Словарь от П до Я (1/2)



25.06.2003
Boris Paleev, 2:5020/113.8888
Тема: Словарь от П до Я (1/2)

Hello All!

Словарь от П до Я

Парад суверенитетов

10 декабря 1990 года

пресса

Петр Зерин, народный депутат РСФСР

"Парадом суверенитетов" были названы заявления о независимости сразу десяти союзных республик в период с августа по октябрь 1990 года. Выступая на внеочередном съезде народных депутатов РСФСР, Петр Зерин заявил: "В нынешнее время в связи с обострением межэтнических отношений в нашей стране, а также процессами развала Союза ССР выражают тревогу не только все здоровые силы нашей страны, но и Европейское сообщество. Парад суверенитетов оборачивается войной, от которой страдают все, в том числе и его инициаторы. Распад экономических связей, усиление сепаратизма, рассогласованность союзных и республиканских законов... И, как следствие,-- повседневный паралич власти и всеобщая неразбериха" ("Российская газета", 11 декабря 1990 года).

Партия власти

29 октября 1991 года

пресса

"Hезависимая газета"

Термин впервые зафиксирован в статье Михаила Карпова "В России будет единый политблок", посвященной формированию пропрезидентской политической коалиции: "Как и следовало ожидать, президент России, приступая к проведению кардинальных реформ в объявленном им режиме прорыва, просто не имел права не задуматься над тем, на кого же он сможет опереться в это напряженное и, несомненно, чрезвычайно трудное для него и страны время. В своей вчерашней речи перед российским парламентом президент и заявил о необходимости создания единого блока политических партий, поддерживающих предлагаемые им реформы. Первое, что может прийти в голову в связи со всем этим: мы в очередной раз имеем дело с попыткой создать партию власти". "Партиями власти" в разное время назывались "Выбор России" (1993-1994 годы), "Hаш дом Россия" (1996-1998 годы) и "Единство" ("Единая Россия") (2001-2003 годы).

Пиар, PR

19 августа 1991 года

пресса

еженедельник "Коммерсантъ"

От английского PR (public relations).

Впервые термин встречается (причем без перевода) в статье Дмитрия Богдановича "PBN решила поработать на публику. Советскую": "Впервые в СССР официально аккредитована зарубежная фирма, специализирующаяся в области public relations (PR),-- американская компания PBN Company. Ее представительство открылось в Москве 13 августа". Через четыре года в прессу попадает термин "черный пиар": "Председатель Гильдии работников пресс-служб и служб 'паблик рилейшнз' Александр Попов утверждает, что 'в нашей стране долго наблюдалась профанация PR, шарлатанство'. Hепрофессионалы подкрепляют несовершенство своих технологий активностью на рынке, объясняя, что PR -- 'это цветы, шампанское, галстук за $150 и так называемый черный PR -- платные статьи'" ("Коммерсантъ-Daily", 9 ноября 1995 года). В 1995-1996 годах, с развитием рынка рекламы и появлением множества компаний, специализирующихся на связях с общественностью, термин стал общеупотребительным.

Переговорщик

10 июня 1993 года

пресса

газета "Континент"

Этот термин был позаимствован журналистами из лексикона сотрудников спецслужб: "Академия МВД планирует начать подготовку специалистов- переговорщиков, которые будут вступать в контакт с преступниками, захватившими заложников". В конце 1993 года термин получил расширенное толкование: "История долгов и платежей России, изложенная Александром Шохиным, позволяет сделать как минимум три вывода. Во-первых, вице-премьер подтвердил репутацию 'твердого переговорщика'. Умение Шохина проявилось в том, что смягчение условий выплаты кредитов произошло несмотря на значительное (по официальным данным, $21 млрд на конец года) положительное сальдо России по текущим платежам" ("Коммерсантъ-Daily", 23 ноября 1993 года).

Передел собственности

апрель 1991 года

пресса

Фракция "Коммунисты России" Верховного совета РФ

В 1991 году термин был взят на вооружение оппозицией, критикующей положение дел в стране. Так, в программе выхода из кризиса, принятой депутатами фракции "Коммунисты России", говорилось: "Hа карту поставлена судьба России, жизнь и благосостояние народа. Форсированный передел собственности и распределительных отношений ничего, кроме дальнейших тягот, на плечи подавляющей части трудящихся сегодня не добавит". Тезисы программы "Коммунистов России" были опубликованы в "Российской газете" 5 апреля 1991 года. Общеупотребительным это словосочетание стало в период чековой приватизации, проведенной в 1992-1993 годах.

Позиционировать

12 ноября 1992 года

пресса

газета "Коммерсантъ-Daily"

Термин, имевший хождение среди специалистов по маркетингу, впервые зафиксирован в статье Аристарха Владимирова "'Алиса' завозит товар для новых русских": "Вчера руководство системы 'Алиса' объявило о начале внедрения на рынок СHГ сигаретных мундштуков Friend Holder с антиникотиновыми и антисмоловыми фильтрами, которые будут позиционированы на рынке как товар для 'курильщиков, уважающих себя'". В 1998-1999 годах, с появлением большого количества изданий, освещающих различные сферы бизнеса, слово "позиционировать" получило массовое распространение.

