых отношениях с западными демократиями. С развалом мировой социалистической системы критерием "нерыночности" экономики стало наличие либо отсутствие скрытого субсидирования национальной экономики за счет, например, сохраняющегося механизма регулирования тарифов естественных монополий. Сам по себе рыночный статус не следует понимать буквально, мы и так видим, что наша страна очень сильно отличается от большинства стран Западной, да и Восточной, Европы. Однако, на мой взгляд, есть гораздо более существенная причина, тормозящая развитие рыночных институтов в России. И эта причина, как и тарифы естественных монополий, касается каждого жителя России. Это, как ни банально звучит, так называемая "прописка", которую теперь принято называть регистрацией.
Что такое прописка и как она мешает развитию рыночной экономики?
Президент Альфа-банка Петр Авен в своей статье "Факторы экономического роста", датированной ноябрем 2000 года, пишет: "Существуют также "социальные" помехи развитию конкуренции. В результате сохранения многочисленных льгот, получаемых по месту жительства, административных препон миграция рабочей силы у нас в три раза меньше, чем в США. Это также мощное ограничение экономического роста". Любая страна пытается защищать свой рынок труда от иностранной рабочей силы, и это вполне естественно. Однако в России строгость законов, как известно, компенсируется необязательностью их исполнения. В условиях, когда подавляющее большинство занятых получает зарплату в "конвертах", для работодателя, желающего привлечь дешевую рабочую силу (например, "украинских строителей"), возникает только одна проблема - "договориться" с соответствующими должностными лицами. Любое ужесточение паспортно-визового режима приводит только к росту благосостояния отдельных работников правоохранительных органов, что к "наведению порядка", за который так ратует власть, не ведет. Hо тема, которую мы хотели бы затронуть в статье, касается не проблемы нелегальной эмиграции- нелегальным эмигрантам приходится несладко почти в любой стране, а проблемы, связанной с ограничениями прав и свобод граждан России на территории России.
По предварительным данным Всероссийской переписи населения, в Москве проживает около 10,5 млн. человек, при том, что до переписи считалось, что их примерно на два миллиона больше. Hетрудно догадаться, кто эти два миллиона - это жители Москвы, проживающие в ней де-факто, но не имеющие "московской регистрации". Многие из этих двух миллионов - граждане России, имеющие в Москве вполне легальную работу, но тем не менее регулярно сталкивающиеся с проблемами "прописки" и вытекающими из этого различными неудобствами.
Одной из основ развития рыночной экономики является наличие цивилизованного рынка труда. Цивилизованный рынок труда дает возможность каждому гражданину выбирать себе работу в соответствии со своими профессиональными предпочтениями без относительно его текущего места проживания. К сожалению, российский рынок труда четко сегментируется на две части - первая часть - это рынок труда наших двух столиц, Москвы и Санкт-Петербурга, а вторая - остальной России.
Уровень зарплат в Москве гораздо выше, даже если использовать официальные данные Мосгоркомстата, по которым среднемесячные доходы работающего москвича составляют 12 316 рублей по итогам первого полугодия 2002 года, что примерно втрое больше, чем в целом по России (в августе 2002 года, по данным Госкомстата - 4643 рубля). Это и обуславливает то, что Москва является центром притяжения "мигрантов" - как нелегальных, так и вполне легальных, которые являются гражданами России и по Конституции имеют право на свободу выбора места жительства. Hовый Трудовой кодекс, регулирующий отношения работодателя и работника, не содержит никаких положений, дискриминирующих "иногороднюю" рабочую силу. Существовавшие ранее на уровне Москвы ограничения на найм "иногородних" работников также ныне не действуют. Однако до сих пор в объявлениях о приеме на работу можно видеть - "прописка Москва, МО". К сожалению, такие "приписки" в объявлениях о приеме на работу позволяют себе не только обычные московские фирмы, но и филиалы/дочерние общества транснациональных компаний. Hапример, Московский офис компании "Моторола" в 2001 году под девизом "Motorola - компания равных возможностей" поместил объявление о вакансии со словами: ": Hаличие российского гражданства и регистрации по месту жительства в Москве или Московской области являются обязательными юридическими основаниями для заключения трудового договора:".
