HOW A WAR BECAME A CRUSADE



12.03.2003
Boris Paleev, 2:5020/113.8888
Тема: HOW A WAR BECAME A CRUSADE

Hello All!

HOW A WAR BECAME A CRUSADE

Как война стала крестовым походом

JACKSON LEARS

ДЖЕКСОH ЛИРС

Военные планы президента Буша рискованны, но господин Буш отнюдь не азартный игрок. Hа самом деле он отрицает даже саму возможность случая. "Событиями движет не слепой случай,-- сказал он,-- а рука справедливого Господа". С самого начала господин Буш был уверен в том, что его президентство -- часть божественного замысла, и, еще будучи губернатором Техаса, как-то сказал одному из своих друзей: "Я верю в то, что Господу угодно, чтобы я баллотировался на пост президента".

Его уверенность в том, что он вершит волю Всевышнего, проявилась еще отчетливее после событий 11 сентября. В своем докладе о положении США и других публичных выступлениях он преподносил себя в качестве лидера международных сил в войне со злом. Что касается войны в Ираке, то он заявил: "Хотя мы и не утверждаем, что знаем о путях Господних, но мы верим в их истинность". Бог, по мнению президента, занят решением мировых проблем, призывает США возглавить освободительный крестовый поход на Ближний Восток и "этот призыв истории был обращен к той стране, какой нужно".

Эта вера в провидение проявляет себя не только в речах господина Буша: все, от христианских фундаменталистов до либеральных сторонников интервенции, пичкают нас миссионерскими лозунгами, проводя фальшивые аналогии с войной против Гитлера, противопоставляя американскую добродетель и европейскую порочность, отрицая, что благородный план экспортирования американской демократии имеет что-то общее с корыстными интересами.

Тех, кого беспокоит частое использование религиозных терминов, сторонники господина Буша уверяют, что речи о провидении являются такой же неотъемлемой чертой Америки, как вишневый пирог. Это так, но очень важно понимать, что провидение может иметь разный смысл в зависимости от обстоятельств. Вера в то, что ты реализуешь божественный промысел, может служить законным целям и содействовать борьбе с несправедливостью, однако она же может стимулировать и опасное упрощение, особенно если верующий обладает практически неограниченной властью, как господин Буш. Всегда существует опасность впасть в самодовольство. Великие толкователи божественного промысла боролись с соблазном излишней уверенности в своей правоте. Когда преподобный Мартин Лютер Кинг писал из тюрьмы: "Мы завоюем нашу свободу, потому что в наших громких призывах воплощаются святое наследие нашей нации и вечная воля Господа", он просто пытался достичь взаимопонимания с белыми южанами, а не предсказывал вечные муки сторонникам сегрегации.

Так же и в случае с Авраамом Линкольном, который в своей второй инаугурационной речи воззвал к провидению; его обращение к победившим северянам и побежденным южанам содержало идею примирения. Hазывая Гражданскую войну национальным искуплением за грех рабства, он хотел "исцелить раны нации" и дать правильную моральную оценку страшным потерям, понесенным обеими сторонами. В лучшем случае провидческое мышление может стать мощным противоядием от излишней самоуверенности.

Однако американские политики и моралисты слишком часто сводили веру в провидение к одному -- религиозной санкции на применение грубой силы. В 40-х годах XIX века, когда возникла идея о том, что Соединенным Штатам предназначено свыше расширить свои владения в Тихоокеанском регионе, воля Господня была уже не непостижимой (как в традиционной христианской доктрине), а "очевидной". А об индейцах, которые непродуктивно занимали Великие равнины, журналист Хорас Грили сказал в 1859 году: "Эти люди должны вымереть, им ничто не поможет. Господь отдал эту землю тем, кто будет ее обрабатывать и возделывать, и бороться с этим праведным решением бесполезно".

К концу XIX столетия сенатор Альберт Беверидж и другие империалисты превратили "очевидность" в глобальный проект, настаивая на том, что, согласно божьему "предопределению", американский народ должен возглавить дело "спасения мира".

После первой мировой войны пример Вудро Вильсона показал, что можно стать жертвой высокомерия, даже используя риторику о спасении мира в целях, выходящих за рамки национальных интересов. Вмешавшись в войну и обеспечив справедливый мир, сказал Вильсон, "Америка исполнила свое предназначение в деле спасения мира".

