02: Hаши или не наши?



08.05.2003
Oleg Sheremetinsky, 2:5030/1400.34
Тема: 02: Hаши или не наши?

печальной необходимости защиты от антисемитизма в самом Израиле объединение " Дмир" не устает приводить все новые и новые случаи угроз и антисемитских надписей по-русски. Все это крайние проявления неприятия неевреями еврейского государства. Hо правомерно задаться вопросом: почему значительное число приехавших в Израиль неевреев, не подвергающихся здесь из-за своего происхождения никаким ограничениям, испытывают неудобство от еврейского характера государства? Ведь большинство из них сами попали в Израиль только благодаря национальному Закону о Возвращении.

Все это резко контрастирует с поведением иммигрантов из СССР-СHГ в странах Европы и Америки. Оттуда слышится гораздо меньше требований и жалоб на дискриминацию, несмотря на то, что первые несколько лет иммигранты там, действительно, не обладают правами и обязанностями гражданина.

Вот что пишет об этом феномене психиатр, профессор Тель-Авивского университета Вадим Ротенберг:

"Люди, которые никогда не чувствовали своей связи с еврейским народом и никогда не вспоминали о еврейском происхождении своего дедушки, по приезде в Израиль оказываются, неожиданно для себя, в довольно тяжелом морально-психологическом состоянии. В большинстве своем они были убеждены, что эмиграция в Израиль ничем принципиально не отличается от эмиграции в любую западную страну со всеми ее преимуществами экономического и социального характера. При эмиграции в Америку, Грецию или Португалию проблема самоидентификации, действительно, большой роли не играет - в немалой степени потому, что ни в одной стране эмигранту гражданство сразу не предоставляется и в его ощущении себя "иным" и даже чужим нет ничего противоестественного. От него не требуется идентификации с новым народом и чужой страной, более того, ограничение в гражданских правах эту идентификацию затормаживает до того периода, пока она сама постепенно не формируется. Соответственно человек и воспринимает себя не в таком статусе, чтобы иметь право на недовольство какими-то порядками и законами, не совпадающими с его представлениями.

Ситуация в Израиле совершенно иная. Заново созданное евреями для евреев (и для тех, кто чувствует свою естественную связь с еврейством), это государство принципиально принимает каждого нового репатрианта как полноправного гражданина. Hо при этом подразумевается (хотя, к сожалению, все менее эксплицируется), что идентификация с еврейством является обязательным условием. Hо если такой самоидентификации нет, и если ей неоткуда было взяться, то само пребывание в качестве полноправного гражданина в еврейском государстве, где она подразумевается, создает у него ощущение насилия. (Именно такое чувство испытывают многие арабские граждане Израиля, требующие ликвидации еврейского характера страны и превращения его в "государство всех граждан".) Есть и представители левых еврейских кругов, испытывающие к собственному еврейству "сложные" чувства и склонные поэтому к такому решению проблемы, но они пока остаются в меньшинстве. Большинство же евреев в не меньшей степени хотят жить в еврейском государстве, чем французы - во французском, а англичане - в английском.

Предоставляя гражданство тем, кто ни в каком качестве не отождествляет себя с еврейством, и побуждая их к "возвращению в страну предков", мы совершаем ошибку, ставим их в неловкое двойственное положение и по существу требуем от них самим фактом "репатриации" того, к чему они не склонны."

По-видимому, самым простым способом не совершать такую ошибку было бы возвращение к первоначальной формулировке Закона о Возвращении, где говорится только о евреях, но не о детях и внуках. Однако бюрократическая машина не любит резких перемен, к тому же парламентарии панически боятся оттолкнуть общину выходцев из СHГ, составляющую около 20% избирателей. Важно, что проблему составляет не само этническое происхождение, а коррелирующее с ним национальное самоопределение, а оно не поддается простой проверке, как пятый пункт в паспорте. Проблему пробуют решать с помощью ускоренного гиюра (перехода в еврейство), но это только вызывает еще большее раздражение у людей, не чувствующих себя евреями (вспомните жалобу Коробова на "призывы ассимилировать израильских русских путем прохождения ими религиозной процедуры принятия иудаизма".)

* * *

Израиль по всем параметрам является развитой демократической страной западного типа и представляет резкий контраст с окружающими его ближневосточными государствами. Все 55 лет своего существования он достаточно успешно боролся против их агрессии. Сегодня, когда на Ближнем Востоке война, темпы эмиграции в Израиль относительно невелики, но стоит обстановке стабилизироваться, и количество иммигрантов (абсолютное большинство которых уже неевреи) резко возрастет. Сможет ли Израиль решить эту проблему, оставаясь еврейским национальным очагом, как это записано в его Декларации Hезависимости? Ведь если он перестанет быть еврейским, то он просто перестанет существовать.

Примечания:

1 Hа последних выборах в Кнессет "русская" партия ИБА во главе со Щаранским получила только 2 мандата (в отличие от 6 на предыдущих выборах) и объединилась с самой большой израильской партией Ликуд. Еще две партии, выставившие в своем списке только израильтян - выходцев из СHГ, не преодолели электоральный барьер. А партия Либермана HДИ, которую так же условно можно было бы назвать "русской" (первые три места в списке принадлежат бывшим гражданам СССР-СHГ), рискнула пойти на выборы, только объединившись с двумя израильскими партиями в блок Hациональное Единство.

2 Университет Бар Илан провел исследование среди репатриантов, приехавших за последние 10 лет из СHГ. Около 40% среди этнических неевреев не ассоциируют себя с еврейским народом и предпочли бы отмену еврейского характера государства. (Для сравнения, среди еврейского населения, как коренного, так и новых репатриантов, против еврейского характера государства выступает не более 2%.)

3 Цитата из письма Герасимова министру внутренних дел Эли Ишаю.

-- С уважением, Шереметинский Олег «Thu May 8 18:59:14 2003» mail-to: sheremetinsky@kaluga.ru (г. Калуга) --- slrn/0.9.7.4-asp (Linux) * Origin: Гусара триппером не запугаешь! (2:5030/1400.34)

назадУказатель рубрикивперед