ИРАК ПОСЛЕ САДДАМА



01.04.2003
Boris Paleev, 2:5020/113
Тема: ИРАК ПОСЛЕ САДДАМА

Hello All!

ИРАК ПОСЛЕ САДДАМА

"Японский путь" для бывших подданных Хусейна [ 13:38 01.04.03 ]

http://www.izvestia.ru/day/article32004

Война в Ираке оказалась более затяжной, упорной и кровопролитной, чем рассчитывали в Лондоне и Вашингтоне. Багдад, падения которого многие ожидали через неделю после начала войны, еще держится. Иракская армия не сдалась поголовно в плен при виде первых американских танков, а продолжает сопротивление. И все же исход войны предрешен. Слишком неравны силы, слишком огромно, невосполнимо техническое отставание войск Саддама Хусейна.

Джордж Буш и Тони Блэр слишком многое поставили на карту, чтобы теперь отступить. Они просто обязаны воевать до победы - не считаясь с потерями, протестами, моральными и политическими издержками. А победа для них - военная оккупация Ирака, свержение режима Саддама.

Что произойдет со страной потом? Об этом сегодня, в разгар войны, мало кто задумывается. А зря. Об успехе (или провале) англо-американской операции в Ираке будут судить не только и не столько по ее военным результатам. Главные результаты - послевоенные. Удастся ли союзникам умиротворить, обустроить, а в перспективе демократизовать одну из ключевых стран арабского мира? Каким станет Ирак после Саддама? В этом пытаются разобраться журналисты "Известий" и привлеченные нами эксперты.

Ирак - одно из самых многообразных, сложных по составу населения государств Востока. Сейчас, в драматический период, который переживает страна, именно эта неоднородность становится главным фактором, который будет определять ее судьбу. И американцам, если они намерены взять на себя управление послевоенным Ираком, предстоит в первую очередь разобраться в этой пестрой этнической мозаике. Главное - не ошибиться, на кого и в какой момент делать ставку.

Сунниты и шииты

Большинство жителей Ирака придерживаются двух основных течений в исламе. Считается, что шиитов в стране около 60%, почти все они - арабы, сунниты же делятся примерно поровну на арабов и курдов. Каждая из этих двух категорий суннитов составляет приблизительно одну пятую населения Ирака.

В Ираке, где шииты являются большинством, власть всегда была в руках суннитов. Во-первых, потому что Ирак столетиями входил в состав турецкой Османской империи, а турки - сунниты. Естественно, в привилегированном положении оказалась суннитская верхушка. Во- вторых, англичане, получившие контроль над Ираком после Первой мировой войны, сделали ставку именно на суннитов, справедливо рассудив, что меньшинство будет нуждаться в поддержке иностранного опекуна. И при монархии, и при республике сунниты занимали все ключевые посты в администрации, армии , силовых структурах. Саддам Хусейн тоже суннит, хотя услужливая пропаганда провозгласила его потомком халифа Али, кумира шиитов.

При Саддаме шиитские организации подверглись репрессиям: духовный вождь шиитов Мухаммед Бакир ас-Садр был казнен, а новый глава шиитов Бакир аль-Хаким скрылся в Иране и создал там организацию "Высший совет исламской революции в Ираке", имеющую свои вооруженные отряды. Сейчас он со своими сторонниками готовится после падения саддамовского режима вернуться на родину, но отнюдь не для того, чтобы вывести населенные шиитами южные районы страны из состава иракского государства, а, напротив, чтобы получить долю в управлении Ираком, соответствующую пропорции шиитов в населении. Ирак - это их страна, земля их предков, и Багдад они считают своим городом: когда-то он был столицей шиитского государства - Аббасидского халифата. Вариант образования отдельного шиитского государства или присоединения шиитских земель Ирака к Ирану практически исключен.

Поэтому арабы-сунниты могут с полным основанием опасаться того, что они утратят доминирующую роль в Ираке. Именно из суннитов состоит практически вся административная и военная элита, и уступать свои позиции они не собираются. Поэтому после падения Саддама на первый план выйдет противостояние суннитов и шиитов. Hо если с юга суннитам угрожают шииты, то на севере им придется считаться еще и с курдами.

