РОССИЯ КАК ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ИМПЕРИЯ



28.05.2003
Boris Paleev, 2:5020/113
Тема: РОССИЯ КАК ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ИМПЕРИЯ

Hello All!

РОССИЯ КАК ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ИМПЕРИЯ

Взгляд из Москвы [ 16:29 28.05.03 ]

http://www.izvestia.ru/world/article34282

История подчас отклоняется от своего якобы очевидного курса на 180 градусов. Приходится пересматривать почти все из того, что вчера было очевидно. Поэтому вполне уместно задать вопрос: что будет представлять собой Россия в новом столетии? И даже: а зачем она, собственно говоря, нужна, а если нужна, то кому и в каком качестве?

Россия изначально была чем-то наподобие империи. Она объединяла разные племена и народы, которые так и не превратились в однородное гражданское население. С первых дней Рюрика и по настоящее время Русь - Россия - СССР - РФ сохраняла полиэтничность. Мы так и не стали нацией, т.е. однородным культурно-политическим, языковым, гражданским образованием. Это принцип всех империй - единое стратегическое пространство, интеграция поверху и этнокультурное разнообразие внизу.

Логика модерна заставляла нас осмыслять эту особенность так: империи соответствуют древнейшим формам традиционного общества. Распадаясь, они образуют государства-нации. В них этносы перемалываются в однородных граждан. Позже эти государства-нации освобождаются от сословий и религиозных институтов и становятся - резко или постепенно - буржуазными. Буржуазные государства постепенно переносят акцент с государственного принципа на общество. И наконец государство как таковое полностью растворяется в гражданском обществе - в условиях открытого общества. Коммунисты и социалисты добавляли к этой схеме травматизм перехода от буржуазного государства к социальному, т.е. революцию. Они очень спешили с переходом к открытому обществу и предрекали скорый распад буржуазной государственности. В последние десятилетия эта поправка на социализм была снята с повестки дня.

Итак, следуя логике модерна, Россия как империя должна распасться на составляющие, превратиться в государство-нацию, утратить этническую самобытность, развить рассудочность и экономику, а потом то, что от нее останется, будет интегрировано в открытое общество "единого мира". Если рассматривать советскую эпоху как блуждание по кругу и новое издание империи, то получается, что нам надо пройти историю заново: после распада СССР построить на базе РФ государство-нацию, потом его модернизировать, сформировать "гражданское общество", а затем раствориться в общечеловеческой цивилизации. Такова логика модерна, и она для нас непривлекательна. Чтобы выйти на иной путь, придется отбросить модерн как таковой. Это было бы вызывающе, если бы не постмодерн. Он-то и приходит нам на помощь.

Россия с точки зрения постмодерна совершено не обязательно должна развиваться по строго определенным историческим траекториям. В некотором смысле она свободна идти в любом направлении - и в будущее и в прошлое - или же вообще не идти никуда. В геополитическом смысле постмодерном является и Евразийский союз. Евразийский союз - это изящный обход системы почти непреодолимых исторических препятствий. Hе желая двигаться по предписанной логике - тем более к непривлекательной цели, Россия предложит в таком случае свою собственную логику. Hадо максимально верно использовать наш исторический шанс.

Постмодерн открывает России уникальную возможность: мы можем ринуться в него и встать впереди "цивилизованного европейского Запада", который, пыхтя, только-только добрался до этой точки и выстроил Евросоюз. Мы же можем, опустив промежуточные этапы, сделать неожиданный бросок - причем в направлении, где трассы еще не проложены. Это не по правилам, но воля к победе - важнее.

В начале прошлого века мы, кстати, поступили сходным образом: чтобы не тратить время на долгий и ненужный путь муторного строительства капитализма, мы шагнули в коммунизм - переступив через формацию. В этом уже был элемент постмодерна. Смысл проекта Евразийского союза в том, чтобы повторить эксперимент на новом историческом витке. И ключ к этому в "демократической империи" - такой же демократичной, как Евросоюз.

Постмодерн заморозил историческое время. Hедаром американец Фрэнсис Фукуяма провозгласил "конец истории", а француз Жан Бодрийяр объявил о начале "постистории". Для них это результат триумфа и цивилизационной усталости одновременно. Для нас - приглашение к новым стратегиям и креативным прорывам. Чтобы стать "демократической империей", России надо просто сказать самой себе "да". И это будет самым постмодернистским жестом, какой только можно придумать.  Александр ДУГИH, политолог

Best regards, Boris

--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-021027 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113)

назадУказатель рубрикивперед