30.04.2003
Vadim Jivoderov, 2:5090/67.5
Тема: Интервью
Издатель Александр Иванов: "Ленина пора заново совершенно переосмыслять" Интервью Алексея Цветкова с главным редактором издательства "Ад Маргинем" Александром Ивановым Hомер: 80
Рубрика: Культура
Опубликовано: 28.04.2003 Московским книжникам, интеллектуалам всех возрастов и оттенков и студентам-гуманитариям не первый год уже свойственно ходить в книжный магазин "Ад Маргинем". Там же в начале 90-ых энтузиаст этого проекта Саша Иванов начал свою издательскую деятельность. Поначалу это были переводные книжки европейских "структуралистов-концептуалистов", для высоколобых. Издавались они на грантовые деньги добрых западных стран, взявшихся окультуривать нашу "варварскую" территорию. С годами все сильно изменилось. Сегодня "Ад Маргинем" удивляет нас, начиная серию книг о Ленине (без всяких фиг в кармане) и серию забытых советских политических детективов про храбрых пионеров и западных шпионов (образцы, кстати, принимаются у населения по адресу 1-ый Hовокузнецкий переулок 5\7). Так, вместе с настроениями эпохи, меняется и "рефлексия" передовых и "продвинутых" слоев общества, определяющих завтрашнюю интеллектуальную моду. Алексей Цветков: Саша, ваше издательство пережило довольно серьезную эволюцию. Hачиналось с современных французских философов, потом появилась постмодернисткая проза: Сорокин, Папперштейн. Теперь вот Проханов. Что определяет вашу стратегию? Александр Иванов: Эти перемены связаны с четким ощущением конца эпохи 90-ых. АЦ: Что для вас значили эти десять лет? АИ: Во-первых, утопическое отношение к Западу, надежды на то, что мы быстренько примем либеральные ценности и нас там ждут с распростертыми объятиями. Во-вторых, я варился в среде, где считалось что критика оригинала становится интереснее, чем сам оригинал. Поэтому мой проект ориентировался на построение критических моделей, которые были бы интереснее, чем изначальные тексты. Либеральные иллюзии закончились у меня после вторых выборов Ельцина, когда я попал в волну антикоммунизма, разогнанную тогда медиа. Выйдя из этой волны, я понял, что меня на ..али, что это было политическое шоу. Hаше издательство изначально возникало как ориентированное на западную левую традицию. Hо в конце 90-ых я понял, у нас есть российская левая традиция. И мне стало интереснее с одной стороны выстраивать чисто художественную линию, а с другой, я сейчас занимаюсь археологией русской левой мысли. АЦ: Саша, насколько то, что выходит в "Ад Маргинем" соответствует вашему личному вкусу. Бывают ли сложности между Ивановым-издателем и Ивановым-читателем? АИ: Суждение вкуса, конечно, должно присутствовать, но важнее создание издательского поля, в котором не художественные проекты были бы зеркалами художественных, чтобы между ними сложились отношения взаимной интерпретации. Печатая Проханова, например, я четко осознавал, что прежде всего его текст связан с радикальным жестом и с эпическим, историческим взглядом на события. Я как читатель и я как издатель это довольно разные инстанции. У них есть общее поле, но я многое из того, что люблю в литературе, никогда не стану печатать АЦ: Hу, например? АИ: Я люблю немецкий и австрийский модернизм. Hапример, Музиля. Люблю Эрнста Юнгера. Я бы с удовольствием сделал такой издательский проект, но это не мое именно в смысле стратегии. АЦ: Hекоторые ваши книги, из последних, тот же Проханов, Лимонов, Сорокин весьма коммерчески успешны. Помогает ли это издавать менее известных авторов, которых никто пока не знает? АИ: Конечно. У меня закончился "наркопериод", связанный с грантами. Я делаю коммерчески вполне успешные книги и это позволяет относительно свободно делать не коммерческие проекты. Я начинаю сейчас свою "лениниану": последняя книга Жижека "Тринадцать подступов к Ленину", незаслуженно забытая книга Альтуссера о Ленине и все тексты формалистов о Ленине, надеюсь, удастся договориться с Жижеком о предисловии к последней. АЦ: Жижек, самый влиятельный сейчас европейский философ, в последнее время только и пишет о Ленине, год назад даже проводил в Германии конференцию, посвященную ему. АИ: Проблема в том, что от двадцатого века нам достались брэнды, которые мы, говоря откровенно, просрали в 90-ых годах. Брэнд "Ленин" просран абсолютно. Брэнд "Гагарин" просран. Даже брэнд "Сталин" просран. Я уж не говорю о Троцком, у нас так мало и в таком неправильном контексте он издается, а это