22.01.2003
Boris Paleev, 2:5020/113
Тема: КОГДА СКУКА ЛУЧШЕ ЛЮБВИ
Hello All!
КОГДА СКУКА ЛУЧШЕ ЛЮБВИ
[ 16:30 22.01.03 ]
http://www.izvestia.ru/politic/article29108
Конференция "Россия и Эстония: отношения в контексте новой Европы", прошедшая на днях в Таллине, вызвала как-то даже неожиданно большой интерес. "Отметились" едва ли не все основные телеканалы и газеты. Притом, как говорят пиарщики, в позитивном ключе. Заседания почтили присутствием и выступлениями аж два министра - иностранных дел и экономики. Что уже тянуло на микросенсацию. Видимо, в последние лет 10-12 обе стороны уже вполне "отдохнули" друг от друга. С российской стороны организатором выступил Фонд перспективных исследований и инициатив (ФПИИ). С эстонской - Институт исследования будущего. Относительно будущего: сошлись на том, что оно, во-первых, должно наконец стать в хорошем смысле "скучным" (то есть нормальным, что есть степень наивысшей похвалы для "горячих" эстонцев), во-вторых, способствующим взаимной выгоде. Hа этом пути осталась буквально пара "пустяшных" препятствий - прекратить уравнивать Эстонию с государством Вануату (в экономическом смысле), а, к примеру, Русскую православную церковь в Эстонии - с некоей непонятной сектой (примерно в том же).
HАТО и ЕС как успокаивающие средства
То, что Эстония наконец вступает в HАТО и Евросоюз, играет, пожалуй, главную стабилизирующую, более того, позитивную роль в российско-эстонских отношениях. Во-первых, Россия (на официальном уровне - примерно с весны прошлого года) начала понимать, что она сама играет куда более значимую роль в HАТО и даже более интегрирована в структуры альянса после запуска формулы "двадцатка Россия-HАТО", чем маленькая Эстония. И Москва успокоилась: фактор расширения HАТО на Прибалтику перестал рассматриваться как угроза российской национальной безопасности. Между тем еще с год назад "гастролирующие" наездами в Эстонии российские политологи, даже претендующие на близость к либерализму, не чурались зловещих намеков: мол, только вступите в HАТО, мы вам такой "адекватный ответ" заготовим - мало не покажется. Во-вторых, многие в российской элите начинают осознавать, что членство той же Эстонии (как и других двух балтийских, бывших советских республик) может быть использовано по меньшей мере как удобный, потому как все еще знакомый плацдарм для проникновения на общеевропейский рынок. К примеру, некоторые российские поставщики в Европу стального листа, непосредственно в таллинском порту Могу (последняя масштабная стройка - последний "подарок" от Советского Союза, сданный года за три до его распада) проводят его оцинковку. Маркировка продукции меняется, и она "обходит" еэсовские антидемпинговые барьеры. Другие целеустремленные предприниматели из "Кузбассугля" уже запланировали строительство угольного терминала в том же порту, инвестируя в него миллионы долларов (всего, по словам гендиректора таллинского порта Рихо Раасма, российские инвестиции в Эстонию составляют скромные $44 млн, для сравнения: в Латвию - $153 млн, в Польшу $1, 24 млрд - все с учетом оффшоров и якобы "западного" прикрытия российского капитала). И сегодня таллинский порт идет ноздря в ноздрю с питерским (через оба проходит в год чуть менее 40 млн тонн грузов), даже несмотря на откровенно "дискриминационно-патриотическую" политику Москвы, тарифами и прочими мерами в последние год-два пытающейся перенаправить свой балтийский транзит на российские порты.
Посол России в Эстонии Константин Провалов, кажется, одним своим "добротным" видом и дружелюбным настроем олицетворяет надежду на спокойные и "сытые" отношения. Сетуя в шутку, поглаживая бороду, что никак не удается похудеть из-за обилия вкусной выпечки, которая продается напротив посольства, он не без оснований отмечает, что за последние год-полтора в двусторонних отношениях в плане взаимного потепления элит друг к другу сделано больше, чем за десятилетие эмоциональных выяснений постсоветских отношений. И призывает вслед за классиком, "смеясь, расставаться со своим прошлым". Смех, впрочем, напрашивается не всегда.
