(2/2) Эксперт, #5 (360) от 10 февpаля 2003 - Тема недели - Катастрофа



10.02.2003
Boris Paleev, 2:5020/113
Тема: (2/2) Эксперт, #5 (360) от 10 февpаля 2003 - Тема недели - Катастрофа

Hello All!

Станция двойного назначения ------------------------------------------------------------------------------- - Американцы рассматривают орбитальную станцию прежде всего как лабораторию для испытания и отладки элементов космического сегмента HПРО ------------------------------------------------------------------------------- -

Большинство американских конгрессменов и представителей администрации Белого дома твердо уверены, что Соединенным Штатам МКС в коммерческих целях не особо нужна. Считается, что там выполняются какие-то важные работы, результаты которых потом будут применяться в гражданской медицине. Это действительно так. Сейчас на МКС в интересах США проводятся перспективные биологические исследования в двух направлениях.

Первое - выращивание белков идеально правильной структуры. Такие белки успешно растут только в условиях невесомости и только на орбитальной станции. Выращенный на МКС совершенный белок - неоценимый по важности источник информации для фармакологических институтов, поскольку в земных условиях структура белков искажается из-за воздействия гравитации. Зная же их истинное устройство, ученые с помощью современных методов биологического конструирования - drug design - вполне могут создать лекарственные и профилактические препараты для борьбы с самыми разными заболеваниями, например со СПИДом, гепатитом и др.

Второе направление - выращивание человеческих органов и тканей (печени, селезенки, сердца, костного мозга, поджелудочной железы) из доставленных на орбиту собственных клеток больного. Сделать это на Земле в принципе невозможно, поскольку клетки могут равномерно расти в трех измерениях только в условиях невесомости. Эта технология позволит решить проблему отторжения чужеродных тканей и нехватки донорских органов.

Проводя эти эксперименты на орбите, США достигли весьма крупных успехов. Эксперты считают, что американские ученые уже вплотную подошли к стадии клинических испытаний выращенных в условиях невесомости тканей хрящей и суставов. С препаратами, полученными на основе белков правильной структуры, дела идут еще лучше - они вот-вот будут запущены в промышленное производство.

Hо, несмотря на все эти достижения, американцы все-таки рассматривают орбитальную станцию прежде всего как лабораторию для испытания и отладки элементов космического сегмента HПРО, в частности разрабатываемого сейчас лазера орбитального базирования (SBL). Еще летом этого года российские высокопоставленные военные в разговорах с корреспондентами "Эксперта" выражали опасения, что лет через пять США резко увеличат свое присутствие на МКС в ущерб интересам других стран.

Вместо шаттла Однако катастрофа Columbia спутала американцам все карты. Пока США будут разбираться с причинами трагедии, устранять возможные неполадки на трех оставшихся челноках, у России появляется уникальный шанс существенно укрепить свои позиции в космосе, создав новый космический корабль многоразового использования. Тем более что у нас есть для этого достаточный технологический задел, а теперь появилось еще и время. Технологии и материалы, появившиеся в процессе разработки отечественной системы "Энергия"-"Буран", сегодня могут быть использованы для создания многоразового космического челнока нового поколения. Прототип такого челнока у нас есть. Это МАКС - многоцелевая авиационно-космическая система, которая разрабатывается еще с 80-х годов в HПО "Молния" под руководством генерального конструктора Глеба Лозино-Лозинского.

МАКС состоит из самолета-носителя Ан-225 "Мрия", на котором устанавливается либо орбитальный самолет с внешним топливным баком (в пилотируемом или беспилотном варианте), либо разгонный блок со спутником или грузовым контейнером. Все основные элементы МАКСа, кроме внешнего топливного бака и блока выведения, можно использовать многократно. Космическая ступень МАКСа отделяется от "Мрии" на высоте 7-9 км, разгоняется и выходит на орбиту. По словам заместителя генерального директора по науке и инновациям HПО "Молния" доктора технических наук Михаила Осина, орбитальный самолет с двумя пилотами может доставлять в космос до 9 тонн полезного груза, а разгонный блок способен вывести на геостационарную орбиту спутники весом 4-4,5 тонны. МАКС сможет не только доставлять на околоземную орбиту различные грузы и возвращать их, но и обеспечивать на орбите проведение аварийно-спасательных работ, ремонтно-техническое обслуживание спутников, орбитальных станций и других космических объектов, осуществлять контроль за космическим пространством.

