02: Hесостоявшаяся "Ходынка Путина"



06.07.2003
Oleg Sheremetinsky, 2:5030/1400.34
Тема: 02: Hесостоявшаяся "Ходынка Путина"

предвыборный год - стратегию репрессивного укрепления государства и очищения его от коррупции, то лучше всего продолжать и интенсифицировать эту линию, вытеснив Чечню на задний план.

Для того, чтобы достичь искомого результата, помимо понятных полицейских мер по охране порядка и недопущению дальнейших крупных терактов, необходимо вписывание происшедшего в уже выбранный политический контекст. Акцент должен быть перенесен с тех, кто это свершил (тут все и так понятно), на тех, кто это прошляпил... То есть следует использовать обострение террористической угрозы для подтягивания органов внутренних дел и других элементов системы национальной безопасности. Это позволило бы "не сбивать резкость" инструментов общественного мнения, уже настроенную на антикоррупционную кампанию.

При этом сама компания должна быть перенесена и на Чечню. И в первую очередь - на Чечню. Чечня должна перестать восприниматься как отдельный политический субъект, существующий отдельно от России и нуждающийся в особом "урегулировании". Республика должна подаваться как субъект федерации, в котором больше чем в остальных расшатался правопорядок, больше безобразий в милиции (не случайно ведь Путин порекомендовал недавно Кадырову поискать "оборотней" в рядах чеченской милиции - хотя, в общем-то, все и так считают эту контору стадом вервольфов). Вот упадок законности привел и к тому безобразию, что там появились какие-то шахиды, которые едут в Москву и тут себя взрывают.

Другими словами, должен быть повторен с точностью до наоборот маневр, совершенный в 1999-м. Тогда сепаратистское движение внутри страны было превращено в войну, без пяти минут отечественную, - поход за Терек был подвигом нашей армии, за Грозный давали Героя, на какое-то время была достигнута очень высокая степень национальной мобилизации. Всего этого не удалось бы достичь без "экстериоризации" конфликта. Сегодня ни одна из могущих быть поставленными властью мобилизующих целей не может быть достигнута до тех пор, пока на ногах у власти висят гири недовыигранного "внешнего" конфликта. И существует только два способа снять эти гири. Либо отстегнуть и бросить, то есть фактически признать поражение, - с самыми катастрофическими последствиями для страны. Либо нести в руках, то есть "интериоризировать" конфликт, сделать его вновь внутренним, представить его как часть общего беспорядка в стране, а не как экстраординарный беспорядок. При этом можно и нужно позволить себе куда более жесткие меры (в особенности против "легальной" части чеченцев, сегодня едва ли не более опасной чем нелегальная), но меры, не интерпретируемые, как часть военного конфликта.

Чечня для Путина - это "незакрытый хвост". Теракты в Москве совершаются и будут совершаться с целью вынудить Путина этот хвост отбросить. Вместо этого он может попытаться на этом хвосте повиснуть, продолжая делать то, что он начал делать в последние месяцы. Чего нельзя - так это хвост кусать, и бросаться на него каждый раз, когда он появится перед глазами...

4. Идеология. Террор в расколотом обществе

Самое сильное потрясение дня 5 июля у автора этих строк было связано не с информацией о теракте, а с одной из реакций на него - увиденных мною одной из первых. Я позволю себе процитировать эту запись в "Живом Журнале" полностью, не называя только автора:

Когда меня самого друзья притащили на эти "Крылья" пару лет назад, я сам готов был всех вокруг перестрелять за то, как они засрали Тушинский аэродром.

Это место нашей славы, один из алтарей нашего прогресса, окропленных кровью смелых и отчаянных людей, добывавших ценой своих жизней право на жизнь для других, для всей страны. Это как стартовые площадки Байконура... это...

А они ежегодно устраивают на нем масштабный срач, как и на Красной площади в Hовый год...

Вот не жалко мне никого из погибших.

Совершенно не жалко.

А террористам такая сознательность зачтется.

Ми их не больна зарэжем.

Кощунственно? Шокирующе? Глупо? Можно даже сказать - подло, по отношению к совершенно безвинно погибшим. Однако есть ли хотя бы один логический аргумент против заявленной позиции в той ценностной системе, которая выбрана автором. Вполне достойной, в общем-то, ценностной системе. Уже после "Hорд-Оста" несчастные заложники, наряду с сочувствием, получили этот удар в спину - "нувориши пришли развлекаться на мюзикл, так им и надо". Вот и теперь - "дураки налезли плясать - так им и надо".

Популярность такого хода рассуждений, убийственно опасного для нашей нации, в общем-то растет. Раскол между теми, кто веселится и теми, кто считает для себя веселье невозможным, становится все более заметным и морально невыносимым. Обратной стороной той приятной возможности "пожить", которую принесла "стабилизация", является невыносимость для большой, молодой, и неглупой части нашего народа "жить" так - такая жизнь кажется то ли слишком глупой, то ли слишком подлой, а чаще всего попросту краденой, в той же степени, в которой краденым кажется нынешнее "богатство". "Стабилизировав" результаты социального переворота 1990-х, Путин до сих пор не смог их легитимизировать - с ними только смирились, как с удобными и прибыльными...

Ситуация, выглядящая абсурдной - чеченские террористы кажутся некоторым не то что более привлекательными, нет, - менее важными противниками, нежели их жертвы, вся вина которых состояла только в том, что они пришли попить пива и послушать про "Орбит без сахара". Представить такое в 1999 было невозможно. Тогда все было четко. Мы - это люди. Они - это нелюди. "И различие между ними большое". "Путинское большинство" было создано на этой эмоции единства против общего врага и потому воспринималось всеми достаточно долго как форма осуществления национального единства. Hо как раз тогда, когда оно стало вновь необходимо власти, - перед очередными выборами - оно начало стремительно рассыпаться под давлением социальных, можно даже сказать - классовых, противоречий. Те нелюди, которые убивают людей, принадлежащих к одной части этого единства, могут казаться людям, принадлежащим к другой его части, "заслуживающими снисхождения".

Социальный вопрос, вопрос действительных "внутренних дел" России, вышел сегодня на первое место по сравнению с модной еще недавно темой борьбы с терроризмом. Даже громкий теракт отныне не перешибает социальных противоречий. Явление, слава Богу, не всеобщее и не перешибающее, в свою очередь, общерусской солидарности перед лицом беды. Hо очень показательное. Те проблемы, которые разрывают наш народ уже более десятилетия, оказывается невозможным решить простым сплочением против внешнего врага. Если опасность не носит смертельного характера - старые, нанесенные началом 90-х раны, вновь начинают нарывать... Пока они не залечены, энергию, достаточную для того, чтобы действительно победить внешнюю угрозу мирового терроризма, сконцентрировать невозможно.

-- С уважением, Шереметинский Олег «Mon Jul 7 00:43:48 2003» mail-to: bulldog«at»kaluga.ru (г. Калуга) --- slrn/0.9.7.4pl2-asp (Linux) * Origin: Гусара триппером не запугаешь! (2:5030/1400.34)

назадУказатель рубрикивперед