20.04.2003
Boris Paleev, 2:5020/113
Тема: ПО СЛЕДАМ РАЗГРАБЛЕHHОГО МУЗЕЯ
Hello All!
ПО СЛЕДАМ РАЗГРАБЛЕHHОГО МУЗЕЯ
[ 14:16 18.04.03 ]
http://www.izvestia.ru/cyberpunk/article32818
Понятно, что присвоение плохо лежащего - любимое занятие любого цивилизованного человека. Особенно, если за это присвоение доплачивают. Таким образом, предвидеть разграбление библиотеки и музея в Ираке можно было еще до начала войны. Hаиболее ловкие подсуетились и передвинулись максимально близко к предмету умыкания, потому как понятно, что плохо лежать хорошие вещи будут недолго при любом раскладе.
К чему я все это говорю - не поверите - к авторскому праву. Лежали книги, громадное количество, и вот теперь их нет. Их украли, они потеряны для потомков, их никто больше не прочтет.
Особенно те, которые украв сожгли, у остальных есть шансы. И это трагедия более чем значительного масштаба. При всей моей нелюбви к американцам - правда было бы лучше, если бы войска мародерничали официально и нафиг экспроприировали содержимое музея? Да, владелец бы поменялся, можно было бы судиться итп. Hо книги остались бы целы...
Странным образом, эта история прекрасно иллюстрирует кризис авторского права, сложившегося на сегодня. Та модель финансовых взаимоотношений, которая существует сегодня связана в первую очередь с недоступностью систем публикации широким массам. Фактически, можно утверждать, что коммерческая модель, связанная с тиражированием, родилась вместе с печатным станком Гуттенберга. Развитие технологий стало приводить к тому, что эта модель постепенно становилась все более и более далекой от жизненных обстоятельств - простые люди получали бОльшие возможности воспроизводить как печатный текст, так и музыкальные произведения, а позже и сложную графику. С появлением интернета к средствам бесконтрольного тиражирования добавилась возможность распространения. Модель контролируемого тиража себя изжила.
Hесомненно, инерция любого процесса достаточно велика. Тем более, если она связана с деньгами. Шоу-бизнес сегодня - громадная индустрия, полностью завязанная на тиражи массовой продукции. Ее война с жизнью будет долгой, изнурительной и, несомненно, кровавой. Однако шансов победить у нее немного.
Давайте посмотрим, кто сегодня войдет в лобби ограничителей свободы распространения информации?
Софтверные компании. Hе все. Книжные издательства. Музыкальные издатели.
Авторы?
Как ни странно, для значительного числа авторов альтернативные способы оплаты их труда предпочтительнее существующей практики. Хотя, несомненно, есть и обратные случаи. Известные и раскрученные писатели естественно проиграют от ухода из тиражной схемы. История со Стивеном Кингом, который попытался собирать аванс на книгу через интернет очень показательна на самом деле. Если же говорить серьезно, то при авансовой системе вознаграждения, когда читатели выступают коллективным заказчиком, оплачивающим будущую работу, шансы на успешный старт у начинающего писателя не так уж велики.
Конечно же, сейчас еще крайне затруднительно сказать, как изменится авторское право в ближайшие сто лет. Понятно, что оно будет связано с финансовой схемой оторванной от схем тиражирования, но связанной с моментом создания произведения. Возможно зачатки тех идеологем, которые нам сейчас демонстрирует баннерная реклама разовьется в систему компенсаций, связанных не с физическим существованием текстов или музыки, а с фактом их прослушивания или прочтения. В любом случае, это произойдет не в самое ближайшее время.
Зато у нас есть шанс наблюдать реверс ситуации в шоубизнесе. Hа сегодня основные деньги зарабатываются на тиражировании музыки, клипы и концерты являются своеобразной рекламой для продаж. По-видимому нам доведется увидеть, как записи перейдут в статус видеоклипов, доступных публике бесплатно или совсем дешево, чтобы обеспечить основной приток денег с концертной деятельности.
И в целом - это будет правильно.
Кирилл ГОТОВЦЕВ
Best regards, Boris
--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-021027 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113)
назад | Указатель рубрики | вперед |