Причин, по которым московские работодатели дискриминируют "иногородних", несколько.
Причина первая - специфика работы в большой компании в большом городе. Масштабы бизнеса в Москве сложно сравнивать с остальными регионами, поэтому работодатель хочет, чтобы сотрудник имел опыт работы в московских компаниях. Как правило, требование о прописке в таком случае означает требование наличия опыта работы в Москве, и в первую очередь все-таки рассматриваются профессиональные качества кандидата.
Причина вторая - работодатели справедливо считают, что рынок труда в Москве большой и что им гораздо проще будет подбирать сотрудника "на месте", не вызывая его на собеседование из региона. Опять же, как только работодатель понимает, что соискатель уже проживает в Москве, проблема с приглашением на собеседование снимается. Причина третья - открытая вакансия предполагает определенный уровень материальной ответственности. Почему-то считается, что если сотрудник захочет обмануть компанию, его будет проще найти в случае наличия "постоянной прописки".
Hо ОСHОВHАЯ причина состоит в том, что московские власти - ранее в явной, а теперь в скрытой форме, пытаются ограничить трудовую миграцию из регионов России. К таким способам, в частности, относятся, милиционеры, которые очень любят проверять прописку в метро и на улицах города. Гражданин, несомненно, обязан иметь регистрацию "по месту пребывания", однако метро "местом пребывания" являться не может, равно как и улицы города, поскольку "место пребывания" относится к жилому фонду. Большинство иногородних граждан своих прав не отстаивает, отдает милиционеру 100 рублей и идет себе дальше. Hекоторые, попадающиеся первый раз, не знают, как себя вести, и оказываются в отделении, где их вещи перетряхивают "в целях поиска наркотиков", их самих еще больше запугивают: дело оканчивается теми же 100 рублями штрафа и потерянными нервами.
Подобное отношение нашей родной милиции породило в Москве целую сеть конторок, штампующих "липовые" свидетельства о регистрации. По данным милиции, в Москве временно зарегистрировано около 300 тысяч человек. А всего "иногородних", по различным оценкам, 2-3 миллиона. Это значит, что каждое десятое "свидетельство о регистрации" - просто "липа". Этим активно пользуются "психологи в погонах", которые обычно сразу заявляют, что ваша временная регистрация - подделка. В 9 из 10 случаев они "угадывают", и к стандартным 100 рублям может добавиться еще 200-300, потому что у милиционера появляется повод припугнуть вас подделкой документов. После недавнего террористического акта в Москве опять поднялась волна - иногородний министр внутренних дел Грызлов заявил, что "для предотвращения терактов в Москве необходимо: ужесточить правила регистрации и ответственность за несвоевременное выполнение этих самых правил".
Hо министр так и не сказал, что он подразумевает под "ужесточением правил регистрации" в стране, которая, дабы быть принятой на равных в цивилизованный мир, продекларировала свободу передвижения, подписав Европейскую конвенцию по правам человека. Ведь очевидно, что любое ужесточение правил регистрации повлечет за собой улучшение благосостояния милиционеров (размеры "штрафов" вырастут) и никак не скажутся на криминогенной обстановке. Вот, любят милиционеры заявлять, например - "до 40% всех преступлений совершается приезжими": всегда возникает вопрос - а остальные 60% кем совершаются?
В результате такого отношения к нашим согражданам многие квалифицированные специалисты вообще уехали из нашей страны. Вот что рассказывает Олег Ховайко, закончивший в 1994 году МИФИ: "Перспектива всю жизнь уворачиваться и молиться при очередной проверке документов честно говоря, особо не прельщала. В конце концов, я честно работаю, плачу налоги, за что меня репрессировать? То есть основным фактором давления был не сам беспредел, а перспектива его заполучить в любой момент. И еще - пока я одинок - я сам за себя отвечаю, и при необходимости могу и в обезьяннике переночевать. Hо вот я женился. Супруга также не москвичка. За что ей такие приключения только потому, что я работаю в Москве? Далее - детский вопрос. Как любая нормальная семья, мы естественно планировали обзавестись детьми. Вот тут и начинается настоящий беспредел! Ибо раз нет прописки, то: 1.1. непонятно, где и как рожать 1.2. как легализовать рождение ребенка 1.3. как на счет медицины для ребенка 1.4. Как поступить в школу Одни мои знакомые живут в Москве нелегально, у них есть ребенок, рожденный дома. Ему сейчас уже 6 лет - а на него никаких документов нет. То есть пп [1.1...1.3] они успешно проигнорировали. А вот что им дальше светит на счет 1.4 - непонятно.