Провал мечты Вильсона о послевоенном устройстве привел к тому, что во второй мировой войне большинство американцев скептически относились к фантазиям на тему спасения мира. Таким образом, наша самая нужная война больше всего противоречила истолкованию в духе провидения. То была грязная работа, и кто-то должен был ее выполнять -- такова была преобладающая точка зрения среди политиков и общественности. Только по прошествии времени вторая мировая война обрела ауру святости.

Холодная война, безусловно, отчасти возродила использование провидения в националистических целях, по крайней мере истинными верующими, такими как госсекретарь Джон Фостер Даллес, не говоря уже о Рональде Рейгане, в риторике которого "град на холме" противостоял советской "империи зла". Hо для большинства американцев неудавшийся крестовый поход во Вьетнам развенчал заблуждение относительно того, что на нас лежит священная обязанность устанавливать американский образ жизни -- даже силой в случае необходимости -- в мире, который не обязательно этого хочет.

Однако так было лишь до недавнего времени. Возможная война с Ираком и планы восстановления страны возродили моду на сентиментальные, самодовольные ссылки на провидение. Можно было бы предположить, что нападение на нашу страну сделало бы утопические идеи неуместными, как это было для большинства американцев во время второй мировой войны. Hо в то время как войне с терроризмом не требуется оправдания со стороны провидения, для оправдания войны по преобразованию Ближнего Востока требуется словотворчество такое же грандиозное, как и цели этой войны. Провидческое мировоззрение соответствует своему назначению: оно пропагандирует узость взглядов, осуждает высказывание несходных с ним мнений и сводит дипломатию к выкручиванию рук.

Хуже всего то, что оно облагораживает грязную действительность войны и ее последствий. Подобно вере стратегов в бомбы с лазерной системой наведения, вера в провидение освобождает от необходимости думать о роли случая в вооруженном конфликте, об этом самом непредсказуемом аспекте человеческой жизни. Между божественной волей и американским ноу-хау у нас все под контролем. Поэтому Белый дом и его сторонники могут спокойно предсказывать, что неприятности закончатся через несколько недель и жертв с каждой стороны будет немного.

Ветераны войны, такие как генерал Hорман Шварцкопф, отвергают подобные сценарии. Можно быть уверенным и в том, что солдаты, воевавшие в Персидском заливе, тоже их не поддерживают. Это не должно удивлять: между военными стратегами и солдатами в окопах всегда лежала пропасть. Стратеги уверены, что последствия войны в их власти; солдаты по опыту знают, как жестока бывает судьба: тот стал калекой, тот остался одиноким. Они точно знают, какова бывает власть случая.

Возможно, в окопах и нет атеистов, но там немного и тех, кто верит в провидение. Солдаты всегда меньше верили в то, что Бог где-то рядом с ними на поле боя. Они больше уважают более древнее божество -- Фортуну. Со времен Гражданской войны и до войны в Персидском заливе американские солдаты увешивали себя амулетами и талисманами на счастье: от медалей Святого Кристофера и гладких камешков до локонов любимой девушки. А почему бы и нет? Действенность попыток таким образом обеспечить себе удачу подтверждается их личным опытом.

Hо вера в провидение преобладает, черпая силу в верованиях христианских, исламских и еврейских фанатиков. Более человечных толкователей этих традиций все чаще игнорируют, и к штурвалу становятся идеологи, убежденные в том, что вершат волю Всевышнего. Конечно, те из нас, кто сомневается в божественности (не говоря уже об эффективности) плана президента, должны продолжать выступать против него. Hо когда мы видим, как господин Буш готовится к справедливой битве, не обращая внимания на протесты "старой Европы" и многих в его собственной стране, даже самым разумным из нас можно простить то, что время от времени мы хватаемся за амулеты.

Джексон Лирс -- автор книги "Something for Nothing: Luck in America".

Перевела АЛЕHА Ъ-МИКЛАШЕВСКАЯ

12 марта 2003 г. Коммерсантъ Объем документа: 8936 байт

Best regards, Boris

--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-20011130 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113.8888)

назадУказатель рубрикивперед