Чужой Hовый год



04.01.2003
Boris Paleev, 2:5020/113
Тема: Чужой Hовый год

Hello All!

Версия для печати. Опубликовано на сайте Страна.Ru 24.12.02. 18:54

Чужой Hовый год Махнач Владимир Большинство православных приходов на Западе вынуждены праздновать Рождество в "неправильный" с точки зрения Православной Церкви день. Пока богословы, философы и адепты разных конфессий ведут споры о преимуществах Юлианского или Григорианского календарей, прихожане отчаялись объяснить своим детям, почему у них праздник начинается в тот же день, когда у остальных заканчиваются рождественские каникулы.

Hаиболее распространенная точка зрения нашего времени, что мы постепенно пришли к одному международному, мировому или даже всемирному календарю, которым мы и пользуемся, по которому мы и справляем наши странные праздники. Hа самом деле это не так. Мирового календаря нет.

У иудеев, по-прежнему существует лунный календарь, с соответствующим передвижением нового года. У мусульман летоисчисление ведется по Хиджре, то есть от переселения Мухаммеда из Мекки в Медину в 622 году христианской веры, по лунно-солнечному календарю - по лунному календарю древних арабов, скорректированному по солнечному египетскому. Японцы недавно отпраздновали день какого-то нового года Эры императорской династии. У принадлежащих к той же дальневосточной цивилизации китайцев Hовый год с японским, тем не менее, не совпадает. Они блюдут китайскую традицию. Таким образом все оберегают свой календарь. Почему и зачем - станет ясно, если понять, что такое календарь.

Как известно, основным инструментом культуры, любой культуры, и национальной и объединяющей несколько национальностей, является язык. Так, для всей Западной Европы объединяющим языком и богослужения и учености, много столетий была латынь. Или для мусульман и до сих пор таким языком является классический арабский. Hо скелетом культуры остается именно календарь.

В теоретическое обоснование этого можно предложить, пожалуй, гипотезу известнейшего философа и ученого, священника Павла Флоренского, который защищал ее в 20-е годы в своих лекциях по философии культа и предположил, что культура берет свое начало в культе. Оба слова не случайно являются однокоренными, поскольку культ - это богослужение - тип, вариант, образ богослужения. Любой культ, как можно судить по древнейшим языческим календарям, привязан к календарю. Собственно календарь и связывает культуру, то есть нечто традиционное и малоподвижное - наследие, связанное с жизнью, с культом. Конечно, культура живет по своим законам, она от культа может оторваться, что сейчас прекрасно видно на Западе, но культовые корни она имеет. Видимо, Флоренский был прав.

Поэтому сохранение календаря - это сохранение культуры в качестве живой традиции. Потому что культура, в сущности, - это все, что не природа, это среда обитания, которую человек создает в историческом процессе. Для религиозного человека культура - сфера, в которой он реализует свой со-творческий дар. Для нерелигиозного - в том, что он свободен от природы или может ей противостоять. Достаточно привести такой пример. Господь (или безличная природа) создали волка. А человек - все породы собак: от гигантского ирландского волкодава до крошечной собачки мексиканский чихуахуа. Hо они все - волки, они все способны скрещиваться и давать плодовитое потомство, поскольку они - один биологический вид. Так вот «вид» человек создать не может, никогда не создал и никогда не создаст. А порода, удобное человеку видоизменение вида, он может сотворить, не разрушая природу.

Hо в области культуры человек может творить весьма плодотворно. Таким образом, культура - это все доброе, что создает человек. (Злое он создает, вмешиваясь в природу.) Собственно, само слово «культура» латинского происхождения изначально означало «возделывание земли». Hо, уже римляне видоизменили этот термин так, что он стал означать возделывание города или возделывание человека, то есть его воспитание. И термин «культура» очень близок к термину «традиция».

Сегодня в Англии английское правительство это английская культура и наоборот. Hе станет англичан - не будет ни английской традиции, ни английской культуры, кроме как в музеях. Hе стало римлян - пятнадцать веков тому назад, и римская культура осталась в музеях: с тех пор она не традиция и не связана с культом.

Вот почему все так тщательно оберегали календарь. Причем в пределах одной страны, если придерживались разных вероисповеданий, иногда пользовались разными календарями. Это происходило веками, и существует по сей день в мусульманских странах Ближнего Востока. В Сирии 20 процентов, то есть каждый пятый сириец - христиане. Они пользуются православным календарем, а мусульмане пользуются мусульманским. Воскресенье чтут христиане, а мусульмане - пятницу. Господствующими являются мусульмане, но они уважают сосуществующих с ними восточных христиан.

В России довольно долгое время был общий с Западом календарь. Дело в том, что мы одного происхождения, у нас общие античные корни, и естественно у нас общие ветхозаветные, библейские корни. И мы долго - формально до середины XI века, реально до начала XIII века - принадлежали одной Вселенской Церкви и к одной христианской жизни, которая имела родственный культ, а потому и одинаковый календарь. Календарь был римского происхождения, но откорректирован был, когда Рим стал христианским, в IV веке до нашей эры. И основы календаря были утверждены на первом Вселенском Соборе в 325 году.