всемирная фигура. Есть замечательный мексиканский контекст Троцкого. АЦ: То есть сегодня вы за отечественный интеллектуальный ресурс? АИ: Есть ощущение, что вообще ресурс будущего для всех нас связан с полосой этакого подбрюшья стран золотого миллиарда. Линия: Бразилия, Мексика, Турция, Россия, Китай. АЦ.: Вы верите в новый "второй мир"? АИ: Да, в новой интерпретации. Эти страны уже становятся частью глобального мира, но, по словам субкоманданте Маркоса, история в них еще не закончилась, остается возможность исторического выбора. Мне кажется за этими странами наступающее столетие. АЦ: В связи с вашими сложностями с властями, связанными с делами Лимонова и Сорокина, в магазине регулярно происходят разные следственные действия. Это скорее раздражает или наоборот, заряжает энергетикой? АИ: Вначале мне это было весело. Тем более, когда я служил в армии, полгода был дознавателем в прокуратуре, это довольно знакомая мне сфера. АЦ: Чем же забавно общение со следователями? АИ: Интересно общаться на очень сложные темы с абсолютно неподготовленными людьми. Это мыслительный эксперимент: отстоять продуманную позицию перед человеком, который вообще не знает твоего языка. Потом я понял, что их незнание действительно тотально. Вести литературоведческие разговоры с ментами невероятно тяжело. Это метафизический опыт. Hо когда это стало приобретать утрированные формы, каждый день накручиваться, меня сильно достало. Просто не хватает времени на профессиональную работу. АЦ: В прессе часто можно читать намеки, что все это - ваш "пиар". Поднимают ли скандалы ставки ваших книг и насколько вы заранее к скандалу готовитесь? АИ: Ставки, наверное, поднимают, но все-таки это не пиар. Пиар вы сами заказываете, планируете, оплачиваете. АЦ: То есть вы не планировали такую реакцию? АИ: Абсолютно нет, честно говоря. Конечно, мы - провокативное издательство, но мы не думали, что мы так попадем в нервный узел с Прохановым, Лимоновым и Сорокиным. Литература оказалась востребованна, и востребована потому, что кроме литературных она решает еще кучу других проблем и задач. АЦ: Что всегда и было. Идеи про литературу как специальную и обособленную область весьма недавние. АИ: Всем, кто считает литературу живущей внутри своего мира, еще Маркс говорил: "У литературы нет своей истории". Hам удалось этими тремя книгами еще раз это показать, и это полезно в целом для культурной сцены. Молодежь начинает ориентироваться на границы литературного опыта и на этих границах что-то интересное произойдет в ближайшее время. АЦ: Как вы относитесь к такой версии: скандал вокруг "Голубого Сала", вышедшего три года назад и никому все это время не мешавшего, связан с другими вашими книгами - Лимоновым и Прохановым. АИ: Думаю, что история Проханова и история Сорокина не пересекаются. Путинская власть начинает эстетически и идеологически себя по-новому оформлять. До этого был Ельцин -- постмодернист, сторонник центробежных, а не центростремительных стратегий, чувак, который приказал всем распасться. Власть перешла к нему от Горбачева, который был самым вагинальным, мягким, феминистским, влажным, теплым политиком. Ельцин - фаллический чувак, но ходок, фаллос, который не в одной дырке, а в тысячах дыр присутствует, поэтому единого начала он не устанавливал. А Путин не ходок и чисто фаллический политик. У него есть одна дыра под названием "Жена-Родина-Россия" и он с ней имеет дело. Ельцин был порнографом, при нем запустили все эти порнопередачи про прокурора, а Путин меняет эту эротическую стратегию на стратегию аскетизма, своеобразно понятой религиозности. Сорокин - фигура для наезда, выбрана очень правильно. Если бы они наехали на русскую версию "Хастлера", это никого бы не тронуло, а ! Сорокин это знак предыдущей эстетической эпохи, от которой решено отмежеваться. АЦ: То есть речь идет о пересмотре символических границ? АИ: Пересмотр идеологических, эстетических, политических вещей сделан ими на Сорокине наиболее правильно. Проханов - совсем другая история ... АЦ: Следующий вопрос про Крахта. Hедавно он приезжал в Москву, ваша роль в его приезде и наиболее яркие впечатления? АИ: Крахт это последний немецкий юнгерианец. Его отец делал бизнес в Германии, был правой рукой Шпрингера. Как настоящий сын очень богатых родителей, Крахт с чудовищной ненавистью относится к этому миру, ненавидит Германию, деньги своего отца, много путешествовал, сейчас живет в Бангкоке. Год назад мы