Кража истории



26.05.2003
Vadim Jivoderov, 2:5090/67.5
Тема: Кража истории

А. Манчук Кража истории Археологический бизнес на Украине Hомер: 84

Рубрика: Защита культуры

Опубликовано: 26.05.2003 Их ищут металоискателями, извлекают специальными щупами и бурами, взрезающими склоны древних курганов, поднимают со дна: скифские бляхи из драгоценных металлов, наконечники стрел, античные амфоры с клеймами, трипольскую расписную керамику, византийские монеты, казацкие нательные кресты. Их вывозят за рубеж и реализуют на черном рынке внутри страны. Известняковые барельефы Ольвии средь бела дня скалывают и увозят на джипах, - пикантная деталь для интерьера богатых особняков, где уже стоят украденные из степей каменные бабы. Отечественная история выкапывается и продается. Отечественная культура, еще не известные ее памятники, попадают в руки "черных" археологов-бизнесменов, и с ходу обменивается на хрустящие зеленые бумажки. Отечественная наука - наука археология - остается не у дел, молча переживая нанесенный ей хищнический ущерб.

"Тайно проведенные неквалифицированные раскопки разрушают культурный слой, в котором был найден памятник. Мародеры оставляют без внимания, уничтожают предметы, возможно, представляющие для истории гораздо большую ценность, чем золотые украшения: скелеты, остатки пищи, тканей, по которым можно было бы полностью реконструировать панораму жизни наших далеких предков. Лишенные археологического контекста находки утрачивают значение носителя научной информации - и золотые изделия-памятники превращаются в кучку драгметалла... Речь идет о потере ценнейших памятников историко-культурного наследия, многие из которых имеют значение не только для изучения истории Украины, но и всей мировой истории", - говорит археолог академик Петр Толочко. По его словам у нищей украинской науки нет средств и возможностей для конкуренции с великолепно финансируемой "теневой" археологией. У нашей науки о прошлом больше нет будущего. * * *

Hо сегодня мы надежно застряли в собственном историческом прошлом, и украинцам уже не до музейных витрин. Борьба за кусок хлеба низвела их общественные потребности к борьбе за физическое выживание, которой вынуждены заниматься и сами музеи. Последние становятся анахронизмом минувшего социалистического времени - на смену им приходят частные коллекции горстки бизнесменов, закрытые для простонародных посетителей: собрания Сергея Платонова, корпорации "Индустриальный союз Донбасса" и других хищников украинского капитализма. Именно они, эти толстосумы-коллекционеры, стимулируют организованный археологический грабеж, создавая рыночный спрос на незаконно добытые и приобретенные "артифакты"*. Они сами охотно утверждают, что попавшие в их коллекцию экспонаты уже не могут претендовать на научный статус археологических памятников. Теперь это не более, чем дорогие интересные безделушки, которые временами выставляются на персональных выставках, а в остальное время прозябают в частных соб! раниях, запрятанные от нас также надежно, как если бы они по-прежнему находились под многометровым слоем земли. Академик Толочко безусловно прав, утверждая, что настоящий ученый, и просто, культурный человек, не может быть собирателем в собственническом понимании этого понятия - не может быть коллекционером. Такой человек видит и признает культурную, историческую, художественную ценность археологического памятника: для него важна общественная значимость ценной археологической находки. Для коллекционера этот же артифакт - не более, чем предмет наживы, способ удовлетворения утробного собственнического чувства - пещерного желания единолично обладать вожделенным предметом. Да еще -возможность потешить свое тщеславие, вернув толику краденных памятников и выставив себя благодетелем обворованной науки и культуры. Его чувства развиты ровно настолько, чтобы оценить рыночную стоимость археологической находки. Он не способен видеть собственную культурную ограниченность, выраженную в ограниченности, частности своего частного собрания, огражденном от "посторонних глаз" - от человечества. Владея! всем, они не владеют ничем. Скупив архитектурные артифакты, запрятав их в глубины бронированных сейфов, они все равно не обладают ими по настоящему - как общедоступными, обобществленными культурными памятниками.

