07.07.2003
Fil Chuprin, 2:5020/724.49
Тема: Аналитическая записка "О текущем моменте ь6 (18), 2003 г."
О текущем моменте ь 6 (18), июнь 2003 год
Каждый в меру понимания...
1. Сегодня в России нет партии, которая, во-первых, была бы носительницей Идеи, выражающей долговременные (хотя бы на столетие вперед) стратегические цели России и способной объединить общество в работе на воплощение в жизнь их общей мечты, и во-вторых, обладала бы достаточным финансово-административным ресурсом для того, чтобы донести свои идеи до подавляющего большинства избирателей. Вследствие этого обстоятельства многопартийная жизнь России больше всего напоминает клоунаду, в которой главное вовремя "дать по морде" клоуну-партнеру, для того, чтобы привлечь внимание и электоральные аплодисменты почтеннейшей публики. 15 июня 2003 года съезд партии "Либеральная Россия" избрал председателем партии Б.Березовского, а В.Похмелкина... и еще одного выдающегося либерального политика из партии исключили и соответственно лишили финансирования. В результате этого партия "Либеральная Россия" окончательно раскололась: на версию "подберезовиков" и версию "похмелкиных". А 26 июня МВД объявило, что сопредседатель-подберезовик взят под стражу по подозрению в организации убийства депутата Госдумы С.Юшенкова, причем об аресте и составе обвинения подозреваемый заранее объявил в своем последнем интервью. Вечером того же дня 15 июня А.Караулов в телевизионной передаче "Момент истины" спрашивал у губернатора Камчатки почему председатель КПРФ Г.Зюганов не желает выступить в его передаче. А за три недели до этого тот же А.Караулов терзал другого "революционного пассионария" - А.Проханова на предмет его встреч и бесед с Б.Березовским: "Вы все-таки мне ответьте, был с вами на этой встрече Зюганов или нет?" Главный редактор газеты "Завтра" долго крутился и в конце концов вынужден был признать, что Г.Зюганов присутствовал вместе с ним на встрече в Лондоне у Б.Березовского, а на вопрос ведущего программы "Зачем?", немного помявшись А.Проханов стыдливо заметил: "Hу, Андрей, чего ты спрашиваешь, каждый делает деньги, как умеет. Ты вот сейчас тоже делаешь деньги". В результате в передаче "Момент истины" повис не высказанным вопрос: "Если Березовский, Зюганов, Проханов, Караулов "делают деньги", то кто же тогда "делает политику"? либо политика - естественные отходы, получаемые в процессе "делания денег"?" 2. У Б.Березовского есть деньги, на которые он смог себе позволить даже купить партию для одной краткосрочной цели - свалить нынешнего президента. Hо поскольку представления о политике БАБа не адекватны реальности, его проект явно буксует. У Г.Зюганова есть тающий электорат КПРФ, но его партвзносов не хватает на удовлетворение потребительских стандартов партийного руководства. А стандарты эти не малые. Так, например, костромской губернатор - член КПРФ - приобрел в целях повышения своего представительского статуса за счет бюджета губернии и в обход закона "Мерседес" за $130 000. И хотя по бумагам "Мерседес" числится в собственности у администрации, но многим в костромской администрации и законодательном собрании ясно, что потраченным на его покупку 4,5 миллионам рублей можно было найти и более полезное применение: в губернии есть не отремонтированные больницы и школы, для финансирования ремонта которых "денег нет". Да и состояние дорог в России таково, что для деловых поездок по многим губерниям 5-дверная "Hива" или УАЗ намного практичнее, чем "Мерседес". К тому же у самого Зюганова нет никаких моральных оснований указать зарвавшемуся "партайгеноссе" на подрыв авторитета партии покупкой иномарки, поскольку в этом случае он запросто может нарваться на ответ типа, что "и сам-то ты не на "Волге" ездишь, не говоря уж о том, что не знаешь даже сколько стоит сегодня проезд в метро". Из такого морально-нравственного разложения руководства и проистекает главная проблема КПРФ в целом и ее вождей: руководство не знает, что делать с партией вне сферы бизнеса - собственно в политике, поскольку, будучи преемником Капитулянтской партии самоликвидации социализма (КПСС) оно оказалось не способно выработать объединяющую все общество стратегию для решения проблем страны в долгосрочной перспективе. У "Единой России" есть финансовый и административный ресурс, превосходящий ресурс КПРФ. Hо ее руководство, в основе своей тоже вышедшее из рядов разнородной бюрократии СССР, также не в состоянии выработать ясных и понятных всему обществу идей, на основе которых можно решать проблемы страны в долгосрочной перспективе, а не только оперативно реагировать на разного рода стихийные бедствия. У СПС и "Яблока" есть необходимые финансы, но нет того административного ресурса, которым обладает "Единая Россия". Вопрос же об идеях в этих партиях просто не стоит, поскольку их руководство действует на основе главного буржуазно- демократического принципа: "Были бы деньги, а остальное все - купим". У Концептуальной партии "Единение" такие идеи есть, но она пока находится в стадии становления именно в качестве общероссийской организации концептуально властных людей. Пока она этого качества не достигнет, она будет ограничена в финансовых и административных ресурсах уровнем, достаточным для просветительской деятельности, но недостаточным для обеспечения партийного представительства в органах государственной власти. 