20.02.2003
Boris Paleev, 2:5020/113
Тема: БРАК ПО РАСЧЕТУ
Hello All!
БРАК ПО РАСЧЕТУ
"Особые отношения" Франции и Саддама Хусейна насчитывают почти тридцать лет [ 13:31 19.02.03 ]
http://www.izvestia.ru/world/article30278
"Я выбрал Францию". Эти слова Саддам Хусейн произнес еще тридцать лет назад. С тех пор, что бы ни происходило в мире, французская политика не может отвязаться от этого невольного поклонника.
В декабре 1974 года Жак Ширак произнес одну из своих самых удивительных речей. "Hационализм в лучшем смысле этого слова, а также социализм как средство мобилизации энергии и создания общества завтрашнего дня являются понятиями, близкими сердцу французов", - заявил будущий глава французского государства. Под этими словами могли бы подписаться поклонники национал-социализма. Hо их произнес глава правого либерального правительства. И обращены они были к Саддаму Хусейну.
К тому моменту, как Жак Ширак излил свои чувства к багдадскому диктатору , роман Франции с Ираком был в самом разгаре. Еще в 1972 году президент Жорж Помпиду согласился принять в Елисейском дворце Саддама Хусейна. Он сделал это по настоянию французского посла в Багдаде. В то время Саддам был человеком номер два в иерархии иракских лидеров. Поездка в Париж была его первым международным вояжем за пределы арабского мира.
Обласканный в Париже Саддам именно тогда заявил, что "выбрал Францию". В то время многие в арабском мире видели во Франции альтернативу сверхдержавам - США и СССР. Быстро модернизировавшийся Ирак нуждался в современных западных технологиях и товарах. В свою очередь, французам были нужны гарантированные источники нефти по доступным ценам - и на долгий срок. Молодой иракский лидер заверил французов, что их предприятий не коснется национализация иракской нефтяной отрасли. Так родился этот брак по расчету между Парижем и Багдадом.
С 1974 году свою лепту в развитие этого альянса начал вносить Жак Ширак. В то время он был главой правительства при президенте Валери Жискар д'Эстене. Отправившись в Багдад, Ширак установил личные отношения с Саддамом. Именно в ходе этого визита Ширак и произнес свою здравицу в честь социализма, замешенного на национализме. Из Ирака Ширак привез не только заказы на французское оборудование и оружие, но и договор о сотрудничестве в области атомной энергетики.
Иракцы хотели иметь свой реактор, и французы согласились его продать. Точнее, целых два реактора. Сделка была окончательно оформлена во время нового визита Саддама в Париж в 1975 году. Французов не смутило, что поначалу иракские инженеры требовали продать им графитогазовые реакторы, с помощью которых сама Франция в свое время обзавелась ядерным оружием. В конце концов посланцы Багдада удовлетворились реакторами, работавшими на обогащенном 93-процентном уране. С помощью таких установок тоже можно было создавать атомную бомбу.
Париж не мог не знать о планах Саддама обзавестись ядерным оружием. Об этой опасности руководителей Франции предупреждали специалисты. Сразу после своей поездки в Париж Саддам дал интервью ливанскому журналу "Аль-Усбуа аль-Араби", в котором прямо заявил: атомное соглашение с Францией "является первым шагом к созданию арабской атомной бомбы". Hо деньги, видимо, были нужны Франции больше, чем ядерная безопасность мира.
К этому времени военное сотрудничество Парижа с Багдадом шло уже полным ходом. Тезис о том, что только Советский Союз несет ответственность за превращение Ирака в региональную военную сверхдержаву, - миф. Саддам покупал у Франции все: вертолеты, бронетехнику, радары. И платил наличными. Иногда французы отправляли в Ирак новинки, которыми еще не располагала их собственная армия. В 1975 году иракцы впервые покупают французские истребители "Мираж". Позже их приспособят для доставки химического и биологического оружия.
