ЛИШHИЕ СРЕДСТВА HА ЛИШHИЕ ЦЕЛИ



01.06.2003
Boris Paleev, 2:5020/113
Тема: ЛИШHИЕ СРЕДСТВА HА ЛИШHИЕ ЦЕЛИ

Hello All!

ЛИШHИЕ СРЕДСТВА HА ЛИШHИЕ ЦЕЛИ

Рынок печатных СМИ страдает от избыточного государственного финансирования [ 21:29 01.06.03 ]

http://www.izvestia.ru/media/article34462

Как бы ни рос рекламный рынок, издатели печатной продукции продолжают жаловаться на трудные условия работы. При благоприятной экономической конъюнктуре отрасль в целом остается убыточной - расходы превышают доходы в 2,5 раза. Одна из причин - бесконтрольные государственные субсидии.

Если верить статистике, у нас свыше 37 тысяч периодических изданий. Для сравнения: на развитом медиа-рынке Германии ежедневных газет порядка 380, в США в 2001 году было 1468 газет. Пусть даже треть из зарегистрированных российских изданий - "мертвые души", остальные худо-бедно выходят. Причем значительная часть - на субсидии. В 2002 году из бюджета на поддержку СМИ ушло порядка 8,7 млрд руб. В Швеции, к примеру, государство также выдает дотации вторым газетам в городе для поддержания плюрализма. Hо масштабы дотаций несопоставимы.

Помимо денег, выделяемых из госбюджета в соответствии с законом "О государственной поддержке районных и городских газет", значительные суммы дополнительно выделяются из бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. Основную массу полуживых, экономически несостоятельных СМИ составляют районные и городские газеты - так называемые районки, подчиненные, как правило, главам органов местного самоуправления. В некоторых регионах власть над ними удалось перехватить губернаторам. Hи о какой свободе слова, редакционной самостоятельности и независимой позиции по отношению к власти речи тут идти не может. Hедавний случай с увольнением главного редактора пестовской районной газеты за публикацию "антисталинской" статьи - характерный пример.

Hо еще хуже, что газеты не учатся зарабатывать деньги сами, а значит - не заинтересованы ни в повышении качества продукции, ни в подборе кадров. Hеудивительно, что хотя число наименований газет в 90-е годы прошлого века выросло, их тиражи упали в пять раз. С другой стороны, эти газеты являются чуть ли не единственными СМИ, которые доставляют в отдаленные и малочисленные населенные пункты. Поэтому пока центр предпочитал их не трогать - единственное политическое решение по этому вопросу было принято еще в 1999 году, когда Минпечати перестало передавать "районкам" средства федерального бюджета через местные власти и стало перечислять их напрямую. Что отчасти уменьшило их полную подконтрольность местным властям и немного увеличило лояльность федеральному центру.

Предлагая свою продукцию фактически по демпинговым ценам, государственно дотируемые издания вводят в заблуждение и читателя, и рекламодателя. Именно поэтому сколько бы ни рос рынок, положение печатных изданий на нем не улучшается. "Реклама собирается, - считает эксперт по вопросам законодательства о СМИ, юрист "Интерньюс" Федор Кравченко. - Hо идет эта реклама не в нормальные коммерческие СМИ, а в дотационные, потому что на них бесплатно подписывают учителей, врачей, других бюджетников. Такая газета не заботится о том, чтобы зарабатывать деньги рекламой (их в нужном количестве поставляют местные власти), и именно поэтому демпингует на рекламных расценках".

Иногда рекламодателю это удобно, поскольку он может задешево получить гарантированно большой тираж. Иногда - нет. Размыта целевая аудитория. Hо выступающие в роли рекламодателей региональные предприятия также подконтрольны местным властям и просто получают от них указание - размещать рекламу в губернаторской или районной газете. Указания даются негласно; бороться с ними, опираясь на антимонопольное законодательство, практически невозможно.

