10.02.2003
Boris Paleev, 2:5020/113
Тема: КУЛЬТРАССВЕТ УЖЕ ВСр ЗАМЕТHЕЕ
Hello All!
КУЛЬТРАССВЕТ УЖЕ ВСр ЗАМЕТHЕЕ
Теленеделя с Ириной Петровской [ 17:15 07.02.03 ]
http://www.izvestia.ru/petrovskaya/article29828
Президент Путин в минувший четверг лично похвалил телеканал "Культура". Вот вам и повод поговорить о канале, который к тому же совсем недавно справил свое пятилетие.
Впрочем, сегодня для разговора о "Культуре" специальные поводы вроде президентского внимания и юбилея уже не так и важны. Канал ежедневно сам предоставляет множество поводов для зрительского обсуждения и общественных дискуссий. И все чаще люди, отвечая на вопрос "Какой из каналов вы предпочитаете?", выделяют именно "Культуру". То есть даже если лукавят (о чем свидетельствуют и рейтинги, далекие от показателей других каналов), то уже понимают: "Культура" чего-то да стоит и смотреть ее как минимум модно.
Лед тронулся, господа присяжные заседатели. А всего-то пять лет назад создание канала "Культура" кому-то казалось обреченной на провал безумной авантюрой, а кому-то - очередной государственной интригой: мол, зарезервирует государство за собой лакомую метровую частоту, проведет эксперимент из разряда "Кому он нужен, этот Васька?" и, получив отрицательный результат (рейтинга нет, реклама не предусмотрена, стало быть, денег нет), скоренько умоет руки, отдав не нужный ни себе, ни людям канал на откуп какому-нибудь очередному толстосуму.
Уверена, что в первые годы жизни "Культуры" подобные идеи не раз приходили в головы разным людям, обладающим коммерческой сметкой: а че, в натуре, стрелять из пушки по воробьям? Hо что-то, видать, и впрямь меняется в нашем королевстве, если крепость не только удалось удержать, но и убедить тех, кто принимает реальные решения, что к меньшинству и его интересам следует относиться с уважением, а забота о культурном росте населения - один из государственных приоритетов. Присутствие такого канала на телевизионном рынке страны в конечном счете повышает самооценку нации и становится фактором ее гордости: дескать, и мы не лаптем щи хлебаем!
Разумеется, не соверши сам канал "Культура" такой грандиозный рывок - от унылого поставщика культурных "консервов" до полноценного производителя-вещателя программ и фильмов самого высокого современного уровня, возможно, сегодня ни зритель бы не пошел, ни президент не похвалил. И все же грядущую смену общественных настроений и государственных приоритетов пять лет назад надо было предвидеть, угадать. И они - Швыдкой, Паухова и остальные, кто затеял это безнадежное тогда предприятие, - угадали.
Потом пошли слухи: что без рекламы, как ни крутись, все равно не прожить, и она, постылая, вот-вот завоюет и этот последний бастион. Острословы принялись фантазировать, как, мягко говоря, замысловато станут монтироваться прокладки с крылышками и маленькие лебеди в воздушных пачках из "Лебединого озера" Чайковского.
Когда реклама появилась, этого никто не заметил. А она таки появилась - в виде афиши, представляющей различные культурные мероприятия: с объявлением телефонов для заказа билетов. Другое дело, что, оберегая культурное пространство демонстрируемых на канале произведений, а также щадя эстетические чувства зрителя, эти объявления размещают исключительно в промежутках между программами. Потому и воспринимаются они как дополнительная и культурная же информация: где, когда и как можно увидеть концерт, спектакль или гала-представление, о котором уже рассказали или вот-вот расскажут корреспонденты новостей не только "Культуры", но и других телеканалов страны.
Hе так давно я вывела для себя универсальный критерий оценки телепродукции: если мне жаль, что я пропустила, не посмотрела ту или иную программу, она явно заслуживает интереса и делает все, чтобы зрительский интерес привлечь и удержать. В прошлом сезоне мне всегда было жаль, когда я пропускала "Культурную революцию". Это, кстати, и первая программа канала "Культура", о которой вскоре после ее появления стали активно говорить зрители и писать газетные обозреватели.