Это настоящие чудовища, коммерческое хобби которых, к слову, имеет сугубо классовый характер. Сегодняшние украинские коллекционеры - в первую очередь, коллекционеры разобществленной собственности, собиратели экс-колхозных земель, заводов и фабрик. "Коллекционеры денег" - как персонаж старинного советского анекдота. Выступающие против их произвола гуманитарии возмущаются очень избирательно - миллионеры-коллекционеры всего лишь продолжают тотальный общественный грабеж, перенеся его в область престижного "культурного" бизнеса (согласно оценке ООH, он входит в десятку наиболее доходных сфер глобальной предпринимательской деятельности). По существу, все попытки оправдать эту кражу нашей истории не стоят ломаного гроша даже с точки зрения действующего буржуазного законодательства. Согласно закону "Об охране культурного наследия", все памятники археологии, независимо от форм собственности территории или водного объекта, на которых они размещаются, являются государственной собственн! остью и принадлежат народу. Таким образом, застенчивые разговоры относительно "теневой" и "черной" археологии попросту замазывают суть дела. Бизнес-археология - обыкновенная кража, полную ответственность за которую несут и скупщики краденного - предприниматели-коллекционеры. Те, кто уже отобрал у народа все формально принадлежащее ему достояние на земле и под землей Украины. Конечно, они только посмеиваются над во всем послушной им буквой закона, и вовсю используют его для достижения своих преступных целей. В канун 18 мая - профессионального праздника музейных работников, - коллекционеры делают последние шаги на пути к узаконенному грабежу украинских музеев. Государственная туристическая администрация Украины инициировала рассмотрение законопроекта, в рамках которого предлагается "осуществление программы реализации экспонатов не раритетного характера из фондов, которые находятся в запасниках музеев, с целью привлечения дополнительных средств для улучшения материальной базы". За этой воровской инициативой стоят уже знакомые нам миллионеры-коллекционеры, которые и без того потихоньку скупают экспонаты музейных запасников и экспозиций. "Предложение продавать часть музейных коллекций, чтобы были деньги на ремонт, выглядит просто чудовищно. Возможна распродажа музейных фондов по смешным ценам. Провинциальные музеи будут просто куплены", - констати! руют в министерстве культуры. Разоренные капитализмом музеи действительно будут организованно раскупать - по тому же принципу, что и пущенные по миру промышленные предприятия страны. Они уйдут с молотка. Итак, в скором времени в Украине останется одна только археология капитализма, удовлетворяющая эгоистичные потребности частных собраний и приватизированных музеев. В обществе капитализма памятникам архитектуры уготована лишь одна участь - участь товара, предмета рыночных торгов, скупки и перекупки. Только новое обобществление культуры, дорогу которому откроет новая социалистическая революция, сможет положить конец уничтожению неоценимого исторического достояния украинского народа. Однако, уже сегодня наши культурные потери огромны. Во многом - необратимы. * * * Описанная культурная катастрофа, разумеется, не является спецификой юного украинского капитализма. Hапротив, это норма глобальных культурных отношений начала XXI столетья - отношений, имеющих исключительно рыночный характер. С этим пытаются бороться - пока что, очень культурным путем. В начале текущего года представители профессиональных культурных организаций из 35 стран мира собрались в парижском Лувре, добиваясь безоговорочного исключения культурной продукции из сферы регламентации Всемирной торговой организации. Они настаивали на необходимости принять глобальную конвенцию, передающую вопросы регламентирования рынка культурной продукции от коммерческой ВТО к ЮHЕСКО. Однако, уже вскоре после этого мы видели уничтожение и разграбление музеев Ирака, гибель библиотек и памятников архитектуры, публично уничтоженных оружием империализма. Благонамеренные пожелания участников луврской встречи не были слышны в пустынях древней Месопотамии. Hаше культурно-историческое наследие не спасти на форумах и конференциях: необходимым условием для освобождения человеческой культуры является социальное освобождение самого человечества. В противном случае, у нас не будет ни прошлой, ни будущей истории. "Рабочий Класс" * "Артифакт" - определение, модное в кругах современных коллекционеров-капиталистов. Оно подразумевает разницу между легально добытым, научно описанным археологическим экспонатом и попавшей в руки бизнесменов "дикой" находкой. Это, характерное, добытое из фэнтэзийных книжонок, слово ясно показывает культурный уровень собственников коллекций, равно как и культуру их отношения к памятникам истории.

http://communist.ru/ --- GoldED+/W32 1.1.5 * Origin: Красноярск, Россия Krasnoyarsk, Russia (2:5090/67.5)

назадУказатель рубрикивперед