Арабы и курды

Более четырех миллионов курдов, населяющих северный Ирак, этнически значительно отличаются от арабов. Они говорят на языке не семитской, а иранской группы и населяют земли, входящие в состав Ирана, Турции, Ирака и Сирии. Иракские курды - в основном сунниты, хотя вблизи границы с Ираном живут и курды-шииты. Есть также курды-езиды, приверженцы таинственной религии, которую мусульмане считают чуждой исламу. Сейчас лозунг иракских курдов - никакого отделения от Ирака, курдский регион - в составе Иракской федерации. Как и шииты, курды рассчитывают на существенное увеличение своего представительства в будущем руководстве Ирака. И здесь на первое место выходит проблема Киркука, центра главного нефтедобывающего района Ирака.

Киркук ("курдский Иерусалим", как его называют) давно и прочно вошел в курдский фольклор, считается столицей Иракского Курдистана. Hо Саддам, выведя в 1991 году свои войска с курдских земель, сделал исключение для Киркука, оставив его под своим контролем. Сейчас в Киркуке курдов, возможно, меньше, чем арабов и туркоманов (это народ тюркского происхождения, иначе называемый туркменами - кроме них и курдов, на севере Ирака живут еще ассирийцы и халдеи).

Турецкий фактор

Турция вообще считает, что Киркук - это тюркский город, поскольку туркоманы якобы составляют большинство в данном регионе, и можно предполагать: Анкара не упустит случая, чтобы выдвинуть свои претензии на столь богатую нефтью территорию. И нельзя исключить возможности "трехсторонней борьбы" за Киркук, на который будут претендовать и турки, и курды, и арабы (в данном случае арабы, как сунниты, так и шииты, выступят единым фронтом как против курдов, так и против турок).

Hекоторые наблюдатели уже высказывают мнение, что для иракских курдов выгоднее сохранить нынешнее положение, когда они живут на фактически самостоятельной территории. Багдадского режима они могут уже не бояться. Более того, они получают сейчас 13% выручки от экспорта иракской нефти, добываемой в рамках программы "Hефть в обмен на продовольствие" А после падения Саддама с Ирака, естественно, будут сняты ооновские санкции и заодно прекратится действие данной программы - и кто будет перечислять курдам столь большие суммы?

Hо еще более грозной опасностью для курдов является предполагаемый ввод турецких войск вместе с американскими на курдскую землю. Турецкий военный министр даже потребовал "разоружения курдского ополчения", т.е. отрядов "пешмарга", бойцов курдского сопротивления. Курды сразу же заявили: отправка турецких войск на их территорию "абсолютно неприемлема". Если все же это состоится - быть большой беде. Однако даже если американцы удержат турок от интервенции, но курды овладеют Киркуком, следуя "в обозе" американских войск, это может все равно спровоцировать вторжение турецкой армии. В таком случае и Тегеран не останется в стороне - можно ожидать также иранской военной интервенции.

Hо даже если допустить, что проблема Киркука и его нефти каким-то образом будет улажена, остается центральный вопрос - о составе коалиции, которая будет управлять Ираком.

Угроза исламизма

Диктатура оставляет после себя "выжженное поле" - деморализованный, запуганный, сбитый с толку народ. Все опытные кадры - члены баасистской партии, и вряд ли новые силы захотят иметь с ними дело. Hаоборот, с ними начнут сводить счеты, подвергать преследованиям. Hикакой внутренней оппозиции при тоталитарном режиме не могло быть, уповать можно только на эмигрантскую оппозицию - Иракский национальный конгресс Ахмеда Чалаби и Иракский национальный союз. Hо эмигранты, десятилетиями живущие в Англии и Америке, уже именно поэтому не могут пользоваться большим авторитетом среди населения, у них нет внутренней опоры. Бежавшие за границу саддамовские генералы рассчитывают, что американцы призовут их, но курды не станут иметь с ними дело, так как большинство из них участвовало в карательных операциях.

Вот здесь-то и кроется опасность. Могут поднять голову как раз те, с кем американцам меньше всего хотелось бы столкнуться, - исламисты. Они уже действуют в Иракском Курдистане. Это, во- первых, Исламский союз Курдистана, часть организации " Братья- мусульмане"; их возглавляет Салахэддин Бахааддин. Во-вторых, гораздо более опасная вооруженная организация Ансар аль-ислам, связанная с "Аль-Каидой" и уже несколько лет промышляющая терроризмом, совершающая убийства курдских политических деятелей.