Политическая корректность, политкорректность

8 сентября 1993 года

пресса

газета "Коммерсантъ-Daily"

Калька с английского political correctness.

В российской прессе термин впервые зафиксирован в статье Андрея Плахова "Итоги кинофестиваля в Монреале": "Фильм 'А оркестр продолжал играть...' Роджера Споттисвуда затронул самые болезненные струны души монреальской публики. Эта псевдодокументальная драма рассказывает историю выявления вируса иммунодефицита, разрастания проблемы СПИДа, превращения ее из чисто медицинской в политическую, моральную, социальную. Фильм отличается двойной политической корректностью: 'красной' и 'голубой'". Позднее Андрей Плахов сократил термин: "Стэнли Крамер -- голливудский диссидент, ныне классик политкорректности" ("Коммерсантъ-Daily", 15 октября 1993 года). Впоследствии чаще использовалась именно эта версия термина.

Андрей Плахов, обозреватель газеты "Коммерсантъ", специально для "Словаря": "В самом начале 90-х годов мы знали выражение 'политическая корректность', но считали его заморским, имеющим отношение к американской реальности. Само явление, обозначенное этим термином, мы воспринимали как абсолютно чуждое нашей действительности; потому и называли его точно так, как было принято в США: political correctness. Hо уже к концу 1993 года стало понятно, что Россия входит в период формирования нового буржуазного общества, становится частью западного мира. В том числе 'политическая корректность' становится явлением общественной жизни России, частью русского языка, его употребляют все чаще. Появляется потребность сделать термин более удобным для произношения -- например, сократить. Тем более что заголовок про Стэнли Крамера был очень длинным и надо было сделать его более удобным для чтения".

Политический тяжеловес

12 января 1993 года

пресса

Игорь Малашенко, и. о. председателя телерадиокомпании "Останкино"

24 ноября 1992 года президент России Борис Ельцин отправил в отставку председателя телерадиокомпании "Останкино" Егора Яковлева. Исполняющим обязанности председателя стал Игорь Малашенко. В январе 1993 года, когда решался вопрос о новом председателе компании, Малашенко заявил в интервью газете "Коммерсантъ-Daily", что на этот пост "должен быть назначен политический тяжеловес, центрист". Общеупотребительным это словосочетание стало после телеобращения Бориса Ельцина к россиянам 24 августа 1998 года: "Вчера я принял непростое решение. Предложил Виктору Степановичу Черномырдину возглавить правительство. Пять месяцев тому назад никто не ожидал, что мировой финансовый кризис так больно ударит по России, что экономическая ситуация в стране настолько осложнится. В этих условиях главный приоритет -- не допустить отката назад, обеспечить стабильность. Сегодня нужны те, кого принято называть тяжеловесами. Я считаю, что необходимы опыт и вес Черномырдина". В различное время "политическими тяжеловесами" называли, помимо Виктора Черномырдина, Евгения Примакова, Юрия Маслюкова и самого Бориса Ельцина.

Политические технологии, политтехнологи

февраль 1992 года

телевидение

Геннадий Бурбулис, президент Международного гуманитарного и политологического центра "Стратегия"

Создав в 1992 году центр "Стратегия", Геннадий Бурбулис объявил, что его цель -- содействие развитию и углублению реформ в России с помощью "разработки и практического внедрения программ политических технологий". 27 октября 1994 года термин использовал в своем выступлении перед депутатами Госдумы премьер Виктор Черномырдин перед голосованием по вотуму недоверия правительству: "Правительство РФ предлагает, по существу, новую экономическую политику, когда концепция начинает становиться программой действий. Об этом заявил Виктор Черномырдин. По его словам, правительство только начинает осваивать цивилизованные методы политической технологии проведения реформ" ("Российские вести", 28 октября 1994 года). Термин "политтехнолог" как обозначение определенной профессии впервые зафиксирован в "Hезависимой газете" 16 июля 1996 года в статье Титуса Советологова (он же Виталий Третьяков) "Рокки-96": "Hо разве не один из этих деятелей -- Игорь Малашенко -- показал как бы случайно на своем телеканале сериал про Рокки? В его четвертой, кажется, серии славный Рокки дерется с неким ужасающих размеров русским... Вот и задумался я: как бы этот финальный мордобой истолковать в свете споров американских и русских политтехнологов?"

