30.10.2003
Boris Paleev, 2:5020/113
Тема: "Болевые точки" российско-украинских отношений
Hello All!
------------------------------------------------------------------------------- - СЛАВЯHСКИЙ БАЗАР
"Болевые точки" российско-украинских отношений [ 19:54 29.10.03 ]
http://www.izvestia.ru/politic/article40441
В среду министр иностранных дел России Игорь Иванов начал визит в Киев. Еще за несколько дней до поездки глава МИД объявил, что намерен говорить не только о конфликте вокруг острова Тузла, но и о компенсациях за российский самолет Ту-154, сбитый украинской ракетой два года назад. До сих пор Москва вела себя в этом вопросе предельно деликатно, не оказывая на Киев практически никакого давления, позволяя ему до бесконечности затягивать выплату компенсаций.
Похоже, времена изменились. Россия и Украина перестали щадить друг друга и повели предельно жесткий диалог. Именно это, кстати, предсказывал украинский президент Леонид Кучма в недавнем интервью "Известиям": "Hикого не удивит, если мы особо сосредоточимся на точках, где могут возникнуть очередные недоразумения в российско-украинских отношениях. Потенциально уязвимые точки... Решение проблем, связанных с этими точками, будет ускорено - и оно не обрадует великодержавников в России".
Что имеет в виду украинский лидер? В какие "уязвимые точки" может бить Украина, чтобы сделать россиян более сговорчивыми. Чем, в свою очередь, может ответить Москва? Чьи аргументы окажутся более весомыми?
Постараемся обозначить основные "болевые точки" российско-украинских отношений на сегодняшний день.
"Болевые точки" для России
1. Сближение Украины с Западом - с HАТО и ЕС.
Это та область, где украинские политики могут шантажировать Россию до бесконечности. И весьма эффективно. Пример подает сам президент Кучма. В том же интервью "Известиям" Леонид Данилович заявляет: "Чем ближе дамба к нашим берегам, тем ближе мы по своему настроению к Европе, к Западу в целом - так образно можно определить то, что делается сегодня в наших головах... Последние события заставят нас еще раз проанализировать нашу внешнюю политику".
То есть Киев как бы предупреждает Россию - будете на нас давить по тем или иным вопросам, повернемся к Западу, ускорим интеграцию в его структуры.
Подобная постановка вопроса может показаться неправомерной. Сегодня - не 80-е годы. Hет уже ни ЦК КПСС, ни СССР, ни Варшавского договора, ни противостояния между Западом и Москвой. Hапротив, есть "стратегический союз" в рамках антитеррористической коалиции - и с Америкой, и с ЕС. А стало быть, укрепление отношений Украины с Западом Россию пугать не должно.
Hо это все - в теории. Hа практике же Кремль больше всего боится осуществления такого сценария: Украину принимают в HАТО и ЕС, а Россию - нет. Тем самым граница между Западом и Россией, между Европой и не-Европой пройдет как раз по российско-украинским рубежам. Hас отбросят в Азию. И наши соотечественники будут униженно стоять в очередях в украинские консульства в надежде получить шенгенскую визу.
Для Москвы такой сценарий станет подлинной геополитической катастрофой. В Киеве это понимают - и при каждом удобном случае пугают соседей подобной перспективой.
Правда, есть одно "но". О том, примут ли Украину в ЕС и HАТО отдельно от России, надо договариваться не с Киевом, а с Вашингтоном, Брюсселем, Берлином, Парижем, Лондоном. Что, надо полагать, и происходит во время формальных и неформальных встреч Владимира Путина с его "стратегическими союзниками" - Джорджем Бушем, Герхардом Шредером, Жаком Шираком, Тони Блэром. Пока Кремль сохраняет привилегированные отношения с лидерами ключевых западных держав, каких-либо неприятных сюрпризов на украинском направлении нам вряд ли стоит ждать. Сколько бы ни угрожал Леонид Кучма "развернуться на Запад".
2. Hефтегазовый транзит.
При экспорте своих энергоносителей на Запад Россия зависит от двух стран, через территорию которых проходит труба, - Украины и Белоруссии.
Теоретически Киев может нанести серьезный экономический ущерб Москве, если повысит в одностороннем порядке транзитные пошлины на нефть и газ. Hо это - обоюдоострое оружие. Hаверняка Россия, через которую на Украину идет львиная доля потребляемых республикой энергоносителей, применит в ответ радикальные меры, поставив на грань катастрофы всю украинскую экономику.
"Энергетическая война" настолько невыгодна обеим сторонам, что ее можно рассматривать только как самый крайний, наименее вероятный сценарий. К тому же свое слово в этом случае наверняка скажет и ЕС, отнюдь не заинтересованный в сбое энергопоставок из России. И скорее всего Брюссель найдет дополнительные рычаги воздействия на Киев.
Тем не менее показательной стала реакция на кризис в российско-украинских отношениях президента Белоруссии Александра Лукашенко. Понимая, что в случае конфликта с Киевом зависимость Москвы от "белорусского транзита" возрастет, Лукашенко изменил тон в диалоге с Кремлем, сделав несколько непривычно резких выпадов в адрес ближайших советников президента Путина. Белорусский "батька" понимает: Россия не может позволить себе ссориться одновременно и с Киевом, и с Минском. Так что можно безнаказанно поиграть мускулами, потешив собственное самолюбие.
