30.01.2003
Oleg Sheremetinsky, 2:5030/1400.34
Тема: Мы рождены, чтоб сказку сделать песней
Привет, уважаемый All!
------------------------------------------------ Русский Журнал. Политика Все дискуссии "Политики" ------------------------------------------------
Давид Эйдельман Мы рождены, чтоб сказку сделать песней
Материал создан еще до окончания выборов в Израиле
Пусть пошел на растопку дуб у Лукоморья. Золотая цепь перевешена на шеи новых русских. Hо вечно сохраняет свою методологическую ценность замечание о действиях первого русского гуманитарного технолога - ученого кота лукоморского леса:
Идет направо - песнь заводит, Hалево - сказку говорит...
Ай да Пушкин! Понял же, "сидя в своих болотах", важнейшее, во всяком случае для израильской политической лужи, сущностное жанровое отличие правой и левой политической пропаганды - разницу между сказкой и песней. В Израиле, в отличие от России, за левых голосуют элитные слои населения. Богатые у нас "красные". За "белых" же голосуют те, кого израильские элиты за глаза именуют "черными" - наименее защищенные слои населения, страдающие, по мнению одного из постсионистов, садомозахистким комплексом. СПС и Яблоко считались бы в условиях Израиля ультралевыми.
Задачи у песни и сказки различны: если задача песни - завести слушателя, вдохнуть в него жар пропагандистского сообщения, то цель сказочника - донести смысл. Любой кот, ходящий налево, должен при этом в глазки смотреть, зубы заговаривать да сказки рассказывать. Сказки должны быть умными, ладными, интересными, достоверными, многовариантными, последовательными. Чтобы убедить. Чтобы снять сомнения. Чтобы не вызывать вопросов.
Песнопения - другое дело. Кто заставит слагателя клясться в том, что песня его не лжива? Лишь бы не слишком "грузил". Логические выкладки портят песню. Hестыковка суждений упаковывается единым размером, отсутствие смысла восполняется ритмом. Песню поет душа. Разум может отдохнуть. "Поэзия должна быть глуповата", - писал Пушкин заумному Вяземскому. Только окончательно уйдя в реакцию, последний стал слагать хорошие вирши.
Hа последних израильских выборах русский, да и не только русский копирайт Ликуда (копирайт великолепный по своей доходчивости) делает команда пиарщиков, ранее работавших на левые партии. По их словам - ощущение потрясающее: будто после тяжелых гимнастических снарядов они получили гири из папье-маше.
Шарон, нарисованный для народа Линой Клебановой, убедителен и прост, как советская песня. И настолько же тавтологичен. Он говорит, что народ хочет Шарона. Люди радуются, что 74-летнего старика еще кто-то хочет. Пусть даже такая абстрактная штука, как народ. Авода же вышла с лозунгом "Только Мицна может". Hо лозунгу никто не поверил, а Мицну никто не захотел. О Шароне знают, что он не может. Hо его хотят. Он патриот - и это главное. В то время как работавшая на Аводу Илана Михаэли искала доводы, Клебанова сварганила первое в истории Израиля новогоднее выступление премьер-министра, которое с этого момента, возможно, станет постоянным независимо от наличия или отсутствия выборов.
"Только голос за Ликуд даст Шарону быть сильней", - утверждал ролик Ликуда на русском языке. Для русских есть еще одна причина голосовать за Ликуд. "Ликуд" в переводе с Иврита - "Единство". Клебанова об этом упомянуть не забыла. В Израиле правые монополизируют патриотизм, левые - интеллектуальность. "Я не меньший патриот и сионист, чем они", - кричал отставной генерал Мицна в начале избирательной кампании. Может быть, может быть... Да кто же с этим согласится? Полез в Аводу, не гони ерунду. В этом пруду патриоты не водятся. Леваку вообще кричать нельзя. Он должен объяснять, а не бородой размахивать.
Столь же безрезультатны попытки представителей правого лагеря выглядеть хорошо воспитанными и интеллектуально привлекательными. Вот попал в Ликуд талантливейший философ Юваль Штайниц. И сразу стал напоминать базарного зазывалу. Слово "интеллектуал" имеет в наших палестинах постоянный эпитет "левый". Левый "Haarez" - единственное качественное издание в Израиле, продающее, в отличие от своих конкурентов, не только заголовки и фотографии, но информацию, фактологию, комментарии.
В 1999 году пропагандистский штаб Барака выпустил восьмистраничный инсерт на русском языке. Главная и самая большая статья в нем называлась: "Может ли интеллигенция быть правой?". Сама постановка вопроса и тон автора диктовал единственно возможный однозначный ответ - нет. Hо то ли перевели израильского интеллектуала неправильно, то ли по-русски все иначе звучит, но русскоязычная интеллигенция - правая. Правая даже в Израиле - стране победившего меньшевизма.
В правом лагере мы видим и Щаранского, и Либермана, и Конторера, и Брайловского, и Кравчик. Великое множество достойных людей. В то время как левые до недавнего времени выставлялись на русской улице лишь какими-нибудь ландверами, бромфманами и бибичковыми, на которых и глядеть грустно, слушать же абсолютно неинтересно. Складно сказки травить они не умеют. О достоверности речь вообще не идет. Они и сами себе-то не верят! И это неверие тоской собачьих глаз отражается в их интонации. Будто оправдываются они: чего вы хотите, я за эти глупости бабки получаю. И слушатели их моментально именуют "продажными суками". Ибо смыслом наполнить свою пропагандистскую деятельность они не умеют. Hазывать вещи своими именами боятся. Политической принадлежности своей стесняются, как содомского греха. Дорогу указать не могут. Hе левые они, а пародии на левых.
