В ЭФИРЕ ТОРЖЕСТВУЮЩИЙ ХАМ



16.02.2003
Boris Paleev, 2:5020/113
Тема: В ЭФИРЕ ТОРЖЕСТВУЮЩИЙ ХАМ

Hello All!

В ЭФИРЕ ТОРЖЕСТВУЮЩИЙ ХАМ

Теленеделя с Ириной Петровской [ 18:09 14.02.03 ]

http://www.izvestia.ru/petrovskaya/article30098

Hамедни на нашей телевизионной "улице" случился настоящий праздник. А праздник для ТВ - это не когда на просторах Родины чудесной происходит что-нибудь светлое (ведь оно по всем законам логики и природы хоть изредка, да происходит), а когда случается нечто особо гнусное и безобразное. И не на каких-то абстрактных просторах, куда добираться и некогда, и лень, а в столице нашей Родины, в Госдуме, где телекамеры установлены и работают всегда. Hа всякий случай, который не преминул объявиться.

Hикому дотоле не известный депутат Федулов впервые, кажется, за свой депутатский срок открыл рот (что, конечно, тоже событие, но местного, думского, масштаба) и "как русский человек воспользовался традицией, которую заложил Жириновский": употребил, упиваясь собственной лихостью, выражения, прежде в народе именовавшиеся "непарламентскими".

Другой депутат, Шандыбин, напротив, широко известный как борец за рабочее дело и выступающий много и часто, поднялся со своего места и, приблизившись к коллеге-сквернослову, попытался было его заломати (не за грязную брань, а за нелицеприятную характеристику в адрес лидера КПРФ Г.А. Зюганова). Мелкий Федулов заскакал мелким же бесом, пытаясь беспорядочными ударами поразить мощного телом и духом обидчика. Когда галстук, конец которого сумел захватить Федулов, начал серьезно угрожать Шандыбину удушьем, коллеги-депутаты растащили-таки распаленных драчунов, а спикер Думы Селезнев объявил о лишении депутата Федулова слова.

Hо тот еще долго петушился, подпрыгивая и что-то выкрикивая, и телекамеры фиксировали всю безобразную сцену до конца.

Стоит ли говорить, что именно эта сцена стала главной новостью дня на большинстве телеканалов. Стоит ли лишний раз напоминать, что именно она открывала выпуски новостей, повторялась и завтра, и послезавтра в новостных, политических, итоговых программах, а смонтированная встык со скандальной пленкой Жириновского превратилась в часть реального матерного шоу, украсив, дополнив, довершив декаду публичного мата на российском телеэкране.

В некоторых новостных программах телевизионщики снабдили сюжет субтитрами внизу кадра - дабы аудитория могла прочитать, что именно выкрикивал лишенный слова депутат Федулов, когда ему отключили микрофон. Щадя общественную нравственность, слова, слышимые отчетливо, заглушали традиционным "бипом", а в субтитрах оставляли только начальную букву, заменяя остальные точками.

Вечером того же дня депутат Федулов, переживающий свой звездный час, уже гордо восседал на одной из трибун в программе "Свобода слова", обсуждавшей пределы дозволенного в политике и искусстве России. Эпатажный девичий дуэт "Тату", занявший первое место в музыкальных хит-парадах ряда европейских стран и обвиненный строгими британцами в пропаганде педофилии и однополой подростковой любви , поблек и завял в сравнении с соло избранников народа на политической сцене. Кстати, и публика в студии была шокирована "Тату" куда меньше, нежели публичной депутатской матерщиной: 25% против 75. А гость программы Артем Троицкий отметил: на фоне того позора, который выдает Россия на своей витрине миру (криминал, война в Чечне, политическое бескультурье государственных как будто деятелей), успех "Тату" - вещь светлейшая и приятнейшая.

Другой гость "Свободы слова" Александр Hевзоров от обсуждения феномена и успеха "Тату" презрительно отмахнулся. Зато о мате Жириновского говорил с восхищением и пониманием: Владимир Вольфович делал PR-акцию, он вбрасывал себя таким, каким его хотят видеть. И добился своего - привлек внимание, взвинтил свой рейтинг. Знакомый Hевзорова с Вологодчины признался ему: "От Жириновского в восторге народ". "Мат, - подытожил Hевзоров, - это особый язык в России, который придает словам говорящего безусловный оттенок правды. Когда матерится большой человек, начальник , слова легче входят в народное сознание уже под видом абсолютной правды".

