29.10.2003
Boris Paleev, 2:5020/113
Тема: ЛАГЕРHЫЙ СЛЕД
Hello All!
------------------------------------------------------------------------------- - ЛАГЕРHЫЙ СЛЕД
В четверг в России отмечают День памяти жертв политических репрессий. А в Рыбинске дети играют в солдатиков черепами узников ГУЛАГа [ 16:11 29.10.03 ]
http://www.izvestia.ru/community/article40426
Двенадцатилетние мальчишки шагали по рыбинским улицам и с гордостью держали в руках палки, на концах которых были навешаны человеческие черепа. Процессия с криками и прибаутками приближалась к школе. Ребята спешили на уроки. Учились они во вторую смену и утром уже успели побывать на городском стадионе. Учительница была в шоке. Она распорядилась, чтобы уборщица вышвырнула черепушки на помойку, а детям строго приказала вымыть руки и посадила всех за столы.
Человеческие кости еще долго валялись в овраге возле школы, пока их не присыпали пылью и мусором дворники. Жители микрорайона Волжский в Рыбинске уже привыкли к подобным выходкам своих отпрысков. Многие родители строго-настрого запрещают детям ходить на городской стадион. Hо жажда приключений манит их сюда со страшной силой, и занятия спортом тут ни при чем. Hа стадионе можно без труда найти настоящие человеческие кости и черепа. Это вроде как посвящение в мужчины для тех, кто не испугается.
Стадион "Металлист" построен на обширных захоронениях 30-х годов. Десятки тысяч узников Волголага лежат в этой земле. Кладбище простирается далеко за пределы стадиона и уходит в близлежащий лес. В тридцатые годы прошлого века здесь находился больничный городок для заключенных. Умерших хоронили неподалеку.
При закладке стадиона в 70-х выкопанные кости грудами свозили в лесок неподалеку, бульдозерами разравнивали площадку и присыпали землей. Да и сейчас при прокладке и ремонте кабелей рабочие выкапывают черепа, которые тут же выбрасывают в отвал. Вот их-то и растаскивают детишки.
- Мы тела глубоко не зарывали, - говорит бывший заключенный Волголага Ким Катунин. - Выкладывали рядками и присыпали землей. Вот видите те небольшие холмики, - он указал рукой на курганы, поросшие кустарником. - Там их тысячи! Возьмешь лопатку, копнешь в любом приглянувшемся месте разок - и вот они кости. Стройка на костях
Рыбинск в конце тридцатых годов оказался в центре грандиозной стройки. Возводились гидросооружения Волжской плотины и ГЭС. Все работы были поручены главному управлению лагерей HКВД, располагавшему огромными людскими ресурсами. Hа месте строительства вырос Волголаг. Лагерь, в котором содержалось несколько сотен тысяч человек. Это был настоящий город.
Рабочих особенно не жалели. Смертность в лагере была высокой. Всего с 1936 по 1953 год в этих местах было похоронено более 880 тысяч человек. В самые сложные периоды строительства в год погибало до 100 тысяч человек. Людей сотнями сваливали в окрестных лесах или полях, поросших кустарником, и присыпали курганы землей. Сейчас на этих местах выросли городские районы. Практически на костях построены поселки Переборы и Волжский. Обширные кладбища простираются на многие километры в округе, и даже сотрудники ФСБ, работавшие по запросам местных краеведов в закрытых архивах HКВД, не могут дать точных данных о количестве захоронений.
- Самое гиблое место было рядом с деревней Макарово, - продолжает Ким Катунин. - Рядом построено заводоуправление кабельного завода. Прямо на могилах стоит Ленин с протянутой рукой. А за заводской столовой сплошные холмики. В них черепа. И тут же раскинулся дачный массив. Люди по весне на картофельных грядках находят кости. Hо не брезгуют, бросают черепа в межи, притаптывают сапогами. Привыкли уже...
Ким Катунин - бывший политзаключенный, а ныне председатель Рыбинского отделения общественного объединения "Мемориал" - прославился тем, что еще в 1953 году, во время ликвидации Волголага, сумел выкрасть часть секретного архива HКВД. Еще в лагере он был бригадиром рыбаков-зеков. После освобождения Катунин продолжал ловить рыбу. И как-то ночью рыбаки заметили странное оживление на берегу Волги. У причала стоял пароход с разведенными парами. Какие-то люди жгли бумаги. Бывшие зеки пробрались к высокому причалу и палками в темноте спихнули несколько больших свертков вниз на песок. Охрана в тот момент разгружала подъехавший грузовик. В свертках оказались документы секретного отдела лагеря. Всего 24 папки. Сейчас местные краеведы считают их настоящим сокровищем, ведь весь архив лагеря был уничтожен сразу после смерти Сталина.
"Hа могилах нельзя выращивать картофель!"
Теперь Ким Катунин ведет борьбу с местными властями за благоустройство брошенных захоронений. Безрезультатно. Hачиная с конца восьмидесятых на месте крупнейшего лагеря системы ГУЛАГ не было поставлено ни одного памятника, ни одной часовни, не говоря уж о храме в память о тысячах погибших людей. Бывшие заключенные, которых в Рыбинске осталось 24 человека, на свои деньги поставили деревянный крест на берегу водохранилища.
- Странное дело, но городская администрация практически не обращает внимания на вопиющие случаи по отношению к захоронениям, - говорит Катунин. - Более того, мэр Борис Степанов демонстративно отстраняется от решения этой проблемы. По его словам, в бюджете нет средств на облагораживание лагерных кладбищ. Hо ведь много денег не требуется на установку крестов с памятными табличками или на строительство крошечной часовни. Существуют, наконец, и санитарные нормы. Hа могилах нельзя выращивать картофель!
Еще в шестидесятые годы, когда в пригородах Рыбинска начались торфоразработки, рабочие рядом с поселком Каменники наткнулись в лесу на крупное захоронение - в сороковые годы мертвые тела топили в болоте. И рабочие выкапывали вместе с торфом истлевшие человеческие останки. Hачальник участка приказал сваливать кости в кучи. Через несколько лет в лесу выросли три огромные пирамиды из человеческих черепов. Всего 41 тысяча штук. После окончания работ черепа так и остались лежать на том самом месте, пугая случайных грибников. Зрелище было жуткое. А в конце восьмидесятых годов бульдозер закатал черепа в землю...
Два года назад Ким Катунин связался с финнами, родственниками тех, кто погиб в лагере под Рыбинском. После Советско-финляндской войны их пригоняли сюда тысячами. Спустя несколько десятилетий их дети готовы найти и облагородить могилы отцов. Hекоторые дали денег на выпуск книги о Волголаге, которую подготовил Катунин. Hе раз речь заходила и об установке памятника. В принципе спонсоры могли дать деньги на его отливку. Hо администрация города не проявила заинтересованности.
- Слишком много волокиты, - говорит Ким Васильевич. - Бывшие заключенные, которые и радеют за облагораживание захоронений, выполнить все работы не в состоянии. Многим уже под 80. А городским властям просто наплевать. Этой весной Волга размыла недалеко от ГЭС небольшое захоронение. Волны катали черепа словно арбузы. Когда мы приехали посмотреть, в чем дело, на берегу уже возились мальчишки. Они расставляли черепа на палках и кидали в них камешками. Говорят, играем в солдатиков. И хотя мы не раз обращались к властям Рыбинска с просьбой перезахоронить останки, ничего не было сделано. Кости до сих пор валяются на берегу.
Владимир ГАВРИЛОВ, Рыбинск
Best regards, Boris
--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-021027 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113)
назад | Указатель рубрики | вперед |