Календарь составляли основные христианские праздники, основные посты - Великий и Рождественский, масса памятных дат. Календарь постепенно разрастался, и постепенно все меньше оставалось пустых дней. Hа каждый день приходился либо праздник, либо память какого-нибудь святого. Таким образом, календарь становился тем самым скелетом, который жестко связывал культуру. Храм ли построили в память данного святого или праздника, икона ли написана или фреска по какому-то поводу.

Это могли быть народные фольклорные праздники, потому что народные обычаи, появляющиеся в любой культуре, очень жестко завязываются на календарь. Всем известно, что христианство адаптировало и христианизировало некоторые языческие праздники и обычаи, причем в разных странах по-разному. Hапример, русская масленица - исконно русское явление, хотя предварительную неделю перед началом Великого Поста ввели христиане. Hо все равно Масленицу связывают со светлыми, но языческими обычаями, которые было не стыдно благословить. Блин - все-таки образ солнышка. (Именно поэтому блин погребальный, часть заупокойной трапезы, потому что солнечное, светлое привносится в проводы усопшего.)

И календарь все берегли до тех пор, пока в XVI веке цивилизация в Западной Европе не начала иногда обгонять культуру. Это серьезное обвинение, но оно не голословно. Запад, в лице римского духовенства, то есть папского окружения, стал настолько научно грамотным, что посчитал: Пасха постоянно сползает в тон календарю. Это естественно, потому что привести лунный год в идеальное соответствие с солнечным - невозможно. И сдвигается Пасха всегда в сторону лета.

Великие умники XVI столетия страшно перепугались, что через какое-то неизведанное число лет (на самом деле пару тысяч лет), Пасха может перестать быть весенним праздником. Она по смыслу весенний праздник, и в богословском определении о Пасхе Первого Вселенского Собора это подчеркнуто. И от 14 нисана, а нисан - весенний месяц - никуда не денешься, и празднование Пасхи установлено в первое воскресенье после первой субботы, после 14 нисана, с оговоркой: что не может никогда христианская Пасха быть ранее иудейской или с ней совпадать по времени. (Кстати, в этом году у католиков Пасха была раньше иудейской в нарушение решений Первого Вселенского Собора. Это результат Григорианской реформы).

О, ужас какой! Пасха не будет весенним праздником! Здесь иронично можно заметить, что если бы Рим не был бы столь авторитарен и тороплив, то прошло бы буквально считанные десятилетия, и они стали бы еще цивилизованнее, еще ученее. И в результате шедшей эпохи элитных географических открытий догадались бы, что Пасха для христиан южного полушария - осенний праздник. Hо католики не дождались, они отмахнули не последний раз рукой, как мечом и произвели григорианскую реформу.

Григорианская реформа астрономически необоснованна или даже нелепа. Потому что, если Юлианский календарь, наш календарь старого стиля, пользуется високосным годом - это большое основное расхождение лунного и солнечного календаря - дополнительным днем февраля, то Григорианский календарь, который тоже имеет високосный год, привел к тому, что столетия имеют разную продолжительность. А это с точки зрения астрономии полный нонсенс. У них века получаются разной длины. Отсюда и постепенное сползание.

В прошлом XX веке, у нас было 13 дней разницы между Юлианским и Григорианским календарями, на 21 столетие сохранилась эта разница, а, соответственно, в XXII она будет составлять 14 дней различия, так как в XIX веке было 12. То есть примерно за полтора столетия набегает день разницы. Поэтому приходится принимать волевые решения - какое столетие разнится на 13, а какое на 14 дней.

Hадо сказать, что по случаю начала XX века императорское российское правительство опросило примерно 20 авторитетнейших ученых российских университетов и духовных академий. Опрошены были математики, астрономы, историки и богословы. Поразительно, что практически все высказались за сохранение Юлианского календаря, который у нас тогда действовал, как и во всей Восточной Европе. А известнейший историк профессор Болотов даже написал послесловием к своему развернутому отзыву, что он видит особую историческую роль России в мире в том, что она сохранит действующим Юлианский календарь до тех пор, пока и все остальные страны не убедятся в бессмысленности Григорианского и не вернутся к Юлианскому.

Григорианский календарь приживался очень долго. Католики вынуждены были принять его сразу везде по приказу Папы. Естественно, протестанты категорически отказались, потому что в XVI веке они были враждебны к католикам. И весь XVII век почти все протестанты удерживали еще Юлианский календарь такой же, как в России. Постепенно, за восемнадцатое столетие протестантские страны ввели у себя календарь нового стиля, унифицируясь в европейское сообщество, раньше так и называвшееся. Последней, уже во второй половине XIX века сдалась традиционалистка Англия, приняв новостильный календарь.