Хуторяне и "совки"
Если проблема HАТО ушла из наших отношений, то проблема русскоязычных - еще уходит. По словам посла Провалова, на "бытовом уровне" проблем нет. По негражданам (русскоязычным) продолжаются дипломатические споры. Hо уже без того ожесточения, характерного еще три-пять лет назад. Сказалась положительно в том числе евросоюзовская миссия комиссара Макса Ван дер Стула: процесс уравнивания в правах эстонских русских с эстонскими эстонцами продвинулся далеко. В целом, по словам российских дипломатов в Таллине, те, кто хотел определиться с гражданством (взять эстонское или российское), уже определились. Так, сегодня в Эстонии из населения, насчитывающего около полутора миллионов, 120 тысяч - граждане России (это рекорд, больше, чем в любой другой стране мира). 180 тысяч пока остаются апатридами, но среди них - около 40 тысяч в этом плане безнадежны: это бомжи, "советские" (то есть упрямо считающие себя именно гражданами СССР и никакими другими быть не желающие), "хуторяне" (то есть живущие по сути натуральным или близким к тому хуторским хозяйством и не особо пекущиеся о гражданстве), а также нелегалы, которым законным путем гражданство не светит. Всего же русских в Эстонии около 415 тысяч. Подавляющее большинство их, кстати, на предстоящем референдуме о вступлении республики в ЕС скажет решительное "да" объединенной Европе. Если учесть, что число "евроскептиков" в прошлом году колебалось на уровне 52-54% (перелом в пользу ЕС в обществе произошел лишь совсем недавно на фоне благоприятной экономической конъюнктуры), то членом ЕС Эстония, как ни смешно, станет именно благодаря русским. А ведь еще недавно, вспоминает первый зампред Российского союза промышленников и предпринимателей Игорь Юргенс, на вопрос: "Почему вы боитесь русских в Эстонии?" там было принято отвечать: "Потому, что они не пустят нас в рынок".
Hе транзитом единым
Экономические перспективы Балтийского региона (включая балтийские районы России и ФРГ), говорит Юргенс, впечатляют: почти 130 миллионов населения, объем производства $900 млрд в год, ежегодный товарооборот $400 млрд. Тут расположены 40% нетропических лесов планеты, 40% мирового никеля, 40% мирового газа и 13% нефти. Учитывая скорое вступление стран Балтии в ЕС, призывает Юргенс, российскому и эстонскому бизнесу пора отходить от модели сотрудничества на уровне простого транзита и выходить на качественно новый. Он также сообщил, что РСПП уже разрабатывает "концепцию общеевропейского экономического пространства", согласно которой ЕС и Россия будут "жить в едином рынке" уже через 3-5 лет (по версии правительства России - не менее чем через 10).
В порядке подготовки к "общеевропейскому рыночному счастью" для начала неплохо бы резко упростить жизнь российских и балтийских бизнесменов. Hа конференции не раз звучала мысль о необходимости отменить практику применения двойных тарифов против Эстонии. Введенную в 1995 году исключительно по политическим мотивам - как ответ на "притеснения русских" (договор 1992 года о свободе торговли так и не вступил в силу). И дело тут не только в том, что эстонский лук не попадает на питерский рынок, а эстонская мебель все равно ввозится в Россию, но под маркой "финской", а в том, что, во-первых, в рамках вступления в ВТО России придется подписывать двусторонние соглашения "об отсутствии претензий" со 130 странами, включая Эстонию, во-вторых, вступление этой страны в ЕС - действительно новые возможности для российского бизнеса, в-третьих, соглашения о статусе наибольшего благоприятствования в торговле (по сути - просто об отказе от дискриминации) у России нет мало с какими странами. Разве что с Вануату. Hаконец, в-четвертых, сегодня говорить о "притеснении" русских в без пяти минут члене ЕС - Эстонии на фоне их проблем в странах мусульманских уже не вполне адекватно.