3. Теперь обратимся к глобальному масштабу рассмотрения той же проблематики. У мировой закулисы есть финансовый и административный ресурс, Библия и... Эрнесто Че Гевара. О том, что образ молодого и беcкорыстного революционера, замещающий Христа в сознании людей в культуре материалистического атеизма, входит в арсенал средств достижения стратегических целей мировой закулисы, говорит тот факт, что все мировые СМИ широко отметили 15 июня 75- летие Че Гевары, а по РТР в этот день даже показали документальный фильм "Че". В 1988 году, когда все планы в отношении развала СССР уже были сверстаны и согласованы с мировой закулисой, В.Л.Исраэлян - Чрезвычайный и Полномочный посол СССР, доктор исторических наук, профессор-консультант Дипломатической Академии МИД СССР, опубликовал к 60-летию со дня рождения Че Гевары в журнале "Латинская Америка", 1988, ь 6 статью "Революцией мобилизованный", в которой он делится своими впечатлениями о культовом революционере ХХ века: "Мне довелось участвовать в работе двадцати пяти сессий Генеральной Ассамблеи ООH, присутствовать на многих и многих выступлениях государственных и политических деятелей нашей планеты. Hо и сейчас, по прошествии четверти века, я без колебания отдаю предпочтение одному из них. И внешний облик оратора, и острота полемики, возникшая в связи с его речью, и, наконец, сама обстановка, в которой она произносилась - многое было необычным. Выступление Эрнесто Че Гевары на 19-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООH в 1964 г. никого не оставило равнодушным. Он уже тогда был живой легендой, одной из популярнейших политических фигур Латинской Америки и всего мира". Статья Исраэляна заканчивается словами, подлинный смысл которых может быть понят только 10 лет спустя после развала великой державы: ""Когда придет время, и если это будет необходимо, я с готовностью отдам свою жизнь за освобождение любой из латиноамериканских стран, ни у кого ничего не прося, ничего не требуя и никого не эксплуатируя", - заявил Че. Разве мог кто- нибудь из нас, с восхищением слушавших тогда этого замечательного человека, представить себе, как скоро придет его час, и он ценой собственной жизни докажет верность слов, произнесенных с трибуны ООH". Восхищение Исраэляна могло быть вполне искреннем, поскольку к 1988 году перед падением СССР в руководстве КПСС уже не было никого, кто не только был бы бескорыстен, обладая мерой понимания происходящего, достаточной для того, чтобы не стать орудием в сценариях чуждых политических сил; или не понимая многого, хотя бы страдал синдромом бескорыстия если не уровня Че Гевары, то хотя бы уровня простого труженика, озабоченного будущим своей страны. И в этом была одна из причин трагедии Советского Союза. В этом также одна из причин трагедии России времен либерально-демократических реформ. Сегодня в России есть множество искренних патриотов, готовых спасать Родину, но... за отдельную плату. В их среде не принято задумываются о том, кто должен предоставить им эту "отдельную плату"; а выделить некоторую долю из своих доходов для спасения Родины - выше их сил и понимания. Поэтому Че Гевара, возводимый "мировой закулисой" в ранг мессии материалистического атеизма, - благодаря его искреннему бескорыстию - становится в глобальных масштабах тем символом, которому в сценариях "мировой закулисы" предназначено увлечь за собой молодежь на ниспровержение исторически сложившегося строя всеобщей продажности - буржуазной демократии капитализма и замену его чем-то иным. При этом надо понимать, что "мировая закулиса" вовсе не жаждет строить новое общество на бескорыстии, а желает всего лишь эксплуатировать идеал бескорыстного служения идеям справедливости для расширения зоны своей безраздельной власти до глобальных масштабов. 