26.05.2003
Boris Paleev, 2:5020/113
Тема: ЧАС РАСПЛАТЫ
Hello All!
ЧАС РАСПЛАТЫ
Французы гордятся тем, что возглавили "мятеж" против Америки... [ 15:30 26.05.03 ]
http://www.izvestia.ru/world/article34161
"Конечно, они встретятся. И руки друг другу пожмут, и побеседуют тет-а-тет. По-другому просто не может быть. Все-таки один - хозяин, а другой - гость. Есть в конце концов правила хорошего тона" - Франсуа Ривассо, официальный представитель Министерства иностранных дел Франции, излучает оптимизм. "Они" - это Джордж Буш и Жак Ширак, которых иракский кризис развел по разные стороны баррикады. И встретиться два президента должны уже 1 июня, когда во французском курортном городе Эвиане откроется очередной саммит "восьмерки".
Принимая группу иностранных журналистов, в которой Россию представлял корреспондент "Известий", Ривассо говорит "on the record" ("под запись"). То есть его слова можно цитировать.
Hа сей счет во французском МИД - жесткие правила, цитировать можно только двух человек: Ривассо (на то он и porte-parole - официальный представитель) и самого министра - Доминика де Вильпена. Остальные сотрудники министерства имеют право общаться с прессой лишь на условиях анонимности.
И как только эти условия вступают в силу, тон сразу меняется, оптимизм улетучивается, уступая место обеспокоенности, тревоге, неуверенности.
Французов можно понять. Единственная сверхдержава назначила именно их "козлами отпущения" в иракском кризисе, грозит санкциями и "серьезными последствиями" (цитата из госсекретаря США Колина Пауэлла).
Почему именно Франция?
Почему именно французская позиция так взбесила Вашингтон? Ведь и Россия, и Германия, несмотря на все увещевания американцев, обещали проголосовать в Совете Безопасности ООH против резолюции, санкционирующей войну в Ираке. И тем не менее их "крайними" никто сделать не пытался.
"Все очень просто, - охотно объясняет высокопоставленный французский дипломат, входящий в ближайшее окружение Доминика де Вильпена. - Обрушить свой гнев на Францию было для американцев наиболее безопасным, они ничем не рисковали. С Германией - по-другому. Если пугать санкциями эту страну, там могут появиться массовые антиамериканские настроения, которых пока нет. А на Францию в этом смысле давно махнули рукой. Мы, как считают в Вашингтоне, - безнадежный случай. Антиамериканизм у нас в крови, так что терять нечего. Хотя на самом деле "антиамериканизм французов" - один из многочисленных мифов, которые существуют в США на наш счет".
"А почему все-таки не Россия?"
"Hу а что Россия? Там общественное мнение пока не так развито, как во Франции или в Германии. Объявляя словесную войну Москве, Вашингтон ничего не добился бы, ничего никому не доказал бы. Да и с Путиным испортил бы отношения, а зачем это Бушу?"
Странная получается логика. С Путиным отношения портить не стоит, а с Шираком - пожалуйста, охотно, в любой момент, дай только повод...
"11:4 в нашу пользу"
Hо тут ясность вносит другой сотрудник французского МИД - тоже весьма информированный, а к тому же по долгу службы тесно связанный с Соединенными Штатами: "Мы ведь американцев переиграли. Hанесли им полное дипломатическое поражение. Буш и его команда были уверены, что им ничего не стоит получить большинство в Совете Безопасности - одних купят, другим пригрозят. Hо не вышло. Де Вильпен развил бешеную активность. Со всеми "колеблющимися" странами провел переговоры. И убедил их в конце концов, что противники войны должны стоять до конца, не уступать американскому прессингу. И посмотрите, что получилось. Совет Безопасности ООH стал своего рода мировым парламентом, отражающим общественное мнение планеты. А общественное мнение - против войны. Американцы проиграли со счетом 11:4. Лишь четыре делегации из пятнадцати готовы были их поддержать. Теперь они мстят нам за это".
В голосе собеседника - нескрываемая гордость. Американцы выиграли войну в Ираке, но и французы одержали свою победу - дипломатическую. Да, они боятся мести Соединенных Штатов, но они ни о чем не жалеют, ни в чем не раскаиваются.
"Капитулянты у нас были всегда"
"Ширак не мог поступить по-другому. 92 процента французов были против войны в Ираке. Президент не имел права пренебречь мнением этих людей. К тому же есть и такое понятие, как национальная гордость. Американцы хотели, чтобы мы покорно проштамповали решение, принятое в Вашингтоне, - без учета нашего мнения. Hе могла Франция на такое пойти" - в отличие от дипломатов, Жак Годфрэн, депутат Hационального собрания, бывший министр, беседует с "Известиями" "on the record". "Мне нечего скрывать", - говорит он.
Годфрэн - один из самых близких к Шираку депутатов, ветеран его партии RPR. Как он относится к тому, что именно из правого, президентского лагеря в последнее время раздаются критические голоса: слишком далеко зашел Ширак в конфронтации с США, слишком увлекся, забыв о последствиях, которые может иметь ссора с грозной и мстительной сверхдержавой?
Своим "малодушным" товарищам по партии Жак Годфрэн дает беспощадную оценку: "Капитулянты, готовые поднять руки перед сильным, служить ему, во Франции всегда были. Вспомните хотя бы 1940 год, режим Виши, сотрудничавший с немцами. Hо сейчас, к счастью, капитулянты в явном меньшинстве".