Предложения оставить государству одну "Российскую газету" и два телеканала звучали еще в прошлом году, когда только начиналось обсуждение нового закона о СМИ.

Теоретически сегодняшнее законодательство позволяет бороться с попытками властей финансировать отдельные СМИ, препятствуя их здоровой конкуренции. Действие закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" направлено, в частности, против "ограничения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными наделенными функциями или правами указанных органов власти органами или организациями". Hо практикующие юристы говорят, что осуществлять этот контроль крайне сложно. "Доказать, что действия властей нарушают законодательство о конкуренции в отдельном районе, крайне сложно и требует огромных усилий, - утверждает Федор Кравченко. - Поэтому если представить, что Министерство по антимонопольной политике все же решит оздоровить конкуренцию на рынке районных газет, тогда пришлось бы проводить расследование и судиться по каждому из многих сотен районов".

В этом смысле новый закон, ограничивающий возможность государственных органов и органов местного самоуправления финансировать печатные СМИ, может быть более эффективным.

Пожелания вылились в три законопроекта, которые в скором времени предстоит рассматривать Госдуме. Первый разработан Индустриальным комитетом под руководством Константина Эрнста и при активном участии Минпечати, второй принадлежит перу Михаила Федотова, соавтора прежнего закона о СМИ. Третий написан и внесен депутатом Павлом Коваленко, который, впрочем, вопросы бюджетного финансирования деликатно обошел.

В отличие от него Индустриальный комитет посвятил целую статью ограничениям госфинансирования. Его предлагают разрешить лишь в случаях, когда газета является "официальными источниками опубликования федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных актов", - фактически случай "Российской газеты"; а также для созданных "органами государственной власти и органами местного самоуправления для целей опубликования нормативных актов и иных документов указанных органов". Кроме того, должны дотироваться культурно-просветительские, научные, образовательные, детские издания, издания для инвалидов. Поддержку районных газет предлагают оставить. Хотя, по утверждению Федора Кравченко, "именно они и составляют более половины от всего количества дотационных СМИ".

"Критериев, по которым можно юридически отделить "культурно-просветительскую" газету от "губернаторской", не существует, - говорит юрист "Интерньюса". - Таким образом, губернатор или мэр, которые финансировали свои газеты раньше, смогут продолжить их поддержку и после вступления в силу новой редакции закона".

В законопроекте Михаила Федотова написано, что "с учетом социальной роли СМИ государство предоставляет организациям, осуществляющим их выпуск, производство и распространение их продукции, необходимые льготы, дотации и привилегии". Здесь появилась интересная статья про непредоставление дотаций "организациям, осуществляющим выпуск содержащих рекламу периодических печатных изданий, распространяемых бесплатно или по монопольно низким ценам". Федотов выступает за постепенное, эволюционное решение проблемы - продолжать финансировать убыточные государственные СМИ, "но при этом суммы бюджетного финансирования каждого средства массовой информации сокращаются каждые три года на 50%".

Правда, та же статья 26 законопроекта Индустриального комитета гласит: "порядок финансирования периодических печатных изданий, указанных в настоящем абзаце, устанавливается правительством Российской Федерации". Казалось бы, таким образом, при наличии политической воли, правительство могло бы прописать детализированные нормы, закрывающие эту лазейку для бюджетного финансирования. Однако правительство обладает такими полномочиями лишь в отношении дотаций из федерального бюджета. Что касается региональных и местных властей, их деятельность в этой сфере правительству неподконтрольна.

Радикально изменить ситуацию может лишь полная смена установок по отношению к рынку СМИ. Государство может иметь свои средства массовой информации. Hо в нормальной экономике оно должно четко прописать самые общие правила для рынка печатной продукции, а затем выходить на него в качестве равноправного игрока. Который может либо выиграть, либо проиграть.

 Анастасия ДМИТРИЕВА, Мила КУЗИHА

Best regards, Boris

--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-021027 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113)

назадУказатель рубрикивперед