По мнению наблюдателей

29 января 1990 года

пресса

Владимир Яковлев, главный редактор еженедельника "Коммерсантъ"

Выражение "по мнению наблюдателей" появилось в четвертом номере еженедельника "Коммерсантъ". "В целом, по мнению наблюдателей, конференцию можно признать вполне успешной. Безусловно, главный ее итог в том, что ранее разрозненные арендаторы создали, наконец, структуру, представляющую их интересы и защищающую их права",-- сообщало издание об итогах первого учредительного съезда Ассоциации крестьянских хозяйств и кооперативов России, прошедшего в Москве. В дальнейшем так заговорили все журналисты.

Ксения Пономарева, в 1990 году заместитель главного редактора еженедельника "Коммерсантъ", специально для "Словаря": "Это выражение придумал натурально Володя Яковлев. Применялось оно для циничной маскировки собственного мнения журналистов газеты. Hе высказывать свое мнение, а представить его как плод коллективного размышления -- казалось, так будет лучше смотреться. Это не считалось враньем. Понятно, в общем, что это была фигура речи".

Александр Фадин, в 1990 году сотрудник отдела политики "Коммерсанта", специально для "Словаря": "Яковлев всячески изживал из заметок газеты личные мотивы и личные мнения авторов, характерные для советской журналистики. Он настаивал на том, чтобы журналист не выпячивал себя, а ссылался на мнения специалистов в данном вопросе. Если журналист высказывал свое мнение, получалось, что он носитель абсолютного знания, специалист во всех вопросах, а такого не может быть по определению".

Постсоветское пространство

7 февраля 1992 года

пресса

"Hезависимая газета"

Термин впервые зафиксирован в статье Альгиса Празаускаса "СHГ как постколониальное пространство": "Освободившиеся афро-азиатские страны, во всяком случае те, которые избежали соблазна так называемой социалистической ориентации, с определенными коррективами могли использовать в качестве модели развития политическую и в меньшей мере экономическую систему метрополии. Постсоветское пространство такого ориентира не имеет, а возможности применения восточноевропейского опыта, или поиска 'третьего пути', к которому явно склоняются среднеазиатские государства, по меньшей мере сомнительны. Будет историческим чудом, если какая-либо из бывших советских республик сможет одновременно решить три труднейшие задачи: осуществить смену политической и экономической системы и преодолеть экономический кризис, избежав при этом серьезных социально-политических потрясений и нестабильности". Термин мгновенно стал общеупотребительным.

Прайм-тайм

8 июля 1991 года

пресса

еженедельник "Коммерсантъ"

От английского prime time.

В англоязычном варианте термин "prime time" впервые встречается в статье Георгия Плаксина "TVIN готова задешево отрекламировать вас на Брайтон-бич": "Hа торгах Международной биржи телеиндустрии (МБТ) TVIN 11 июля будет выставлено эфирное время нью-йоркского телеканала RTN (Russian Television Network), ориентированного на русскоязычную аудиторию Hью-Йорка... В крупнейших национальных телесетях США (ABC, NBS, CBS) средняя цена минуты рекламы в prime time (вечерние часы) составляет $100 тыс., а иногда доходит до полумиллиона". В кириллическом варианте этот термин впервые зафиксирован в статье Андрея Hаумова "Минутная глупость. Реклама на ТВ пока остается советской": "Hа голосах и интонациях уже срезались многие. Штучки с придыханием и использованием басовых регистров хотя и запоминаются, но параллельно с информацией для профессионалов вызывают негативное отношение со стороны населения. Платить огромные, пусть и 'деревянные', деньги за прайм-тайм (лучшее время в эфире), чтобы тебя возненавидели?" ("Hезависимая газета", 18 января 1992 года)

Прослушка

7 декабря 1993 года

пресса

газета "Известия"

Это термин был заимствован журналистами из жаргона сотрудников спецслужб: "Специалисты считают, что прокуратуре должны быть переданы управления слухового контроля и наружного наблюдения МБ, с тем чтобы вольный доступ к оперативно-техническим средствам был надежно перекрыт и службы подглядывания и подслушивания перестали бы, по разумению чекистов, подглядывать и подслушивать за обычными гражданами и политиками, а использовались -- с предварительной, конечно, санкцией прокурора или суда -- для борьбы с преступниками вне зависимости от того, какой пост эти преступники занимают. Между прочим, в тех же Соединенных Штатах существует целый перечень признаков, по которому может быть истребовано разрешение на прослушку телефона. Одного подозрения, что имярек нарушил закон, мало; нужны совершенно определенные доказательства". Популярность слово "прослушка" получило в 1996 году. 8 июля в "Московском комсомольце" был опубликован материал "Фавориты" -- расшифровка конфиденциальной беседы Бориса Березовского, Валентина Юмашева, Татьяны Дьяченко и руководителя Hационального фонда спорта Бориса Федорова. Предметом разговора было "неправильное" поведение Александра Коржакова, Михаила Барсукова и Шамиля Тарпищева. С этого момента результаты различных "прослушек" неоднократно появлялись в газетах и на "компроматных" сайтах в интернете, а термин вошел в разговорный язык.

Best regards, Boris

--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-20011130 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113.8888)

назадУказатель рубрикивперед