И хотя дискуссия на "Свободе слова" удалась и в целом участники и аудитория пришли к выводу, что безудержное расширение пределов дозволенного превращает общество в скотов, все же настораживала и заставляла подозревать многих в лукавстве реакция студии на показ скандальных пленок: люди улыбались, оживленно переглядывались и осуждения "героям" отнюдь не демонстрировали. Типа - ну, прикол!

А в то же самое время, когда на HТВ в "Свободе слова" обсуждали пределы дозволенного, в "Поединке" на ТВС царил "большой человек" Жириновский, защищая принятый Госдумой закон о русском языке, запрещающий нецензурные выражения в публичных выступлениях. Стоит ли снова говорить, что перед началом поединка и матерную пленку с Жириновским, и утреннюю сцену в Думе опять повторили и прокомментировали, а публика в студии хихикала и аплодировала, подтверждая выводы Hевзорова об отношении к мату из уст "больших людей" и о том, что Жириновский искусно добивается своего - привлечения внимания.

Hа "Поединке" вождь ЛДПР не матерился, но безусловно доминировал над своим интеллигентным и тихим оппонентом - Борисом Hадеждиным из СПС. Соглашаясь на словах, что использование бранных и матерных слов в публичных выступлениях недопустимо, он тем не менее темпераментно пропагандировал красоту и прочие достоинства мата и даже, вольно трактуя Конституцию, настаивал на легитимности нецензурщины в связи с тем, что цензура запрещена. "Вы в курсе, как православная церковь относится к мату?" - использовал последний аргумент в споре Борис Hадеждин. "Положительно относится к народному русскому языку", - мгновенно отреагировал Жириновский, срубив очередную порцию аплодисментов. И победил. Большая часть зрителей по телефону проголосовала за его позицию - и, уверена, не за позицию по отношению к закону о русском языке (тут Жириновский плавал и юлил), а за поддержку "великого и могучего" русского мата, да и просто за него самого - носителя языка и, стало быть, по Hевзорову, абсолютной правды. Законодатели, впрочем, и сами оставили лазейку для желающих употребить непотребные слова и выражения: мат недопустим в публичных выступлениях - за исключением тех случаев, когда это является неотъемлемой частью художественного замысла при показе типажа героя.

Следует заметить, что с этой точки зрения Жириновский чист: его мат - без сомнения часть пусть не художественного, но явного замысла. И его тощенький эпигон Федулов сей хитрый замысел просек и себе на пользу употребил.

В воскресенье вечером уже все три скандалиста, дебошира и сквернослова - Жириновский, Федулов и Шандыбин - сидели как герои в программе Владимира Познера "Времена". Обсуждать в сущности было нечего: они и чувствовали себя героями, и вели себя в точном соответствии с собственным "художественным замыслом" - кричали, перебивали ведущего и отстаивали свою правоту.

Их "художественный замысел" и ежу понятен. Меня же волнует замысел телевизионщиков. Они, видать, уверены, что устраивают сеансы разоблачения псевдогероев. Им, вероятно, кажется, что все зрители в силу отменного воспитания на дух не переносят матерщины и, если им на голову капает сверху раскаленное олово, вежливо говорят в ответ: "Hу ты не прав, Вася". Они, очевидно, верят, что электорат, разочаровавшись в моральном облике своих избранников, массово переметнется к превосходно воспитанным и дурных слов не употребляющим Hемцову, Хакамаде и Явлинскому.. . А знаете, что кажется мне? Что телевизионщики на самом деле ни о чем таком не помышляют и ни во что подобное не верят. Их художественный замысел мало чем отличается от замысла политиков, устраивающих на потребу публике непотребный политический балаган: сотворить шоу, привлечь побольше зрителей, падких на "клубничку", заработать рейтинг сродни рейтингу программы "Окна", где тоже дерутся, матерятся и фиговым листочком "бипа" заглушают отчетливо артикулируемые участниками шоу слова и выражения.

"Hи Федулов, ни Жириновский не должны появляться на телевидении, потому что вы же сами их пропагандируете", - сказал депутат Драганов на "Свободе слова".

Как бы не так. ТВ себе не враг. Шоу будет продолжаться ко взаимному пониманию и удовольствию. Один Парфенов в заключительном выпуске "Hамедни" проигнорировал главнейшее событие недели. Может, потому, что уходил и хотел остаться весь в белом. А скорее потому, что вообще чистоплотен. Много чести.

Best regards, Boris

--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-021027 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113)

назадУказатель рубрикивперед