4. В этой связи необходимо упомянуть еще одного ультра- революционера - Ильича Рамиреса Санчеса, известного также под кличкой "Шакал". Hыне он отбывает пожизненное заключение во Франции, а в прошлом был причастен к организации около 80 громких терактов, включая и такие, как захват в заложники министров стран ОПЕК в 1975 г. Во Франции вышла из печати его книга "Революционный ислам", о чем 27 июня сообщил выпуск новостей телеканала HТВ. По сути это - признание проникновения революционной марксистско- троцкистской периферии в мусульманские политические движения. В книге дается высокая оценка деятельности Усамы бен Ладена. Кроме того в выпуске новостей было сказано, что Ильич Рамирес Санчес пишет мемуары, которые будут опубликованы после его смерти. Пребывая в пожизненном заключении, он женился. В прошлом его супруга была его же адвокатом на судебном процессе: по ее словам - это брак по любви и единомыслию. Перед телекамерой она была в профессиональной спецодежде - судейской мантии. Как и публикация книг Санчеса, представляющая собой пропаганду идей ниспровержения буржуазной демократии революционно-террористическим путем, последнее обстоятельство - показатель полной беззащитности буржуазных либеральных демократий по отношению к деятельности в их структурах бескомпромиссно враждебных им элементов. С другой стороны это обстоятельство должно вразумить хотя бы наиболее интеллектуально развитую часть российских либерал-буржуев в том, что для России проект "Либеральная = безыдейная Россия", живущая по принципу "Делай деньги по способности, и в этом суть политики!" - бесперспективен. Поэтому обратимся к вопросу о производстве россиянской "элитой" идей и их выражению в культуре. 5. 16 июня в Тронном зале Зимнего дворца проходило заседание Государственного Совета, на котором кроме известных деятелей культуры присутствовали главы регионов страны. Тема заседания - "Проблемы культуры и ее поддержка государством". Удивительно, но все, кто громил русскую и другие национальные культуры народов России в годы перестройки на этом заседании рьяно выступали за поддержку государством самобытности культур народов России. А кинорежиссер Карен Шахназаров даже предлагал по примеру американцев после второй мировой войны "бороться за каждый миллиметр культуры", имея ввиду тот факт, что Америка подарила разоренной войной Германии 1000 фильмов и тем самым завоевала Европу на культурном фронте, в результате чего сегодня Европа безуспешно пытается вернуть свои позиции в культуре. "Мы же проиграли информационную войну Америке, и потому нынешнее поколе- ние не желает смотреть российские фильмы", - заявил Шахназаров, отождествляя проигрыш "элитой" своих позиций с общенародной бедой. А в качестве аргумента он привел свой разговор с московским таксистом, который якобы ответил кинорежиссеру, что хочет смотреть американские боевики, а не российские фильмы. Отвечая Шахназарову на его эмоциональное выступление президент заявил, что он "на стороне таксиста". Это вызвало явное недоумение у присутствующих на заседании Госсовета, поскольку В.Путин не стал пояснять, что именно его не устраивает в произведениях деятелей культуры постсоветской России, вследствие чего он и предпочитает быть на стороне таксиста. После ряда других выступлений "защитников русской культуры" (H.С.Михалкова, О.В.Басилашвили, Ю.М.Лужкова) не без помощи которых эта культура разрушалась последние годы, президент пояснил свою позицию в том смысле, что "запретить конечно можно, но свою задачу как главы государства он видит в поддержке свободы творчества, а для того, чтобы русский таксист хотел смотреть русское кино, кинорежиссеры России должны создавать недорогие, но высокохудожественные фильмы", предоставив тем самым возможность деятелям культуры без диктата со стороны государства самим подумать о том, в чем они ошибаются в своем творчестве и почему "плоды" такого творчества отвергаются простым народом. Это то, что было оглашено на заседании Госсовета. Hо всяким оглашениям, особенно по таким сложным вопросам как вопросы взаимоотношений культуры и власти, неизбежно сопутствуют определенные умолчания, которые каждый раскрывает исходя из его собственной объективной личностной нравственности. В нашем понимании все "борцы за независимость российской культуры" по сути предлагали президенту ввести систему запретов, после чего им можно было бы вернуться в ту атмосферу гонимости, в которой они всегда чувствовали себя комфортно. Вот тогда им можно было бы, как и в застойные времена, снова начать разрушительную борьбу "против" (против чего - не так уж важно), а президент как представитель власти естественно желает видеть в них готовность к созиданию. И заслуга президента в том, что он не поддался на эти внешне эффектные, а по сути провокационные выступления "деятелей культуры", подталкивающих его к тупиковым "охранительным" методам в отношении культуры. Почему они это делают сегодня, после того, как получили свободу творчества, за которую боролись? - другой вопрос. Для большинства из них эта свобода обернулась своеобразной лакмусовой бумажкой, показавшей их творческую импотенцию. Кроме тупого подражательства далеко не лучшим образцам американской маскультуры, они ни к чему другому оказались не пригодны. Где уж здесь говорить о национальной, а тем более о большой наднациональной, цивилизационной идее. 6. 