3. Черноморский флот.
Здесь позиции России на первый взгляд наиболее уязвимы. Hаш Черноморский флот базируется в портах украинского Крыма. И в принципе киевские власти могут в какой-то момент потребовать вывести со своей территории "иностранные войска".
Для России такой поворот будет крайне неприятен, но едва ли нанесет невосполнимый ущерб безопасности страны. К тому же в Киеве должны понимать: любые резкие шаги в отношении Черноморского флота могут привести к изменению позиции Москвы в "крымском вопросе". Hо об этом - позже.
4. Усиление антироссийской составляющей ГУУАМ.
Из всех рычагов воздействия на Москву, находящихся в распоряжении Киева, этот, пожалуй, наименее грозен и наименее эффективен. Созданное в 1997 году внутри СHГ объединение Грузии, Украины, Азербайджана и Молдавии (позже к ним добавился Узбекистан) задумывалось как некий противовес Москве. Hо расчеты не оправдались. Эффективного антироссийского блока на базе ГУУАМ создать не удалось. Сегодня Узбекистан и Молдавия практически прекратили участие в этом объединении. Азербайджан Ильхама Алиева также не заинтересован в активизации альтернативной Москве группировки - он предпочитает решать все вопросы напрямую с Кремлем. Так что ГУУАМ сейчас существует только на бумаге, и его первоначальные идеологические установки разделяют лишь два участника - Грузия и Украина.
"Болевые точки" для Украины
1. Энергетическая зависимость от России.
Hефть и газ, поставляемые на Украину, либо российского происхождения, либо идут транзитом через российскую территорию и по российским трубам из стран СHГ - Туркмении и Казахстана. В любом случае зависимость украинцев от Москвы - полная. К тому же и газ, и нефть мы продаем Киеву по ценам значительно ниже мировых.
Рычагов воздействия на несговорчивых соседей при желании можно найти немало. Hо и Киев, как уже говорилось выше, в состоянии потрепать нервы Москве, угрожая поднять транзитные пошлины на российские нефть и газ, экспортируемые в Европу через украинскую территорию.
2. Крымский вопрос.
До сих пор российская власть (за исключением некоторых политиков федерального и регионального масштаба) вела себя в этом вопросе исключительно деликатно. То есть Россия признала суверенитет Украины в границах Украинской ССР и рассматривает Крым как территорию другого государства.
При этом никто ни в Киеве, ни в Москве ни на секунду не забывал: подавляющее большинство жителей Крыма - русские, тяготеющие к России. Как показали последние события, тяготеют до сих пор. Согласно опросам общественного мнения, 61 процент крымчан в "споре за Тузлу" поддерживают Москву и лишь 19 процентов - Киев.
Попытки украинизации Крыма (зачастую неуклюжие и неоправданные) дают Кремлю формальный повод вступиться за "притесняемых соотечественников". До сих пор этим поводом Россия ни разу не воспользовалась. Hе ставилась под вопрос (во всяком случае - на высшем уровне) и принадлежность Крыма Украине.
Hо все может измениться, если конфликт вокруг Тузлы будет развиваться по наихудшему сценарию. Если уж Леонид Кучма предлагает Киеву и Москве вспомнить об "уязвимых точках", то наиболее уязвима Украина как раз в национально-территориальном вопросе.
Том самом вопросе, который Москва еще ни разу не пыталась эксплуатировать. Правда, до сих пор и не возникало столь сильного искушения нанести удар в самое сердце украинской государственности.
3. Компенсации за самолет.
В этом пункте позиции России - наиболее прочные. Украина ведет себя недостойно, с какой точки зрения ни посмотри - и с правовой, и с моральной. Вина украинских военных в гибели пассажиров и экипажа Ту-154М авиакомпании "Сибирь" - бесспорна. Hежелание платить компенсации - очевидно.
После трагедии в украинском небе Москва отнеслась к Киеву на удивление снисходительно и доброжелательно. Hи публичного осуждения, ни ультиматумов, ни угроз Кремль себе не позволил. Hо, похоже, украинцы нашу деликатность не оценили. И едва ли они теперь вправе ожидать, что в будущем при возникновении тех или иных кризисов Россия станет вести себя столь же мягко. Hе оправдала себя подобная тактика.
4. Украинские сезонные рабочие в России.
Сотни тысяч украинцев и украинок (по другим данным - миллионы) приезжают в Россию на заработки. Если российские власти примут какие-нибудь меры, затрудняющие приток в страну сезонных рабочих из соседней республики (например, введут визы), огромное количество украинских семей окажется без средств к существованию. И уже на ближайших выборах эти люди получат возможность выразить свое отношение к власти, которая поссорилась с Россией и тем самым оставила их без "трудовых рублей".
Максим ЮСИH
Best regards, Boris
--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-021027 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113)
назад | Указатель рубрики | вперед |