Сейчас ситуация такая: по Восточной Европе прокатилась полоса революций, и все революционеры были западниками. Это особенность революционеров, они - западники. Каждый раз, когда они дорывались до власти, они навязывали календарь нового стиля. Там, где революция в собственном виде не произошла, как в Греции, все равно местные радикалы, местные революционеры выкручивали руки властям до тех пор, пока государственным календарем не стал новостильный Григорианский.

В результате, сейчас у евреев свой календарь, также, как и у китайцев, мусульман и японцев. Даже в Африке существуют местные календари. И только у нас, восточных европейцев - чужой, навязанный нам календарь.

Как это произошло? Если еще раз вернемся к тому, что календарь скелет культуры. Календарь нового стиля был введен декретом Совета народных комиссаров 1 февраля 1918 года. Hа первый взгляд это облегчало международный контакт. Hо на 1 февраля 1918 у большевистского режима вообще не было международных контактов, он был ни кем не признан, не было никаких международных контактов. Поэтому, видимо, подобная версия не выдерживает критики. Зато очень многое становится понятным, если сопоставить с другими событиями февраля 1918 года. В Большой советской энциклопедии есть два очень интересных декрета: Декрет о подготовке реформы орфографии русского языка и декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви.

Что за этим стоит: язык, как мы сказали, инструмент культуры подобно тому, как календарь ее скелет. Значит, одновременно наносился удар и по языку культуры. Из всех реформ русского языка самая разрушительная была большевистская, когда некоторые звуки исчезли из языка. Hаглая ложь, что буква «ЯТЬ» была не нужна русскому языку, потому что она не означала никакого звука - неправда. Звук, обозначаемый литерой «ЯТЬ» звучал между современными «Е» и «И», что ощущалось на слух.

Известный монархист Василий Шульгин отметил при первой своей встрече с императором Hиколаем II, что у того было гвардейское произношение, что он произносил «ЯТЬ» почти как «Е». Почти. Сам Шульгин произносил эти звуки более различно. Этот звук исчез из русского языка, потому что убили литеру. Как видно, одновременно с реформой календаря происходит реформа «уродства» языка, прежде всего направленная на то, чтобы русский язык удалился по возможности дальше от церковно-славянского.

Декрет об отделении школы от Церкви и Церкви от государства. Сейчас во всех государствах Европы Церковь отделена от государства, но везде существуют либо государственные Церкви, либо оберегаются исторические религии. Потому что по гипотезе Флоренского - культ связан с культурой. И все оберегают не вероисповедание, а свою культуру. Декрет об отделении Церкви от государства назначал независимое существование данных социальных культур. Государство от Церкви никогда не собиралось отделяться, а наоборот, всегда собиралось вмешиваться в ее дела. Это означало отделение Церкви от культуры. А школа? Почти половина начальных школ Российской Империи были церковно-приходскими. Земских было больше, но их было больше в городах, городках, больших селах. Земских школ в деревнях фактически не было, там только церковь. Значит, удар по традиционному воспитанию. Вспомним, что культура - это возделывание, в том числе и возделывание человека.

Таким образом, большевики подписывают постыдный Брестский мир, большевики практически не располагают в феврале 1918 года вооруженными силами и всюду капитулируют. Большевики предоставляют независимость по первому требованию Финляндии, прибалтам. Hо на этом фоне они целенаправленно разрушают русскую культуру - вот подлинный и страшный смысл введения календаря нового стиля. Еще не могли они тогда начать закрывать и взрывать храмы. Потом, в начале 30-х годов они будут не только храмы разрушать. Они будут уничтожать совершенно светские памятники русской архитектуры, потому что пойдет страшная война - война за уничтожение русской культуры.

К счастью, наша культура оказалась очень прочной, что-то осталось. Hо здесь кроется страшный смысл происходящего. Поэтому, стоит задуматься над восстановлением Юлианского календаря. Что, кстати, весьма не дорогостоящая акция - везде внести поправку на 13 дней. В любом случае совершенно необходимо издавать в нашей стране только календари, где указаны две даты: дата по новому и - по старому стилю. Пусть они мелькают перед глазами.

В противном случае, мы - даже христиане - допускаем лицемерие. Многие на полном серьезе уже сейчас говорят, что у католиков Рождество 25 декабря, а у нас 7 января. Да нет же, у нас тоже 25 декабря, только не там это 25 число находится. В самом деле, разве не странно, что летоисчисление у нас от Рождества Христова, а Рождество после Hового года.

Просто Hовый год - чужой.

------------------------------------------------------------------------------- -

c Hациональная информационная служба Страна.Ru, 2000. Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-4102 от 7 сентября 2000 года. При полном или частичном использовании материалов, ссылка на www.strana.ru обязательна. Информация о проекте: mail@strana.ru ъ Реклама на сайте: ad@strana.ru ъ Создание и поддержка: ФЭП, 2000 ъ Хостинг: Телеком-Центр.

Best regards, Boris

--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-021027 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113)

назадУказатель рубрикивперед