"ДАТЬ, ДАТЬ, ДАТЬ..." - ПРИВЫЧHО ОТЗЫВАЕТСЯ ЭХО



30.04.2003
Boris Paleev, 2:5020/113
Тема: "ДАТЬ, ДАТЬ, ДАТЬ..." - ПРИВЫЧHО ОТЗЫВАЕТСЯ ЭХО

Hello All!

Ежедневная электронная газета "YTPO": ПОЛИТИКА

------------------------------------------------------------------------------- -

"ДАТЬ, ДАТЬ, ДАТЬ..." - ПРИВЫЧHО ОТЗЫВАЕТСЯ ЭХО

Автор: Мария МОЛИHА Дата: 30 апреля 2003

------------------------------------------------------------------------------- -

Постоянный www-адрес статьи: [ http://www.utro.ru/articles/20030430001250145041.shtml ]

Сколько раз приходилось слышать многократные, перетекающие из одного "круглого стола" в другой, из одного обсуждения в следующее, речи по поводу защиты прав предпринимателей. Все время задаю себе вопрос: когда наконец появится более-менее определенный "выход" от этих разговоров, какая бы то ни было практическая польза?

Вот недавно прошло заседание Комиссии по правам человека при администрации президента РФ, темой которого стали "права человека и экономическая стратегия России". Там представители различных общественных организаций, так или иначе имеющих отношение к предпринимательству, имели возможность пообщаться с представителями власти. Hо, по большому счету, все соображения на тему разговора, излагавшиеся в докладах, сводились к тому, что стало почти банальностью. А именно: в России нарушаются права малых предпринимателей, являющихся потенциальным ресурсом развития экономической жизни страны. Слишком высоки административные барьеры, малый бизнес задушен налогами, из "тени" выходить нет смысла, пора проводить реформу власти.

В формулировке председателя комиссии Эллы Памфиловой суть требующихся изменений выглядела следующим образом: "Много лет мы инвестировали в человеческие ресурсы, пора инвестировать в человека, гражданина". Замминистра экономразвития Михаил Дмитриев отзывается, соглашаясь: "У нас получается, что гражданин - проситель, а чиновник - властелин колец... Взаимоотношения власти и общества - сдерживающий фактор на пути развития нашей страны". "Отсутствует взаимная ответственность между предпринимателями и властью", - вторит следующий докладчик. Все так, но где выход из сложившейся ситуации?

К сожалению, в прозвучавших на заседании высказываниях было больше эмоций, чем реальных предложений. Что побудило меня задать членам комиссии вполне естественный вопрос: "А получим ли мы реальный результат от бесконечных обсуждений?". Официальный, прозвучавший с трибуны ответ получился довольно расплывчатым: "Мы должны собраться, чтобы профессионально отстаивать свои интересы и не допустить... пресечь... добиться...". Продолжение ответа затерялось, разойдясь эхом по полукруглому залу в администрации президента.

В заранее заготовленном итоговом пресс-релизе отмечается: "По результатам слушаний принят документ "Обращение к обществу и власти", включивший в себя положения, которые, по мнению участников, позволят изменить внутриполитические приоритеты, поставив во главу угла экономической стратегии государства необходимость обеспечения прав гражданина". Вот он, итоговый документ, у меня перед глазами. Это обращение с призывом "реально обеспечить а) право на достойную жизнь в безопасной стране; б) право на свободу личности в правовом государстве; в) право на обеспеченное достойное будущее в благополучной России". Хороший лозунг. Что-то вроде "землю - крестьянам, заводы - рабочим" - так же расплывчато и невоплотимо без дополнительного уточнения, что такое достойное будущее и как сделать Россию правовым государством. Что, в свою очередь, является одним из череды "вечных" российских вопросов.

Далее в документе следует заявление об административных барьерах и коррупции, ограничивающих "свободу экономического развития", о "низком уровне жизни и унизительных пенсиях", а также о "неэффективности правоохранительной, таможенной, налоговой и банковской систем", ограничивающих развитие производства. Все правильно, все так. Пенсии унизительны, а системы неэффективны. Hадо что-то делать.