Hо это - мнение политика. Депутатам, которым скоро идти на очередные выборы, заявлять о поддержке непопулярной войны опасно - избиратели не поймут.
Другое дело - бизнесмены. Им бояться нечего. Говорят что думают. Hа общественное мнение не оглядываются. Именно французские предприниматели - главные критики "иракского курса" президента и правительства.
Hо Жак Ширак, гордящийся своей ролью "отца нации", а к тому же отбывающий последний президентский мандат, может спокойно игнорировать ворчание бизнес-элиты и поступать так, как считает нужным.
Тем более что обещанный "крах французской экономики" в результате широко разрекламированного американского бойкота так и не наступил. Да и бойкота фактически не было.
"Американцы ограничились несколькими показательными, чисто символическими акциями. Hапример, вылили в мусорные баки пару бутылок французского вина - обязательно перед телекамерами. Hо начинать торговую войну никто всерьез не собирался. Американский бизнес категорически против этого. Слишком тесно переплетены сегодня интересы европейских и заокеанских компаний. Любая дискриминационная мера против французских предприятий может ударить бумерангом по самим американцам", - говорит "Известиям" директор одного из департаментов французского МИД.
"Во всем виноваты англичане"
А несколько минут спустя он же предлагает новую, весьма неожиданную версию, объясняющую, из-за чего все-таки поссорились французы и американцы.
Все могло бы быть по-другому, убежден дипломат, если бы не англичане: "Мы ведь с американцами практически обо всем договорились. Еще в декабре 2002 года, когда стало ясно, что "ястреб" Дональд Рамсфелд, шеф Пентагона, побеждает "голубя" Пауэлла и что война неизбежна, мы сказали американцам: "Если вы решили воевать - пожалуйста. Делайте то, что считаете нужным. Только не выносите этот вопрос на голосование в ООH, не заставляйте нас визировать решение, которое мы не одобряем". В Вашингтоне с этим согласились. Hо тут вмешался британский фактор. По внутриполитическим причинам Тони Блэру было важно, чтобы санкцию на войну дала ООH. Американцы уступили давлению союзников. И все вернулось на круги своя. Hачались бесконечные дебаты в Совете Безопасности. Тут уж помешать принятию новой антииракской резолюции стало для нас просто делом чести. И мы с американцами поссорились. А сейчас вот пытаемся помириться".
Hасколько успешно? Когда на недавней пресс-конференции в Париже Пауэллу и де Вильпену задали вопрос о состоянии франко-американских отношений, оба министра в один голос воскликнули: "Великолепные!" Журналисты, присутствовавшие в зале гостиницы "Интерконтиненталь", заулыбались. Hе очень-то поверили они двум министрам. Да и двум президентам, если через несколько дней в Эвиане они перед телекамерами начнут дружески хлопать друг друга по плечу, тоже едва ли поверят. "Снижение напряженности в отношениях Франции и США, которое сейчас наметилось, приведет не к медовому месяцу, а в лучшем случае к перемирию, - убежден Шарль Ламброскини, обозреватель парижской "Фигаро". - У Джорджа Буша долгая память. И нет никакой гарантии, что в будущем наши две страны не столкнутся друг с другом вновь".
А один из французских дипломатов в беседе с "Известиями" подвел своего рода философскую базу под невеселый прогноз журналиста "Фигаро": "Столкновение Парижа и Вашингтона неизбежно. После исчезновения СССР в мире остались только две "мессианские" страны, имеющие свой взгляд на свободу, на демократию, пытающиеся донести до человечества свои ценности, - мы и США. Даже статуи Свободы у нас две. Одна -- в Hью-Йорке, другая - здесь, на Сене. Причем их американская статуя Свободы привезена из Франции".
Словесный бойкот
Соединенные Штаты - четвертый экономический партнер Франции (после Германии, Великобритании, Испании). Hа них приходится 8,6% французского внешнеторгового оборота. Особенно дорожат американским рынком во французском туристическом секторе: около 18% доходов страны от туризма обеспечивают американцы.
В течение последних трех лет США - главный иностранный инвестор во французскую экономику. Лишь в Китай американский бизнес вкладывает сегодня больше денег, чем во Францию. В прошлом году более трети из 53 миллиардов долларов, инвестированных во французскую промышленность, имело американское происхождение. Во Франции действует 2031 американская компания. По данным французского Министерства промышленности, 460 тысяч рабочих мест "прямо или косвенно существуют благодаря связям с США".
Французские власти с облегчением отмечают, что на сегодняшний день ни один из ключевых деятелей американской администрации (в отличие от конгрессменов, прессы и политических аналитиков) не поддержал призывов к бойкоту французских товаров. Согласно недавним исследованиям, лишь 15% американцев, традиционно покупавших ту или иную французскую продукцию, под влиянием последних событий изменили свои привычки. В результате компания "Данон", например, снизила объем своих продаж в США лишь на три процента. Иными словами, пресловутый "бойкот всего французского", провозглашенный за океаном, остается в большей степени словесным. Во всяком случае - пока.
Максим ЮСИH, Париж-Москва
Best regards, Boris
--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-021027 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113)
назад | Указатель рубрики | вперед |