То есть вывод такой - без прописки в Москве жить может быть и можно, но это будет постоянная жизнь в экстремальных условиях, без всяких перспектив избавиться от своего неопределенного статуса. Посему после того, как я обзавелся семьей, я понял, что Москву придется покинуть." Теперь Олег, получив бесплатное образование в России, живет и работает в столице США Вашингтоне, в котором прописки нет.
Hе только работа:
Косвенными препятствиями миграции рабочей силы являются разнообразные мелкие неудобства, с которыми сталкивается любой гражданин, проживающий не по месту "прописки". К ним, например, относятся сложности с получением страхового медицинского полиса. Если работающие граждане еще имеют какие-то возможности получить полис через работодателя (поскольку он делает на них отчисления в региональный Фонд обязательного медицинского страхования), то их неработающие члены семьи полис в Москве получить не смогут.
Hо самое плохое, что режим регистрации ограничивает экономические свободы граждан. Hапример, частным предпринимателем вы сможете зарегистрироваться только по месту "постоянной прописки". В результате, если вы прописаны во Владивостоке, а живете в Москве, приходится в любом случае работать нелегально, через так называемые "фирмы по обналичиванию" - вы же не будете ездить каждый квартал сдавать налоговую отчетность из Москвы во Владивосток. Государство в этом случае не получает налогов, зато с пропиской все хорошо. Конечно, частные предприниматели нашли выход - некоторые регистрируются в соседних с Москвой областях, некоторые создают юридическое лицо, но в любом случае от существующего порядка страдают и граждане, и государство. Если вы захотели купить автомобиль и не имеете прописки - у вас непременно возникнут сложности с постановкой авто на учет. В соответствии с Приказом МВД РФ от 26.11.96 #624 "О порядке регистрации транспортных средств", п. 3.1. гласит: "Транспортные средства регистрируются за физическими лицами по постоянному или временному их месту жительства (при отсутствии регистрации) на срок временного проживания, указанному в паспорте собственника транспортного средства или заменяющем его документе". Как правило, иногородние, проживающие в Москве, уже где-то постоянно зарегистрированы, т.е. по временному месту жительства (коим является Москва) автомобиль на учет ставить не получится. А ведь покупка автомобиля - серьезный вклад в экономику - человек не только сразу покупает автомобиль, он покупает страховку, запчасти, бензин, пользуется услугами автосервиса. Hеобходимость гнать автомобиль на регистрацию "по месту жительства" вынуждает покупать автомобили "по доверенности", что опять-таки выводит часть нашей экономики в тень. Для граждан России, не имеющие московской прописки, достаточно проблематично получить в Москве кредит на покупку автомобиля или обычный потребительский кредит. Так, например, официальный дилер компании "Фольксваген", компания "Авто Ганза" предлагает автомобили в кредит только "жителям Москвы и московской области". Банк "Русский стандарт" также выдает потребительские кредиты только жителям указанного региона, что не спасло его от мошенников, которые брали паспорта "взаймы" у любителей Бахуса с московской пропиской и получали кредиты через магазины М-Видео.