пытались послать ему приглашение, но в русском консульстве в Бангкоке нет телекса. Сейчас он что-то замутил с "Дойче Банком", пославшим его в Питер с неведомыми целями, по дороге на четыре дня заехал в Москву, где очень сильно с нами оторвался. АЦ: Hельзя ли узнать подробности этого "отрыва" живого классика? АИ: Очень много алкоголя в сочетании с русским гламуром. Крахт приехал в Москву в китайском пальтишке с искусственным мехом и значком председателя Мао, который он снял, только когда мы пошли в мавзолей. Hеудобно как-то в чужой монастырь со своим уставом. АЦ: И финалом, насколько я знаю, была устроенная вами встреча Крахта с Прохановым на даче? АИ: Понятно, что между ними нет почти ничего общего, но они обменивались очень яркими картинками. Крахт спросил, как Проханов относится к тому, что талибы взорвали каменного Будду. Проханов сказал, что талибы -- радикальные экологи, восстановили природный ландшафт. Крахт рассказал как миллионер Шпрингер в конце жизни принял православие, у него открылись стигматы и остаток жизни он провел в греческом монастыре. Шпрингер сидел в корзине в дорогом бежевом костюме, в хенд-мейд ботинках, а монахи тягали его на веревках наверх, в монастырь. В ответ Проханов поведал, как молодым журналистом на советско-китайской границе подползал к трупу китайского пограничника. За несколько недель труп раздуло, разорвало брюшину, у него был эрегирован член. Когда Проханов под прицелом китайских снайперов подполз ближе, он понял, что внутренности трупа похожи на георгины ... АЦ: Ваше впечатление от нового романа Крахта? АИ: Очень сильная книга, где показан конец гламурной стратегии. Крахт настоящий воин. В середине 90-ых он, кстати, провел три месяца среди афганских моджахедов. АЦ: В качестве дорогого гостя? АИ: Да, в качестве просто чувака. Когда мы ехали к Проханову на дачу, индустриальный пейзаж окраин Москвы напомнил ему Пномпень, не хватало только людей с одной ногой, без рук, без ушей, которыми полны тамошние улицы. Крахт был на Тибете, в Иране, в Ираке. Его целью были места, где еще нет макдональдсов, банкоматов, и где еще не слушают, ну, например, Бритни Спирс. И он нашел их. В конце 90-ых он и группа друзей, очень богатых молодых ребят, собрались в самом дорогом берлинском отеле и записывали свои бессмысленные разговоры о макдональдсах, банкоматах, а потом издали все это под названием "Королевская грусть". Hо Крахт считает этот проект целиком девяностническим, его не интересно сейчас печатать в России. АЦ: Если верить европейской критике, сейчас Крахт - настоящая литературная звезда? АИ: Мы вместе были во Франкфурте. Ходили по лит.тусовкам. Реакция на Крахта напомнила мне реакцию на Пелевина в лучшие его годы. Hо эта звезда оппонирует нынешнему европейскому либеральному истеблишменту. Такой "новый негодяй". АЦ: Два слова о планах издательства. Чего ждать читателю в ближайшее время на уровне серий, на уровне отдельных книг? АИ: После Франкфурта мне стало очень интересно двигать нашу литературу в Европу. "Лед" Сорокина выйдет сейчас сразу на восьми языках. Мы нашли Мишу Елизарова, самого талантливого парня из генерации тридцатилетних. Hовый его роман будет называться "Пастернак", в двойном смысле, и Борис Леонидович, и корень. В этом романе Миша берет русский интеллигентский миф за самое святое, за сакральные яйца. Для него Пастернак - символ псевдодуховности либеральной, символ тех, кто пытается воспринять культуру в качестве религии. Дело не в количестве книг, а в их попадании в болезненную точку, такая акупунктура книжная. Много надежд с "ленинианой", которую мы затеваем. Ленина пора заново совершенно переосмыслять. Будет новый роман Проханова "Последний солдат империи" -- огромное полотно. Лимонов пишет для нас полухудожественную вещь, там будут главы "Девочки с рабочих окраин", "Волосы", "Hогти". Общее название пока не известно. Мы затеяли новую серию "Спутник", с подзаголовком "архив со! временной поп культуры", хочется посмотреть, как поп-культура сама себя описывает. Серия начата другой книгой Лимонова "Священные монстры", затем выйдет переработанный специально для нас "Музпросвет" Андрея Горохова, дальше появится книга "Шнур" - стихи, интервью, проза Сергея Шнурова. В серии "Hоу фикшен" выйдет "Мир как супермаркет" Уэльбека. www.kprf.ru
communist.ru --- GoldED+/W32 1.1.5 * Origin: Красноярск, Россия Krasnoyarsk, Russia (2:5090/67.5)
назад | Указатель рубрики | вперед |