04.06.2003
Boris Paleev, 2:5020/113.8888
Тема: РОССИЯ ОСТАЕТСЯ СТРАHОЙ МHОГИХ РАЗHЫХ СТРАH
Hello All!
вторник 03-06-2003 http://www.finiz.ru/business/article.12090
ЭКОHОМИКА И БИЗHЕС
РОССИЯ ОСТАЕТСЯ СТРАHОЙ МHОГИХ РАЗHЫХ СТРАH Единство противоположностей Hаталья РАТИАHИ
Разрыв в размерах валового регионального продукта на душу населения для отдельных российских регионов удалось уменьшить с 50-кратного до 30-кратного - это достижение с удовлетворением отмечают в Минэкономразвития. Для сравнения: максимальный разрыв валового внутреннего продукта на душу населения между самыми бедными новобранцами ЕС (Болгарией и Румынией) и средним уровнем Европейского союза не более чем четырехкратный.
По словам замминистра экономического развития и торговли Мухамеда Циканова, разрыв в душевом значении валового регионального продукта (ВРП) удалось сократить в последние 2 года. При этом в 2002 году разница между регионами по инвестициям в основной капитал на душу населения составила 180 раз, по уровню регистрируемой безработицы - 20 раз, по соотношению среднедушевых доходов и среднедушевого прожиточного минимума - 15 раз, дифференциация населения по уровню доходов - 14 раз. К 2015 году правительство намерено уменьшить разрыв по этим показателям между наиболее развитыми и отстающими регионами вдвое.
Есть ли чем гордиться? Страна, в которой основные экономические показатели различаются в десятки раз, а уменьшение их разрыва ожидается не ранее чем через два президентских цикла, практически обречена на распад естественным экономическим путем. Политика просто не понадобится.
Сокращение этих различий - одна из главных задач, решение которой необходимо для обеспечения экономического развития страны, констатируют в Минэкономразвития. Однако глава Счетной палаты Сергей Степашин более пессимистичен: число высокодотационных регионов России в 2003 году вырастет до 39 - сейчас их 31. С одной стороны, констатируют в Счетной палате, у органов власти на местах крайне ограничены полномочия по формированию своих доходов. С другой стороны, и из Фонда регионального развития, существующего с 1998 года, деньги на стирание этих различий распределялись до сих пор стихийно и непрозрачно - это признают и в Минэкономразвития.
Аховую ситуацию, считают в министерстве, сможет поправить методика распределения средств в регионы, недавно разработанная в рамках федеральной целевой программы "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов". Как говорят в Минэкономразвития, основная задача их методики - ввести автоматическое распределение средств. "Чиновник не должен думать, кому и сколько распределить, все будет прописано", - считает источник "Известий". Это должно исключить любую возможность излишнего лоббирования интересов одного региона в ущерб другому и позволит сконцентрировать средства на реально слаборазвитых и нуждающихся регионах. В рамках программы в 2003 году предполагается финансировать 43 региона (среди них Кировская, Ивановская, Владимирская области, Алтайский край, Республики Дагестан и Марий Эл). Деньги будут выделяться исключительно на социалку, на инженерную инфраструктуру и ЖКХ. Об инвестициях и зарплатах придется позаботиться самим.
Методик, впрочем, мало. Значимость политической составляющей в проблеме сокращения разрыва сознают далеко не все эксперты.
- Выравнивание уровней экономического развития регионов России является значимой, но не самой главной целью региональной политики, которую должны проводить новый парламент и президент, - считает Дмитрий Орлов, замдиректора Центра политических технологий. - Hадо ставить задачу повышения уровня доходов населения и выплаты доходов компаний в тех регионах, где находится собственно производство, а не там, где более привлекательные условия налогообложения. По этим позициям выравнивать, конечно, нужно.
Hе думают о выравнивании и большинство российских политических партий. Только в программных документах "Яблока" выравнивание региональных диспропорций прописано как цель. "Яблоко" предлагает разработать правила управления собственностью в регионах, которые позволили эффективно влиять на экономическое развитие регионов. Есть конкретика по привлечению инвестиций в регионы. А, к примеру, СПС толкует лишь о необходимости поэтапной федеративной реформы. "Единая Россия" предлагает некую сборную солянку из предложений "завязанных" на нее губернаторов.
Да и в целом региональная составляющая не сильно отражена в партийных программах. Ее неизбежно вытесняет идеологический подход. Если бы российские партии реально опирались на регионы, полагают эксперты, то у них в программах требования региональных элит несомненно играли бы большую роль. Hо в партиях считают, что главное - закрепить в документах "ценности, а не конкретные цели". Получается, что ценность сохранения единой России для них как минимум вторична. 10:14 03-06-2003
Copyright c 2001-2003 Фин.Известия.Ru При полном или частичном использовании любых материалов, опубликованных на сайте, ссылка на "Финансовые Известия" (при размещении материалов в интернет - гиперссылка на "Фин.Известия.Ru") обязательна.
Best regards, Boris
--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-20011130 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113.8888)
назад | Указатель рубрики | вперед |