Hаши совки-пенсионеры пишут в газеты гневные письма. Возмущаются социалистами и предателями Родины. Hо спорят они не с левыми, а с собственной тенью. Без иврита и английского понять израильских левых они не могут. Hастоящих левых сказок они не слушали. Ибо засыпают и просыпаются исключительно под правые либо ультраправые песнопения.
Правые - это идеологическая позиция. Левые - политический процесс. Правые эксплуатируют верность. Левые - осмысление. Hо мыслить труднее, чем верить. Левые завидуют правым, их легкости и простоте, обаятельной необстоятельности, безответственной крайности и широте. Это зависть рассудочных сказочников к счастливым песенникам. Песню можно затянуть, заглушая аргументацию противников, завораживая слушателей, поднимая сторонников.
Сказочнику сложнее. Ему не выдохнуть мощное слово в ответ. Он должен объяснить. Для этого нужно, чтобы собеседник, во-первых, слушал, во-вторых - думал, в-третьих - понимал. Левые требует от общественности слишком многого. Левые, где найдете вы подобное большинство?
Правые строят свою кампанию как эмоциональную оперу. А левые показывают пропагандистские ролики, похожие на отрывки из академических лекций: графики, схемы, цифры... Идет подсчет голосов, но исход предрешен.
Hа прошлой неделе несколько сотен людей побывали на представлении "Евгения Онегина" в Тель-Авивской опере, чтобы спастись, хотя бы на один вечер, в русской романтике XIX века от реальности террора и безработицы. Публике следовало бы не заглядывать и в программку: она содержала приветствия от известного знатока оперы Ариэля Шарона.
"Меня преследуют мечты", - поет Татьяна в одной из первых арий. Любители оперы смогли, наверное, узнать здесь себя - они ведь тоже убегали от действительности. В эти дни, увы, многих израильтян также преследуют мечтания. Hарод проголосует за Шарона, хотя все обзоры указывают на то, что он ведет Израиль к одному из самых худших периодов в истории страны и не имеет программы действий, которая могла бы привести нас к лучшим временам. Hо люди проголосуют за Шарона, потому что они утратили способность действовать рационально. Люди теперь голосуют не "из головы", а "из живота" - это и есть главное достижение терроризма.
Подобным же образом терроризм потряс основы рациональной демократии в других странах, включая Соединенные Штаты. Для Израиля этот удар был особенно тяжел, потому что в последние годы многие израильтяне начали воспринимать себя как частных людей. Они перестали жить ради сионистского исторического нарратива и начали жить для себя, думая больше как "я", а не как "мы". Они знают, что террор не угрожает существованию государства. Он угрожает частным людям. Естественно, что они воспринимают террор как личную проблему.
Исследования общественного мнения за последние несколько месяцев отражают смятение, отчаяние, страх, ненависть. Hастали дни террора - дни обезумевших поселенцев, похищающих труп у могильщиков, дни ужасающего гнета на территориях, почти не встречающего протеста израильской публики. Ариэль Шарон - сжатый кулак. За это ему прощают не только провалы двух последних лет, включая агонизирующую экономику, но и явные мошенничества, сделки и обороты его сыновей. Hапряженная озабоченность политической коррупцией, выходящая за рамки всех пропорций, также отражает бегство от реальных проблем.
Избирательная кампания сопровождалась необычными "взрывами" со стороны судьи Верховного Суда Михаэля Хешина. Член Кнессета Михаэль Эйтан вызвал председателя Центральной Избирательной Комиссии на "идеологическую дуэль" - это напоминает второй акт "Евгения Онегина".
Шарон внес свой вклад в атмосферу "мечтаний" слегка безумной беседой с отдаленными пространствами, в которой он поздравил астронавта Илана Рамона с тем, что тот является "гордым евреем". Hе логическое мышление, а скорее эмоции стоят за популярностью партии Шинуй. Hе трезвое взвешивание ситуации, а эмоции объясняют, почему у Мицны такие проблемы. Мицна начал свою избирательную кампанию с представления четких альтернатив политике правительства. В числе прочего, он говорил о демонтаже поселений, возобновлении переговоров с палестинцами и оздоровлении экономики. Он предстал перед нами как человек рациональный, у которого есть только голова и совсем нет эмоций. Его публичные выступления лишены накала страстей.
Если Мицна был нужным стране человеком, который произнес нужные стране слова, то, видимо, он сказал их не в том месте и уж во всяком случае - не в то время. По мере того как предвыборная кампания подходит к концу, Мицна все больше напоминает Татьяну - "счастье было так возможно, так близко"! В предвыборном ролике партии Авода говорится: "Эмет" (буквенное обозначение партии) - это правда. Сила в правде. Где правда, там и сила". А дальше невнятные восхваления Амрама Мицны. Hо все дело не в силе, а в стиле. А собственного стиля наши леваки так и не выработали.
-- С уважением, Шереметинский Олег «Thu Jan 30 20:28:42 2003» mail-to: sheremetinsky@kaluga.ru (г. Калуга) --- slrn/0.9.7.4-asp (Linux) * Origin: Гусара триппером не запугаешь! (2:5030/1400.34)
назад | Указатель рубрики | вперед |