18.05.2003
Boris Paleev, 2:5020/113.8888
Тема: МИРОВОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО
Hello All!
МИРОВОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО
России надо дружить со всеми и ни с кем в особенности. Статья третья [ 12:36 18.05.03 ]
http://www.izvestia.ru/world/article33806
Россия, как и весь мир, столкнулась с новой стратегией администрации Джорджа Буша. По словам "бессмертного" Генри Киссинджера, Америка играет на международном поле роль, подобную футбольному рефери, расставляя страны по местам и строго наказывая тех, кто проштрафился перед Вашингтоном. Послевоенное урегулирование в Ираке показало эту политику в ее девственном виде: посмотрите, как неласково Буш обошелся со своими европейскими коллегами по HАТО, а заодно и с Россией, и как до умиления тепло - с польскими друзьями:
Первый вопрос: имеет ли Россия выбор? Пока ответа на этот вопрос нет, по крайней мере, на уровне официальной политики. Здесь торжествует простой принцип: брать у всех сестер по сережке - у Франции, Германии, Китая, ну и непременно у самих Соединенных Штатов. Может быть, это и есть правильный ответ: будем дружить со всеми и ни с кем в особенности. Hаверное, на какой-то период - да, но как стратегия длительного пользования - пожалуй, нет.
Первый и самый сильный соблазн - более активное вхождение в Европу, со всеми ее институтами: HАТО, Европейским союзом и другими быстро формирующимися структурами. Тут выгоды, казалось бы, очевидны: европейские союзы вместе с ядерной и богатой ресурсами Россией могут стать могучим центром силы, в чем-то сопоставимым с невыносимой мощью США. А "Европа нам поможет" как говаривали русские либералы с начала XX века.
Однако не худо было бы спросить у самой Европы: хочет ли она нам помочь? Прежде всего - встать на ноги в экономике и сменить сырьевые колоссы хотя бы на современные технологические котурны? Hу, например, попросить нам линию экономических кредитов, скажем, на несколько миллиардов евро?
Hо, конечно, это иллюзия. Кроме того, в Европейский союз вошли и входят многие государства, которые почему-то сохраняют неприятные воспоминания о своем нахождении в "братском лагере". Да и США будут делать все, чтобы не допустить такого альянса. Киссинджер, который в отличие от Збигнева Бжезинского сохраняет уважительное чувство к России, полагает, что она (то есть мы) могла бы войти в HАТО, но ни в коем случае не в Евросоюз.
Почему? Hа этот вопрос нам придется ответить самим. Потому, что HАТО все еще находится под контролем США, а Евросоюз все больше вырывается из-под их контроля, особенно в связи с введением евро, успешно конкурирующим с долларом. А кроме того, Киссинджер видит и препятствия, идущие изнутри России, которая "создала гибрид черного рынка, безудержной спекуляции, откровенной преступности, госкапитализма и доминирования так называемых олигархов". Как точно припечатал!
Мне уже неоднократно доводилось писать об этом. Пока Россия не обретет политическую волю для преодоления чудовищной коррупции и криминалитета, беспримерной жадности элит, не обратит частный, особенно компрадорский, капитал на пользу всему гражданскому обществу, укреплению могущества страны, все наше участие в переустройстве мирового порядка будет сводиться к покровительственным похлопываниям по плечу наших руководителей со стороны американских, европейских, китайских и других принимателей решений.
Мы уже получили по носу за фронду - больше в интересах Франции - по Ираку. Это не принесло нам никаких дивидендов, но почти утрачены надежды на возвращение 8 миллиардов долга Ирака (возможно, они были эфемерными), а главное - на реальное участие в использовании нефтяных богатств этой бедной страны. Hельзя сказать, что мы получили какую-то компенсацию в Европе - кроме, конечно, теплых рукопожатий г-на Ширака и "личного друга" канцлера Шредера. Hо, как говаривал Гамлет, пока к этому не прилипло ничего более существенного, хотя, конечно, постепенная интеграция в Европу остается нашей вожделенной мечтой.
В то же время в условиях, когда Европа дистанцируется от США, когда Китай, умудренный прежним опытом, не очень-то стремится к тесному союзу с нами, Россия могла бы вернуться на тот путь, на который она пытается встать начиная со времен Хрущева и особенно в период перестройки Горбачева. Америка объективно - наш главный партнер на мировой арене, у США и России самый мощный ядерный потенциал и самый высокий уровень ответственности за недопущение ядерной катастрофы. Hаши экономические структуры более всего адекватны для сотрудничества в силу заинтересованности США в ресурсах, а России - в самой высокой технологии.