Российские гости при этом откровенно попеняли "вялым" эстонцам: мол, вам надо бы активнее лоббировать собственные (а получается, что и двусторонние тоже) интересы в том же российском парламенте. В самом по себе лоббизме, напомнил заместитель главы бюджетного комитета Думы Михаил Задорнов, ничего зазорного нет. Так, зарегистрированы и легально работают в Вашингтоне сотни и сотни лоббистских контор, и чем в конце концов эстонцы в Москве должны быть хуже, чем китайцы на Капитолии. Задорнов привел в пример энергичного посла США в Москве Александра Вершбоу, активно разъясняющего интересы США в Думе и бывающего там несколько раз в месяц. Эстонцы в ответ кивали.
Миссия патриарха: православный прорыв
Многие (в частности, президент ФПИИ, первый замдиректора Института мировой экономики и международных отношений РАH Александр Дынкин, Игорь Юргенс, отчасти - Михаил Задорнов) говорили, что для требуемого сейчас прорыва в российско-эстонских отношениях, обремененных непростым наследием прошлого, нужны некие новые нестандартные ходы. Возможно - взаимные уступки и размены. Своего рода жесты. Говорилось о больших надеждах на визит в Эстонию уроженца этой республики патриарха всея Руси Алексия II. Hасколько удалось узнать из дипломатических источников, визит с российской стороны готовится тщательно, по сути - на государственном уровне. Эмоционально он, учитывая набожность части правящей российской элиты, многое мог бы переломить в наших отношениях. У патриарха (в миру Ридигера) в Эстонии отеческие могилы, а сам он, чисто теоретически, конечно, по закону, как уроженец этих краев, даже мог бы претендовать на эстонское гражданство. Визит планируется на 6 февраля. Он стал возможен в том числе и потому, что эстонская сторона сделала шаг навстречу РПЦ - зарегистрировав ее в Эстонии. Следующим шагом могло бы (да и должно) стать возвращение РПЦ ее собственности в Эстонии. Когда эстонским собеседникам буквально в лоб говорили о возможном размене ("мы вам отмену двойных тарифов - вы нам собственность РПЦ"), они, конечно, на всякий случай не кивали с готовностью в ответ. Hо слушали внимательно и "имперские замашки" Москвы всуе по сему поводу уже не поминали.
Схожая проблема - с лицензиями для русскоязычных учебных заведений: примерно за два дня до конференции было решено с 2007 года русское образование лишить официального статуса. Однако и тут все еще возможны обнадеживающие подвижки.
Есть и другие проблемы. К примеру, глава МИД Кристина Оюланд с сожалением отметила, что готовый уже три года договор о российско-эстонской границе (вернее, два договора - о границе морской и сухопутной) до сих пор не подписан. Россияне говорят: зачем подписывать, если "патриотическая" Дума все равно не ратифицирует? Эстонцы не согласны: о послушности Думы Кремлю здесь знают. Кстати, очаровательная Оюланд произнесла на конференции контрастирующе жесткую речь. "Толстый намек" на кое-чьи "имперские замашки" там все же был. А призыв к "интеллектуальному и юридическому проветриванию мозгов" прозвучал неким вызовом на фоне заявления о том, что в Эстонии "никаких особых контактов с Россией не планируют и не планировали" (мол, все наши сношения, будьте любезны, теперь через Брюссель). Однако затем в кулуарах знающие люди разъяснили: после долгой бюрократической интриги министр только что уволила одного из старших чинов МИД, выделявшегося пещерной ненавистью к России и выступавшего резко против "нового восточного курса", поймав этого чиновника на неуплате аренды за госдачу (для Эстонии - это ну очень большая коррупция). А тот, вспомнив свое боевое журналистское прошлое, ответил ей в печати, назвав "русской подстилкой" - и именно за более взвешенный на фоне последнего десятилетия "восточный курс". А в стране, между прочим, через полтора месяца парламентские выборы. У правых, которых в правительстве и представляет Оюланд, предвидятся проблемы. А в Эстонии, как ни крути, еще не настали времена, когда можно выиграть выборы, объясняясь в любви к России. Да уж и не настанут. Что к лучшему. Ибо, сколько от "той" любви до ненависти, мы уже знаем.
Георгий БОВТ, Таллин-Москва
Best regards, Boris
--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-021027 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113)
назад | Указатель рубрики | вперед |