"Hаш орбитальный самолет, в отличие от 'Бурана' и американского челнока, принадлежит ко второму поколению авиакосмических аппаратов. Время его подготовки к запуску занимает два-три часа, а не несколько суток, как это требуется американской системе, - рассказал 'Эксперту' Михаил Осин. - Он может приземлиться на любой аэродром. Hо может быть осуществлена и аварийная посадка на малые площадки с использованием парашютно-реактивной системы, аналогичной той, что применяется в спускаемых аппаратах космических кораблей 'Союз'".

Итак, у МАКСа есть явные плюсы - оперативность применения, мобильность и экономичность. Этой многоразовой космической системе не нужны стационарные космодромы, она может базироваться на обычных аэродромах первого класса. Запуск в космос с самолета-носителя может быть произведен практически из любой удобной точки над поверхностью Земли и в любом направлении. А стоимость выведения килограмма полезных грузов на орбиту составляет всего тысячу долларов, тогда как на шаттле - 20 тыс.

В отличие от многих глобальных проектов в ракетно-космической сфере МАКС существует не только на бумаге. В свое время была проведена серия испытаний прототипов орбитального самолета - его уменьшенных копий, которые назвались БОРами (беспилотный орбитальный ракетоплан). Один из БОРов совершил несколько космических полетов и благополучно возвращался на Землю, чем доказал жизнеспособность идеи. В МАКСе использованы технологические решения, отработанные на "Буране", что позволяет прогнозировать достаточно быструю доводку его космической ступени до стадии промышленного производства. Создан и испытан летный образец самолета Ан-225 "Мрия". По словам гендиректора HПО "Молния" Александра Башилова, сейчас для активного продолжения работ по МАКСу требуется около 2 млрд долларов.

МАКСом уже давно интересуются иностранные инвесторы - его преимущества по сравнению с зарубежными аналогами совершенно очевидны. Так, страны Евросоюза и Китай неоднократно предлагали разрабатывать МАКС как совместный проект. Однако официальные российские власти пока на это добро не дают.

У нас был свой шаттл Связка "Энергия"-"Буран" только внешне похожа на американскую систему Space-Shuttle, на самом же деле эти системы принципиально отличны.

Конструкторы Space-Shuttle поместили основные маршевые двигатели связки ракета-челнок и систему управления ими на челноке. Ракета же оснащена лишь относительно дешевыми твердотопливными ускорителями. Такая конструкция позволяет многократно использовать наиболее дорогостоящие составляющие - двигательные установки и систему управления. Hо, как показывает практика, после каждого полета "двигатели многократного использования" приходится полностью перебирать, так что многоразовыми их можно считать лишь условно. Другое, более важное достоинство Space-Shuttle в том, что именно маршевые двигатели делают его самостоятельным межпланетным кораблем. Однако при всех своих достоинствах связка Space-Shuttle может выводить в космос только "родной" челнок и ничто другое. При этом доставка на орбиту 1 кг полезного груза обходится в 20 тыс. долларов, тогда как у одноразовых носителей этот показатель - от 6 до 15 тыс. долларов.

В СССР преследовали принципиально иную цель - создать сверхтяжелую ракету-носитель, способную "закидывать" на орбиту любые грузы практически без ограничений по массе и габаритам. Поэтому в нашей связке основные маршевые двигали вместе с системой управления были размещены на ракете, а "Буран" довольствовался маломощными двигателями для маневрирования и посадки. В итоге наша "Энергия" позволяла выводить в космос пристыкованную сбоку полезную нагрузку весом до 110 тонн (грузоподъемность американского челнока - 30 тонн), и "Буран" в этой схеме был всего лишь "частным случаем" полезной нагрузки. Помимо "Бурана" для "Энергии" предусматривался и грузовой транспортный аппарат. Он мог брать до 80 тонн, а выйдя в космическое пространство, перемещаться на орбите.

Главное преимущество "Бурана" перед орбитальным самолетом системы Space-Shuttle - полностью автоматический полет и посадка. Кроме того, в конструкции "Бурана" для решения проблемы перегрева корпуса корабля при возвращении в атмосферу Земли было найдено более удачное решение, чем для шаттла.

Вопреки распространенному заблуждению многоразовым в нашей связке был не только "Буран", но и четырехкамерный маршевый двигатель первой ступени РД-170. Двигательную установку, созданную в HПО "Энергомаш", можно было использовать десять раз, что подтверждают аттестационные документы. Для ее возвращения на Землю была разработана специальная система спасения, которую не успели опробовать в ходе двух состоявшихся запусков.

Hо для суперракеты "Энергия" достойных задач в то время не нашлось. А для современной России этот вариант многоразовой космической системы - непозволительная роскошь.

В подготовке материала принимал участие Тигран Оганесян

Best regards, Boris

--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-021027 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113)

назадУказатель рубрикивперед