Кол-во комбайнов на полях за 10 лет уменьшилось на 73%.



02.07.2003
Sergey Prokopenko, gate
Тема: Кол-во комбайнов на полях за 10 лет уменьшилось на 73%.

From: "Sergey Prokopenko" «ssprok@et-c.ru»

Hello, All!

====http://www.rbcdaily.ru/index2.shtml

Сельхозтехнику начали раздавать бесплатно

Чтобы выжить, комбайновые заводы готовы пойти на чрезвычайные меры - передачу сельхозтехники крестьянам с отсрочкой платежа

Вчера холдинг «Hовое Содружество», в который входит крупнейший в России Ростовский комбайновый завод, обнародовал беспрецедентную программу распространения комбайнов по лизинговым схемам. Фактически частная компания предлагает прокредитовать государство через предоставление техники государственной компании «Росагролизинг» с рассрочкой оплаты. «Сейчас у лизинговой компании есть «неотоваренные» заявки от сельхозпроизводителей, но если ждать поступления бюджетных средств, то комбайны могут не попасть на уборку нового урожая, - прокомментировал RBC daily пресс-секретарь холдинга Александр Савостьянов. - Поэтому нам выгоднее уже сейчас отправить машины сельчанам, чем держать их у себя на складе». Впрочем, в «Hовом содружестве» признают, что идут на такой шаг вынужденно. Дело в том, что продажи комбайнов существенно упали и производители всеми способами стараются стимулировать сбыт.

За 6 месяцев этого года «Ростсельмаш» уже продал «Росагролизингу» 384 комбайна, которые передаются в лизинг крестьянским хозяйствам согласно федеральной программе поддержки сельхозпроизводителей. Дальнейшее увеличение объема лизинговых поставок задерживается во многом из-за того, что выделенные в бюджете этого года на лизинг средства (870 млн руб.) еще не поступили на счет государственной компании. Однако ситуация достаточно критичная, и ждать не могут ни комбайностроители, у которых заполняются складские площадки, ни крестьяне, которым необходимо получить технику как минимум за несколько недель до страды. Поэтому «Hовое Содружество» решило пойти на достаточно отчаянный шаг, запланировав поставку комбайнов государственной лизинговой компании в кредит на сумму более 400 млн руб. в 2003 году. «Мы не можем больше ждать, - объяснил эту инициативу президент «Hового Содружества» Константин Бабкин. - В июле начинается уборка зерновых, и если комбайны не будут поставлены в ближайшее время, то потом в них не будет необходимости». Дело в том, что от отгрузки комбайна до его выхода на поле проходитдо одного месяца, причем значительная часть времени уходит на наладку машины после перевозки. В «Росагролизинге» подтвердили RBC daily, что такое предложение поступило и оно рассматривается. «Такая схема была апробирована в прошлом году, она поможет удовлетворить хотя бы часть заявок на поставку сельхозтехники», - прокомментировала RBC daily начальник отдела закупок и поставок «Росагролизинга» Ольга Федорова. Хотя она подчеркнула, что «это не кредитование госкомпании, это взаимовыгодное сотрудничество, так как в период сезонного спада спроса на комбайны мы помогали заводу, закупая его продукцию».

В «Hовом Содружестве» не скрывают, что идут на такой шаг вынужденно. В результате нынешней суровой зимы прогнозируется снижение валового сбора примерно на 20%. Кроме того, существенное падение цен на зерно в прошлом году привело к ухудшению финансового положения сельхозпроизводителей (по официальным данным, сейчас свыше 50% хозяйств являются убыточными), что существенным образом ограничивает перспективы обновления парка машин. Поэтому если сейчас не стимулировать развитие лизинговых программ, тогда крестьяне вообще прекратят массово закупать технику. Для производителей комбайнов, которые балансируют на грани рентабельности, это чревато очередным кризисом. Такая ситуация уже была в середине 90-х годов: к кризису 1998 года отрасль подошла чуть ли не с нулевым объемом выпуска - менее 1000 единиц на все заводы, но потом сельское хозяйство вошло в «полосу» урожайных лет, и у производителей появились деньги на обновление машинотракторного парка.

Впрочем, российские крестьяне по-прежнему остаются крайне бедными, поэтому столь популярными являются именно лизинговые схемы, по которым технику можно взять на определенный срок в аренду с правом последующего выкупа по остаточной стоимости. Основным игроком на рынке является «Росагролизинг», программы которого финансируются из федерального бюджета. Сегодня стоимость комбайнов по программам этой компании наиболее низкая. «Авансовыйплатеж при приобретении комбайна в лизинг составляет 7-10% от общей стоимости, а остальная сумма выплачивается в течение 5-7 лет, что, разумеется, очень выгодно для хозяйств, - рассказывает Ольга Федорова. - Для потребителя стоимость этой программы всего 4% от стоимости машины. В качестве обеспечения мы используем госгарантии, залоги или поручительства». Однако государство не успевает удовлетворять растущий объем заказов на поставки техники, в то время как парк комбайнов постепенно сокращается: за последние 10 лет общее число зерноуборочных машин сократилось на 48%, в том числе количество исправных комбайнов - на 73%. В текущем году поставки комбайнов селу по программе федерального лизинга будут еще меньше прошлогодних. По подсчетам специалистов, на обновление парка техники для АПК требуется порядка 25 млрд руб., тогда как в бюджете на 2003 г. на эти цели выделено всего 870 млн руб. (в 2002 году было 3,4 млрд руб.).

Собственно, недостаточность бюджетных средств и толкает производителей на лизинговые инициативы. В частности, в том же «Hовом Содружестве» помимо активной работы с «Росагролизингом» стремятся развивать коммерческий лизинг как на собственные средства, так и с привлечением западных средств. Холдинг выделил 10 млн долл. на схемы коммерческого лизинга. Как пояснил Александр Савостьянов, «стоимость коммерческого лизинга дороже (ставка рефинансирования - 18%), чем у «Росагролизинга», однако потребитель должен будет предоставить лишь минимальное число документов, а оформление будет проходить очень быстро. В качестве залога будет использоваться сам комбайн». Hа Ростовском заводе сейчас разрабатывают еще одну схему лизинга, которая, по словам г-на Савостьянова, займет промежуточное положение по стоимости между государственной и коммерческой программой: «Ростсельмаш» и Европейский банк реконструкции и развития рассматривают возможность создания лизингового СП для работы на российском рынке сельхозтехники.

Между тем лизинговый бизнес вряд ли будетдлительное время поддерживаться комбайностроителями, которые сами нуждаются в оборотных средствах для модернизации производства. «Да, это не наш бизнес, но рынок упал так сильно, что нам необходимо помогать своим партнерам», - признается г-н Савостьянов. Скорее всего, предположил один из участников рынка, созданные лизинговые компании будут проданы банкам или специализированным региональным лизинговым компаниям. В частности, не исключено, что захочет увеличить свою долю в СП с Ростовским заводом и ЕБРР. Дело в том, что потенциальный спрос на комбайны в России очень велик и откладывается из-за плохого финансового положения крестьян. По оценкам руководителя департамента технической политики Минсельхоза России Леонида Орсика, обеспеченность АПК страны зерноуборочными комбайнами составляет всего 55% от нормативной потребности, и этот перекос будет устраняться в ближайшие годы.

Отдел экономики

Михаил Смирнов, 02.07.2003 ======

До свидания, успехов! ==================== Сергей Прокопенко.

--- ifmail v.2.15dev5 * Origin: Demos online service (2:5020/400)

назадУказатель рубрикивперед