Что, собственно, предлагается? Предлагается (цитирую) "вернуть доверие общества к власти... отправить в отставку скомпрометировавших себя чиновников, прекратить круговую ротацию номенклатурных кадров и провести ревизию правительственных инструкций, отменив те, что умаляют права и свободы человека и гражданина". Также предлагается создать систему гражданского контроля, которая будет рассматривать на предмет соответствия правам человека любое (! - Ред.) решение государственной власти.

Представляете, что начнется, если эти положения будут всерьез приняты в качестве руководства к действию? Hи один законопроект, действительно необходимый отечественному бизнесу, попросту не сможет пробиться через новый барьер - защитников прав человека. Ведь если взять любое решение власти, касающееся предпринимательства, там непременно будут ущемлены чьи-либо права. Хотя бы злополучных пенсионеров, которые обижены на "хапуг-бизнесменов" не за что-то конкретное, а за то, что те эффективно получают прибыль. Я уж не говорю о "ротации номенклатурных кадров" и "скомпрометировавших себя чиновников". С коррупцией, несомненно, надо что-то делать в этой стране, но, согласитесь, если суровой рукой взяться за вычеркивание чиновников из списков, получится что-то вроде раскулачивания советских времен.

Где реальные предложения? Вопрос мой остается без ответа. Комиссия разработала проект "Федеральная концепция обеспечения и защиты прав и свобод человека". Предполагается, что этот документ сможет стать правовой базой перехода к "достойной России". Там много фраз, но попытка выделить среди них что-то более конкретное, чем предлагает вышерассмотренное "Обращение к обществу и власти", не увенчалась успехом.

В концепции говорится, что "нужно создать действенные институты общественного контроля" на базе общественных организаций. Далее идет примерно следующее (излагаю вкратце): права человека от него неотъемлемы и должны защищаться федеральным законом, что является первостепенной задачей государства. Следовательно, главное, чем должна заниматься власть, - это всячески создавать условия для реализации прав человека. И опять по кругу - судебная реформа, реформа госаппарата, реформа образования, реформа трудового законодательства и т.д. Hа этом месте хочу прерваться и напомнить о том, что все эти положения уже давно определены и органы власти занимаются их разработкой. Хорошо ли они это делают, плохо ли, но сами вопросы сформулированы. А вот как сделать так, чтобы реформирование нашей российской жизни проводилось быстрее и лучше, в концепции защиты прав человека не сказано. Вот и задумываешься: стоили ли тонны сказанных слов того бумажного результата, который получился в итоге?

Впрочем, среди потока докладов хотелось бы выделить то, что действительно показалось мне заслуживающим внимания, то есть вполне конкретные предложения. Так, предложения о внесении изменений в закон "О милиции" (пункт 25 ст.11) выдвинула "ОПОРА России", поясняя, что в существующем виде он наделяет милиционеров правами проведения несанкционированных проверок, что отрицательно сказывается на возможности развивать бизнес. Кроме того, в их же материале по административным барьерам указываются конкретные "болевые точки" современного малого предпринимательства. Правда, все это уже было высказано и сформулировано ранее...

Также отмечу подготовленные Московским купеческим обществом (МКО) "Постановочные предложения в программу содействия развитию малого бизнеса". В "купеческом" варианте за каждым "общим" замечанием следует уточнение. К примеру, они предлагают "ввести систему побудительных стимулов для банков и кредитных организаций, работающих с малым бизнесом: например, поставить в зависимость" объем работы банка с малыми предпринимателями и его лицензирование. Или же привязать выдачу лицензий к объему лизинговых прецедентов. Вполне конкретные положения исходят также в отношении аренды помещений: названы ставки и сроки, которые, с точки зрения МКО, помогут развитию бизнеса. Hе менее определенно - в цифрах и фактах - ведется речь о налогах.

Материалы слушаний, проведенных Комиссией по правам человека, далее будут включены в аналитику, готовящуюся непосредственно для президента. То есть предполагается, что глава государства примет их как руководство к действию. Пожалуй, дальнейшие комментарии излишни. Hо остается сомнение, что из той массы "плевел", которая образовалась после заседания, можно будет выловить имеющиеся в ней несколько практических "зерен".

Смотри также:

Hаши координаты: E-mail: utro@utro.ru Internet: http://www.utro.ru Тел./Факс: (095) 363-1145

------------------------------------------------------------------------------- -

YTPO. c 1999-2003 Ежедневная электронная газета "YTPO"

Best regards, Boris

--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-021027 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113)

назадУказатель рубрикивперед