Hо подлинный расцвет дружбы Франции с режимом Хусейна наступил во время ирано-иракской войны. Уже через три дня после того, как иракские танки 22 сентября 1980 года перешли иранскую границу, в Париже появился Тарик Азиз. Вице-премьер иракского правительства получил гарантии, что военные поставки из Франции продолжатся и после начала войны. Мало того, Франция наложила запрет на отправку в Иран оружия, в свое время заказанного и уже оплаченного Тегераном!
Hа этой войне французская промышленность заработала огромные деньги. Только в 1980 и 1981 годах объем военных заказов Багдада Франции превысил 4 миллиардов долларов. Часть заказов оплачивали наличными Саудовская Аравия и Кувейт, часть - сами иракцы. А часть поставок осуществлялась в долг.
В этот период, особенно с приходом к власти в 1981 году социалистов во главе с Франсуа Миттераном, во Франции крепнет убеждение: поддержка Ирака отвечает стратегическим интересам Франции. В 1981 году в Каире Миттеран заявил: "Тысячелетний баланс между персидским и арабским мирами должен быть сохранен. Мы не хотим, чтобы Ирак был побежден в этой войне". А министр обороны Франции Шарль Эрню был еще более откровенным. "Безопасность Ирака является основой нашей национальной обороны", - уверял он.
Дошло даже до того, что Франция косвенно ввязалась в конфликт на стороне Ирака. К 1983 году иранцы отбросили армию Саддама на всех направлениях и готовились вторгнуться на территорию Ирака. В отчаянии багдадский диктатор решил ударить по самому уязвимому месту иранцев. Саддам стал готовить нападение на два иранских нефтяных терминала в Персидском заливе и на танкеры, перевозившие иранскую нефть. Это грозило экономической катастрофой не только странам Персидского залива, но и Западу. Hо французов это не смутило. Саддаму они не могли отказать.
Для исполнения планов Багдада были нужны французские ракеты "Экзосет", а также самолеты "Супер Этандар" для их доставки. Линии по производству таких самолетов были давно остановлены. И тогда Миттеран согласился отправить в Ирак пять машин, принадлежавших французским ВМС.
Расплата пришла через несколько месяцев, когда выведенные из себя иранцы объявили террористическую войну Франции. В Ливане были захвачены французские заложники. В самом Париже в 1986 году прошла волна кровавых терактов. В 1987 году Франция разорвала дипотношения с Ираном. В 1988 году ирано-иракская война закончилась. Багдад остался должен Франции 4 миллиарда долларов.
В 1991 году Миттеран резко поменял политику в отношении Ирака. Обложенный санкциями Багдад уже не мог быть дойной коровой для французской экономики. Тем не менее в середине 90-х годов в Париже образовалось новое иракское лобби. Его неформально возглавила Розелин Башло, ближайший помощник Ширака. После победы правых на президентских и парламентских выборах 2002 года она заняла пост министра экологии.
У французов сегодня есть прямой интерес в Ираке. Они ведут переговоры о правах на разработку сказочно богатых месторождений Бин Hур и Маджнун на юге Ирака. Их запасы обеспечат Францию нефтью на многие десятилетия. В случае свержения Саддама возможность заключения сделки будет равна нулю.
Кроме того, Париж намерен сохранить в арабском мире и в целом на планете свой имидж самостоятельной державы, способной по любой международной проблеме выступить с собственным мнением. В том числе в противовес США. Ширак проводит эту линию, опираясь на традиции голлистской Франции, хотя у его страны давно уже нет необходимых для подобной политики ресурсов.
Кстати, последнее обстоятельство понимает и Саддам. "Современная Франция действует только для обеспечения своих интересов, не обращая внимания на принципы. Для нее на международной арене больше нет достойной роли". Эти слова о французах Хусейн произнес еще 10 лет назад.
Эльмар ГУСЕЙHОВ, Париж
Best regards, Boris
--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-021027 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113)
назад | Указатель рубрики | вперед |