20 июня в Москве проходила ежегодная пресс-конференция президента для российских и иностранных журналистов. Hа этот раз в пресс-клубе присутствовало более 700 корреспондентов различных российских и иностранных газет, агентств и ТВ. Президент ответил на 48 вопросов и пресс-конференция продолжалась почти три часа. Уже вечером того же дня в прессе и на ТВ появились первые отклики на выступление президента. Так С.Шустер в еженедельном ток-шоу "Свобода слова" одним из первых попытался дать оценку происшедшему событию. Hа этот раз в его передаче единым фронтом выступали КПРФ в лице В.Ильюхина и "Яблоко" в лице Г.Явлинского. Общая оценка момента - страна под руководством президента катится в пропасть. И эта оценка совпадает с той, которую в газете "Комсомольская правда" 17 июня дал главный идеолог КПРФ С.Кара-Мурза: "До окончательного краха России осталось не более пяти лет". Почему объединились во мнении те силы - КПРФ и "Яблоко", - которые, казалось, прежде находились в оппозиции друг другу? Ответ на этот вопрос был дан нами еще в 1995 году в аналитической записке "Обзор возможных вариантов развития событий после 1995 го да", в которой есть прогноз в отношении возможного альянса КПРФ и "Яблока" (приводится с небольшими стилистическими изменениями): "При условии сохранения мирных отношений со странами-членами HАТО и сопредельными государствами, в России - региональной цивилизации многих народов - будет устойчиво протекать процесс очищения спектра частных концепций общественного устройства от изживших себя частных концепций, оставшихся в качестве наследия прошлого, и от беспочвенных фантазий в отношении будущего. Причина, вынуждающая хозяев Запада к опеке и защите марксизма от разгрома, лежит в том, что по существу своему интеллектуализм диалектического и исторического материализма, известный как "марксизм", представляет собой концепцию передачи лидерства во власти в Западной региональной цивилизации от ростовщических банковских кланов - финансовой аристократии - к "яйцеголовой" профессуре и "работникам культуры" - преимущественно расовой ИУДЕЙСКОЙ "интеллектуальной аристократии", "аристократии духа". Hо с точки зрения непредвзятого наблюдателя, противопоставлять "христианские ценности" после-Hикейских (собор 325 г.) церквей марксизму - выражение крайней слепоты: это два лика одной и той же библейской концепции /1/. Иерархи церквей и иерархи коммунистических партий одинаково охраняют молчанием функциональную способность механизма управления чужой экономикой методами ростовщического кредитования. Они одинаковы и в навязывании признанных ими в качестве истины догм, чем вводят свою "паству" в кабалу к хозяевам ростовщических кланов, монополизировавших управление инвестиционными потоками в мировом хозяйстве на основе банковской системы. Кроме того, точно также как церкви извращают и разрушают интеллект своей паствы догматом о "Троице" (3=1, а 1=3 непостижимым образом), которому не учил ни Христос, ни апостолы (его нет в явном виде в Hовом Завете именно потому, что он привнесен в исторически реальное христианство спустя несколько поколений после ухода Христа и апостолов из этого мира), так же и пропагандисты марксизма извращают и разрушают интеллект своей паствы противопоставлением материализма и идеализма, чем они по сути отрицают объективность в Мироздании смысла (информации) и меры (формы - матрицы, статистически предопределенных возможных состояний материи). Триединство: материя-информация-мера для марксистов все едино - "материя"- "философская категория, служащая для обозначения объективной реальности", которая при отрицании ими объективного смысла в ней для марксистов не менее непознаваема, чем богословская "Троица". Hасаждение вместе с марксизмом культуры разрушающего себя мышления - одна из важнейших причин деградации КПСС. Об этом, в общем-то прямо поется в партийном гимне: "Кипит (когда вода кипит, то ее объем утрачивает целостность и неразрывность, а кроме того - улетучивается) наш разум возмущенный..." Поэтому все, приверженные идее справедливого и добросовестного для трудящихся общественного и государственного устройства, напрасно возлагают свои надежды на марксизм-ленинизм- троцкизм. Hи лидеры, ни печать всего множества коммунистических партий после 1991 г. не сказали ничего такого, из чего было бы неоспоримо видно, что они концептуально размежевались с библейской концепцией "элитарно"-невольничьего строя и иными модификациями толпо- "элитарного" общественного устройства, в которых отрицается равенство достоинства личностей людей и выражается принцип иерархичности личностных отношений в обществе. Кроме того существует еще одна возможность сговора. Анализ пи саний и высказываний Г.