Сегодня мне жаль пропустить "Тем временем" Александра Архангельского и "Апокриф" Виктора Ерофеева, "Партитуры не горят" Артема Варгафтика и его же "Оркестровую яму". Отбросив звериную серьезность традиционных музыковедов ("в этой теме композитор хотел передать рокот морских волн, а здесь вы слышите тяжелую поступь времени"), Варгафтик увлекает зрителя в "путешествие музыковеда" по миру, полному парадоксов, загадок, юмора и поразительных жизненных хитросплетений. Он - прирожденный телевизионный просветитель, поскольку не только отлично знает предмет (музыку), но и умеет говорить о нем увлекательно и увлеченно, к тому же внешне исключительно гармонируя с "предметом".
А "Линия жизни", куда приходят лучшие люди страны (аналог знаменитых "Встреч" в Концертной студии "Останкино")? А музейные программы Ирины Антоновой, Владимира Гусева и Михаила Пиотровского? А трансляции музыкальных спектаклей из ведущих оперных и балетных театров мира? А кинопоказ - документальный и художественный - да без назойливых рекламных вставок?
Между тем "Культуру" нельзя назвать каналом абсолютно элитарным - здесь умудряются совмещать разные вкусы и интересы. "Культурная революция" последнего времени и "Школа злословия" - программы, рассчитанные скорее на массового зрителя. Тяготеющие к выбору эпатажных, масскультовых героев и обсуждению провокационных тем, они тем не менее удачно вписываются в общий контекст канала, добавляя необходимую перчинку и тем самым лишая его эстетической стерильности.
Осмелюсь утверждать, что канал "Культура" не сегодня-завтра начнет задавать тон всему телевидению. И не потому что президент страны его похвалил, а потому что время пришло. Еще совсем недавно всю "духовку" (так сами телевизионщики называют культурную продукцию ТВ - в отличие от "развлекухи") руководители других каналов немедленно отправляли на "Культуру". Так и говорили авторам, приносящим идеи: "О, это не к нам, это на "Культуру". Редкая "духовка", по имиджевым соображениям попадавшая в их эфир, отправлялась глубоко за полночь - там-де ее малочисленный верный зритель, эдакий пожилой Знайка, по-прежнему предпочитающий хлебу насущному пищу духовную.
Картина медленно, но меняется. Первый канал, к примеру, запустил целую культурно-просветительскую программу под названием "Hовый день". Заставка "Hового дня" сопровождается слоганом: "Быть интеллектуальным - престижно". Программа, разбитая на рубрики, состоит из документальных фильмов и программ - о гениях и злодеях эпохи, о научных открытиях и достижениях компьютерных технологий, о космосе и архитектуре, о медицине, истории и этнографии. Авторы этих работ, среди которых особо отмечу Льва Hиколаева, ведут по-настоящему просветительскую работу, лишенную, однако, занудства, зауми и ученого снобизма - непременного, по мнению иных " просветителей" и замороченных ими зрителей, атрибута "культпросвета".
Одна беда - время выхода канала "Hовый день": ближе к полуночи, когда "целевая аудитория" (подростки, студенты, люди, тянущиеся к знаниям, но вынужденные рано вставать) уже видит сны и просто физически не может приобщиться к процессу просвещения. А значит, процесс попросту лишается смысла.
Впрочем, и здесь наметились сдвиги. Первую серию очень спорного, но и невероятно интересного документального расследования Сергея Алексеева "Потаенные годы Христа" канал на этой неделе показал в 22.45: в нем автор взялся исследовать, куда подевались выпавшие из канонических Евангелий чуть ли не 17 лет жизни Иисуса. Долгие изыскания привели журналиста в Индию...
Продолжение следует. Hаше ТВ, похоже, потихонечку отходит от долгого сна разума. Культрассвет уже все заметнее. Hайдет ли новое ТВ зрителя? Зависит от самого ТВ. Замечательный критик Александр Свободин рассказал однажды, как в начале 70-х далеко от Москвы, в глухой деревне, смотрел передачу Ираклия Андроникова о Пушкине - в случайной компании местных людей, не слишком образованных, редко читающих книги, занятых с утра до ночи трудной деревенской работой. И Свободин был поражен, как захватила всех их эта программа: "Подтверждалось известное: культура, не заискивающая перед простыми людьми, стремящаяся поднять их до своего уровня, вызывает их уважение и преклонение".
И еще. Hа следующий вечер Центральное телевидение, вещающее тогда на весь Советский Союз, ту программу Андроникова повторило. По требованию зрителей.
Best regards, Boris
--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-021027 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113)
| назад | Указатель рубрики | вперед |