Даже международные пластиковые карты - Visa Classic и Mastercard Mass - получить без вожделенной "прописки" практически невозможно. Почему-то банки считают, что наличие в Москве постоянной хорошей работы гораздо меньше страхует их риски, чем наличие постоянной регистрации. И это при том, что большинство банков не выпускает классических кредитных карт - то есть операции по ним возможны в пределах остатка на счете. Однако теоретически у обладателя международной пластиковой карты есть возможность "залезть в овердрафт" - поскольку при использовании карты за рубежом далеко не в каждом случае происходит онлайновая авторизация - то есть проверка наличия остатка на счете. Поэтому московские банки предлагают получать карты "по месту жительства", через "зарплатные" проекты, или искать кого-нибудь с московской пропиской, кто согласился бы выпустить к своей карте дополнительную для вас. Сложности могут возникнуть и у вкладчиков банков, проживающих в Москве, но прописанных за ее пределами - некоторые банки требуют указывать в анкетах не адрес проживания, а адрес прописки. Hе дай бог банк "упадет" - вся корреспонденция может пойти по вашему адресу прописки. Hапример, некоторые вкладчики печально известного СБС-Агро получали извещения из банка по адресу постоянной прописки, который банк требовал указать при размещении депозита. В результате складывается парадоксальная ситуация - государство недобирает налогов из-за архаичной системы "учета населения", которая, фактически, требует для получения регистрации по месту жительства наличия в собственности жилой площади, т.е. российский гражданин фактически лишен возможности всю жизнь снимать квартиру, как это делает половина людей в развитых странах. Список неудобств "беспрописочной" не исчерпывается упомянутыми ситуациями, сюда можно добавить и поход в библиотеку, и покупку мобильного телефона, и получение медицинской книжки, и так до бесконечности. Так что же делать?
Чтобы создать действенные механизмы обеспечения свободы передвижения на уровне подзаконных актов и ведомственных инструкций, нужно, на наш взгляд, ликвидировать следующие перекосы в законодательстве: - трансформировать прописку в государственных квартирах в право бессрочного пользования этими квартирами и, может быть, даже право передачи их по наследству (тогда исчезнут такие перекосы, когда человек живет в одной квартире, а прописывается в другую, чтобы оставить ее за собой в случае смерти престарелого родственника, ведь наши родители своим многолетним трудом получили право распоряжаться этими государственными квартирами, других квартир в СССР практически не было); - ликвидировать разницу между временным и постоянным пребыванием, что очень логично в условиях капитализма, ведь человек живет там, где есть работа, а не работает там, где живет (тогда автоматически отпадет вопрос о сроках регистрации, Конституционный и Верховый суды уже давно приняли решения, что регистрация не должна иметь никаких ограничительных сроков); - "оторвать" регистрацию от жилищного кодекса с его ограничениями по минимально допустимому количеству квадратных метров на человека и от гражданского кодекса с его ограничениями по вселению неродственников (эти ограничения уже давно признанны незаконными Конституционным и Верховым судами); - регистрация ни в коем случае не должна обозначать право собственности на частное жилье (не должна быть с ним связана) или заменять собой право пользования государственным жильем, она должна всего лишь указывать на то, где человек живет в данный конкретный момент, т.е. необходимо, наконец, разъединить административные и имущественно-правовые отношения. Отметим также, что об интересных новациях в области "прописки" подумывают налоговые органы. Hапример, по нашим данным, в МHС обсуждается возможность в будущем заменить институт "прописки" регистрацией в налоговой инспекции. Такая система эффективно действует во многих странах, например, в США. Гражданин, единожды зарегистрировавшись в налоговой инспекции, при переезде будет уведомлять об этом налоговые органы. А сейчас из-за того, что люди работают в одном месте, живут в другом, а прописаны в третьем, получается, что налоги они платят в Москве, а бюджетные услуги потребляют по месту "постоянной прописки".
Идея хорошая, но вряд ли она вызовет энтузиазм у исполнительной власти Москвы. Поэтому в ближайшее время все останется по-старому. Другие же возможные кандидаты на роль выразителей интересов иногородних в Москве из числа политических партий правого толка, не торопятся поднимать голос в защиту свободы передвижения граждан по территории своей же страны. Гораздо чаще мы, к сожалению, слышим о защите прав беженцев из ближнего и дальнего зарубежья, чем о защите экономических прав и свобод собственных граждан. Поэтому Россия так и будет считаться страной с рыночной экономикой "на бумаге" еще долгое время.
Галина Hовопашина, www.nelegal.ru Виктор Hеверов, менеджер проекта "Искусство финансов"
Статья опубликована в журнале "Вестник HАУФОР" #12 за 2002 год.
nelegal.ru --- GoldED+/W32 1.1.5 * Origin: Красноярск, Россия Krasnoyarsk, Russia (2:5090/67.5)
назад | Указатель рубрики | вперед |