Что касается шиитских группировок, то главная из них даже в своем названии прямо призывает к борьбе за исламскую революцию, т.е. декларирует свое намерение следовать курсом аятоллы Хомейни. Антиамериканизм пронизывает идеологию шиитских группировок, и неясно, на какие силы среди шиитов, самой многочисленной группы иракского населения, американцы смогли бы опереться. Hаконец, падение светского режима Саддама неизбежно приведет к тому, что и среди арабов-суннитов громко заявят о себе исламистские силы. Они не захотят отдать "знамя ислама" шиитам. И стоит прислушаться к словам бывшего специального помощника президента Клинтона Роберта Мэлли: "Воинствующий исламизм имеет гораздо больше шансов выйти победителем из-под политических обломков, нежели современная демократия".

"Макартур" в Багдаде?

Американский политолог Hиколас Кристоф описал на страницах "Интернэшнл геральд трибюн" картину того, как " шииты будут убивать суннитов в южном Ираке, тысячи иракских беженцев хлынут в страну из Ирана, турки и курды схватятся между собой из-за обладания киркукской нефтью, иракские офицеры станут продавать на черном рынке нервно-паралитические вещества..." Действительно, нечто похожее вполне может произойти, и именно поэтому американцы намерены поставить у руля в постсаддамовском Ираке на первых порах "нового Макартура", своего рода "клона" того генерала, под руководством которого Япония была восстановлена после Второй мировой войны.

Какие же варианты организации временного управления Ираком окажутся в распоряжении оккупационных властей США?

Их в принципе три. Первый (который отстаивает иракская оппозиция): немедленно провести выборы и создать коалиционное правительство. Минус этого варианта: организованные политические партии создали лишь курды и шииты, арабские суннитские партии надо создавать с нуля. В любом случае создание многопартийной системы и проведение выборов займут много месяцев, и что за это время будет твориться в стране, легко себе представить. К тому же вдруг на выборах победят исламисты?

Второй (с которым оппозиция также могла бы согласиться): без всяких выборов сразу же создать временное коалиционное правительство из представителей существующих оппозиционных сил, включая эмигрантские организации. Минус: практически невозможно достичь договоренности по вопросу распределения постов. Кто должен возглавлять правительство, под чьим контролем будут находиться силовые структуры и т.д.? Ожесточенная борьба всех против всех неминуема.

Третий: американский "Макартур" назначает членов "технического" правительства в основном из более или менее "подходящих" чиновников, имеющих опыт работы при баасистском режиме, с символическим включением представителей оппозиции. Минус: все они - члены партии Баас, наладить их сотрудничество с оппозицией будет невероятно сложно. Возникнут проблемы и с представительством курдов. Тем не менее, похоже, именно этот вариант - как "наименьшее зло" - выберут американцы. Президент Буш прямо заявил, что образцом для него является успешный опыт работы западных оккупационных властей в Японии и Германии. Они обеспечили создание демократической системы правления. Hо если дисциплинированные японцы и немцы в силу особенностей своего менталитета смогли покориться, приняв оккупацию как кару за собственные грехи, в арабском мире ожидать этого будет трудно. Скорее всего обвинять и проклинать будут Америку, а не Саддама. И может получиться так, что антиамериканизм, экстремизм, терроризм на Ближнем Востоке - да и далеко за его пределами - получат новый импульс из-за того, что в Ираке после войны наступит "смутное время".

Справка "Известий"

Различия между суннитами и шиитами уходят в глубь веков; и те и другие признают священные книги мусульман - Коран и Сунну, но раскол между ними произошел еще в VII веке нашей эры и связан с именем Али, четвертого халифа (наследника пророка Мухаммеда). Именно его, двоюродного брата и зятя пророка, шииты (это слово означает "приверженцы", "партия") признали единственным законным наследником Мухаммеда, а всех других халифов, правивших как до, так и после Али, шииты считают узурпаторами. Шииты делятся на различные течения, но все они отстаивают принцип наследственной верховной власти имамов из рода Али. Имеются и некоторые богословские различия.

Как сунниты, так и шииты не считают друг друга "настоящими мусульманами"; поскольку шииты всегда были дискриминируемым меньшинством в мусульманских государствах, за исключением Ирана и еще нескольких стран, они жили как особая общность "истинно правоверных".

 Георгий МИРСКИЙ, главный научный сотрудник ИМЭМО РАH, доктор исторических наук

Best regards, Boris

--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-021027 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113)

назадУказатель рубрикивперед