08.12.2003
Boris Paleev, 2:5020/113.8888
Тема: БАМ защитит Дальний Восток от китайской экспансии
Hello All!
RBC daily: Рынки 05.12.2003
------------------------------------------------------------------------------- -
БАМ защитит Дальний Восток от китайской экспансии
Одним из эффектов увеличения загрузки Байкало-Амурской магистрали может стать возвращение Приморья под экономический контроль федеральных властей
Сегодня состоялись открытие и пуск в постоянную эксплуатацию Северо-Муйского тоннеля на Байкало-Амурской магистрали. С открытием тоннеля завершается более чем тридцатилетняя эпопея строительства магистрали. Планы в отношении советской «стройки века» у железнодорожников, прямо скажем, грандиозные: за несколько лет планируется вывести магистраль на проектную мощность, тогда как сейчас она загружена не более чем на четверть. Ожидается, что БАМ поможет и Транссибирской магистрали, увеличив ее пропускную способность. Еще один момент, который немаловажен для чиновников, - это укрепление за счет более активной эксплуатации БАМа связей с Дальневосточным регионом страны. Сейчас Приморье в значительной степени автономно, все большую роль играют связи с соседним Китаем. В этих условиях именно БАМ должен помочь федеральному центру укрепить свои позиции в регионе, ведь связь Дальнего Востока с Центральной Россией основана, в первую очередь, на общем грузообороте.
Строительство Северо-Муйского тоннеля началось еще в 1976 г. В настоящее время это самый большой тоннель России: его протяженность составляет 15343 м, а общая длина подземных выработок (в условиях вечной мерзлоты, обилия подземных вод, осыпей, обвалов, тектонических разломов) - 45 км. По информации ОАО «Российские железные дороги» (РЖД), всего в работы по строительству Северо-Муйского тоннеля было инвестировано 16,5 млрд руб. (87% из них - средства российских железных дорог). Причем только в этом году на достройку тоннеля было затрачено 3,5 млрд руб. По данным РЖД, до настоящего времени данный участок БАМа поезда проходили по обходному пути длиной 54 км, расположенному на неустойчивом косогоре, что влекло за собой большие расходы на содержание пути и обеспечение безопасности движения. Теперь же, как сообщают в пресс-службе РЖД, возить через Северо-Муйский тоннель станет в 6 раз быстрее, в 10 раз дешевле и плюс еще безопаснее и комфортнее для пассажиров. Как ожидается, поезда будут курсировать на этом участке со скоростью 60-80 км в час.
«Введение в эксплуатацию Северо-Муйского тоннеля означает рост пропускной способности северного Транссиба и увеличение загрузки БАМа», - сказали RBC daily в пресс-службе РЖД. Ожидается, что к 2010 г. суммарный грузопоток по БАМу и Транссибу возрастет на 30% по сравнению с сегодняшним, а по итогам прошлого года он составил 61,7 млн тонн. По информации РЖД, только включение в хозяйственный оборот Эльгинского месторождения угля и Чинейского железорудного месторождения должно увеличить объем перевозок по БАМу и Транссибирской магистрали: в первые 5 лет - на 10-15 млн тонн в год, в дальнейшем - до 20 млн тонн груза ежегодно. Это тем более актуально, что, как сказал в своем выступлении на Всероссийской научно-практической конференции «Транспортная стратегия России» министр путей сообщения Вадим Морозов, в настоящее время Байкало-Амурская магистраль загружена лишь на одну четверть своих возможностей. «Мы будем переключать грузы с Транссиба на БАМ, - пояснили RBC daily в пресс-службе РЖД. - А так как скорость транспортировки по БАМу и Транссибу будет примерно одинаковой, перевозчики, скорее всего, пойдут на это, иначе Транссиб просто не сможет работать из-за своей загрузки». Только в 2004 г. с Транссиба на БАМ планируется переключить до 6 млн тонн грузов.
Однако основные надежды железнодорожники возлагают на перевозки нефти. Ожидается, что до принятия решения о строительстве нефтепровода из Ангарска в Китай объем перевозок нефти железнодорожным транспортом будет увеличиваться. В проекте инвестиционной программы железнодорожной корпорации уже предусмотрено выделение около 100 млн руб. на подготовительные работы по электрификации участка Чита-Забайкальск, которые должны завершиться к 2007 г. Кроме того, ОАО «РЖД» планирует модернизировать весь железнодорожный комплекс данного участка, с тем чтобы обеспечить перевозки составов с нефтеналивными грузами. Если первое направление экспорта нефти - это Китай, то второе, о котором сейчас все больше говорится, - Япония. И хотя, как пояснил RBC daily начальник отдела корпоративных финансов Института финансовых исследований Григорий Выгон, пока по железной дороге в направлении дальневосточных портов идут сравнительно небольшие объемы, до строительства трубопровода это направление перевозок будет действовать.
Очевидно, что перевозки и нефти, и других грузов потребуют активизации работы Дальневосточной железной дороги (отделения Транссиба) и портов Дальнего Востока, среди которых крупнейшими являются Владивосток, Hаходка и порт Восточный. И, как говорят эксперты, подобная «завязка» на БАМ придется очень кстати. Дело в том, что экономически Дальний Восток все больше и больше ориентируется на соседний Китай. «Сейчас ситуация такова, что эти регионы становятся самодостаточными и сами обеспечивают себя всем необходимым за счет соседей, - сказал RBC daily директор Агентства специальных исследований (Санкт-Петербург) Рубен Тертерян. - Соответственно, если твоя экономика связана с соседями, метрополия, то есть Россия, становится не очень интересной». По оценкам экспертов, для того чтобы решить эти проблемы, необходимо увеличить роль федеральной власти в регионе. А это возможно, по большей мере, за счет развития национальных железнодорожных и автомобильных магистралей, ведь связь Дальневосточного региона с большой Россией обусловлена, в первую очередь, взаимооборотом грузов. Железнодорожные коммуникации Транссиба и БАМа с выходом к дальневосточным портам органично дополнят самую протяженную национальную автомагистраль Москва-Владивосток и позволят в значительной мере решить проблему откола Приморья от остальной территории России.
Правда, только созданием транспортной инфраструктуры проблему «китайской угрозы" не решишь. Есть еще и другая проблема, а именно высокие тарифы при перевозке грузов на дальние расстояния. Транспортные издержки возрастают до 100% уже на территории Иркутской области, где, по сути дела, и начинается БАМ. Что уж тут говорить о Дальневосточных регионах, куда возить грузы становится просто невыгодно. Чиновникам, возможно, уже пора понять, что только создание экономических основ, т.е. специальных тарифов, стимулирующих перевозки на дальние расстояния, позволит создать условия для активизации внутрироссийского сообщения между Дальним Востоком и Европейской Россией.
Отдел экономики
Евгения Гаврилюк, 05.12.2003 Постоянный адрес статьи: http://www.rbcdaily.ru/news/market/index.shtml?2003/12/05/49151
------------------------------------------------------------------------------- -
Все права защищены c 1995 - 2003 РИА «РосБизнесКонсалтинг» По вопросам рекламы и подписки на новости обращайтесь на marketing@rbc.ru
Best regards, Boris
--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-20011130 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113.8888)
назад | Указатель рубрики | вперед |