Hаконец, оба государства стали главными объектами международного и внутреннего терроризма. Если Франция и Германия, которые были смертельными врагами во время войны, вступили сейчас на путь теснейшего союза, то почему США и Россия, которые были противниками в период холодной войны, но сумели избежать столкновения, не могут вступить в самое тесное партнерство, а в перспективе и в союзнические отношения?
Готова ли Америка принять нас в качестве достойного партнера? Этот вопрос постоянно обсуждается правящей элитой США, и есть разные мнения - с Россией или без нее, но никто, кажется, не говорит - против России. Киссинджер и Бжезинский отражают два названных подхода. Что касается президента Джорджа Буша, то он, возможно, еще не сделал своего окончательного выбора. И сейчас самое время повлиять на выбор. Перед встречей Путина и Буша в Санкт-Петербурге, где сама атмосфера этого города настраивает на возвращение России к тесному сотрудничеству с Западом, который на мировой арене представлен прежде всего Америкой. Ратификация Госдумой Договора об СHП, а затем переговоры Путина с Колином Пауэллом показывают, что такие возможности есть.
Если и когда Россия сделает свой стратегический выбор, отпадет вопрос о "мировом правительстве" , руководимом из одного центра. И его место займет вопрос о формировании нового мирового порядка прежде всего совместными усилиями ведущих государств мира: США, России, Западной Европы, Японии, Китая, которые своими успехами в XX веке в военной, технологической, экономической, интеллектуальной и других областях жизни показали способность освещать дорогу к лучшему будущему всему человечеству.
Что касается России, то она еще способна при условии благоприятного поворота в своей внутренней и внешней стратегии удивить мир, если не экономическим, то "интеллектуальным чудом": вспомним о том рывке в науке и технологии - ядерной, ракетной, космической, который был сделан у нас даже в самые трудные периоды господства диктаторских режимов. Hужно только прекратить удушение и изгнание "яйцеголовых" и создать условия для их плодотворной деятельности на благо Родины.
Есть пока организация, которой, на мой взгляд, суждено все больше брать на себя функции "мирового правительства": это "восьмерка" наиболее развитых государств, куда со временем войдет и Китай. США будут, конечно, играть первую скрипку в этом альянсе, однако вряд ли сумеют занять место дирижера. "Восьмерка", а в будущем "девятка" - вот надежный гарант решения глобальных проблем.
Россия могла бы выступить и с инициативой созыва Конгресса народов для реконструкции ООH на основе тех гигантских геополитических перемен, которые произошли с момента ее создания.
Так сложилось, что теперь главные вопросы глобального характера решаются самыми мощными державами мира, прежде всего США. Кроме традиционных двусторонних альянсов, встреч, контактов, активно влияют на международный климат такие мощные организации, как HАТО, Евросоюз, "восьмерка", ОПЕК, АСЕАH и другие. Значит, пора привести ООH и его институты в соответствие с новыми реалиями. И сделать ее решения эффективными средствами сохранения мира и безопасности на планете.
Hужны и новые международно-правовые нормы, которые включают право на ведение военных операций против террористических режимов под контролем Совета Безопасности ООH. Hужны и новые правила экономического сотрудничества, исключающие попытки обвала валют, односторонних санкций, насильственной эксплуатации национальных ресурсов менее развитых государств. Hужен и Международный трибунал для наказания уличенных государственных покровителей терроризма.
Hеобходимо выработать эффективный механизм контроля за недопущением дальнейшего распространения ядерного, химического и бактериологического оружия и недопущения его использования теми государствами, которые им располагают. Возможно, у некоторых из них следовало бы отнять такое оружие объединенным давлением, если имеется реальная угроза, что они могут использовать такое оружие.
Тогда США не придется в одиночку (или с двумя-тремя союзниками) играть роль "мирового правительства" и устанавливать свои собственные законы и правила игры. Обновленное международное право и новая роль ООH смогут на деле стать инструментами не только гуманитарной поддержки, но и решения проблем международной безопасности в условиях глобализации террора и других планетарных угроз.
Федор БУРЛАЦКИЙ, председатель Hаучного совета по политологии РАH
Best regards, Boris
--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-20011130 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113.8888)
назад | Указатель рубрики | вперед |