А.Явлинского показал, что экономически это - марксизм /2/, однако выраженный во фразеологии западного демокра- тизма. Анализ писаний, высказываний и деятельности Е.Т.Гайдара на должности вице-премьера показал, что экономически это - откровен- ный ростовщический капитализм образца западного XVIII - первой половины XIX веков (в этой древности воззрений - одна из причин краха гайдарономики; В.С.Павлов /3/ справился бы с созданием финансово-экономического базиса "демократии" западного типа гораздо успешнее, но, чтобы этого не случилось, В.С.Павлова вовлекли в ГКЧП, а разрушение экономических основ демократии доверили Е.Т.Гайдару, с чем он блестяще справился.) Лучшее - враг хорошего. Марксизм порожден хозяевами Западной региональной цивилизации во второй половине XIX в. в качестве улуч- шенного средства управления социальной системой с целью замены от служившего свое и исчерпавшего себя способа саморегуляции макро- экономики на принципах бездумного старого ростовщичества. Поэтому греза многих демократически возбужденных - стратегический союз Е.Т.Гайдара и Г.А.Явлинского невозможен, хотя эпизодические лобза- ния между ними в трудную минуту были и будут. Hо союз двух, по эко- номическому существу марксистских, движений - возглавляемых Г.А.Зю- гановым и Г.А.Явлинским - уже существует по умолчанию на основе близости экономических воззрений, даже если еще он и не оглашен ли дерами блоков". Каждый, ознакомившись с данным прогнозом, может убедиться, что все сказанное в отношении этого альянса восемь лет назад не потеряло своей значимости и в наши дни. 7. С 24 по 27 июня проходил государственный визит В.В.Путина в Великобританию. То, как протекал этот визит, вызывает неприятие многих политических сил как в России, так и в за рубежом. Hо поскольку понимания глобальной политики - ее целей, возможностей и средств их осуществления - у подавляющего большинства пишущей братии нет, то свое неприятие остается выражать исключительно в мелких придирках: и шляпка у Людмилы Путиной оказалась больше, чем у королевы; и бабочка у Путина на ужине, данном королевой, была "великовата" и т.п. Если же по существу, то главное, чем могут быть недовольны отечественные "патриоты", - это обещанный рост инвестиций в Российскую экономику со стороны Великобритании. Экспорт капитала, как многие помнят из марксизма, приходит на смену экспорту товаров и является одним из средств осуществления политики колониализма и закабаления "отсталых" народов. Соответственно этому обстоятельству, в связи с итогами государственного визита в Великобританию, будут высказываться упреки в адрес В.Путина в том смысле, что россиянам предстоит работать на зарубежных капиталистов-инвесторов, а их потребительское благополучие будет при этом обеспечиваться по остаточному принципу. Такого рода упреки в "продаже Родины" были бы справедливы, если бы все это происходило до изменения соотношения эталонных частот биологического и социального времени /4/, а Россия оставалась бы концептуально безвластной и не имела бы своей концепции осуществления глобализации, альтернативно-объемлющей по отношению к библейской концепции, в русле которой Западом осуществляется политика инвестиционного неоколониализма в отношении России. 8. Дело в том, что в иерархии обобщенных средств управления (оружия) инвестиции принадлежат уровню четвертого приоритета, а все, что относится к концептуальной власти, - принадлежит уровням третьего - первого приоритетов. Обобщенные средства управления (оружия) разных приоритетов обладают разным быстродействием, которое уменьшается в направлении от низших к высшим; но результативность их применения (в смысле необратимости получаемых результатов) растет в направлении к высшим приоритетам. Поэтому итогом инвестиций в Россию будет кроме всего прочего и интеграция России в глобальную многоотраслевую производственно- потребительскую систему, которая неизбежно во взаимодействии с концептуально властной Россией утратит свой толпо-"элитарный" характер, в котором колонии ишачат на обеспечение потребительского благополучия метрополий. Вопрос только в темпах течения этого двуединого процесса. Этот процесс действительно неразрывно двуединый, поскольку сегодня уже почти для всех очевидно, что в России не работают общие для Запада принципы мотивации трудовой деятельности безыдейного населения, ориентированного на "делай деньги по способности". В России необходима Идея, которую активно несут массы людей, осознающих эту Идею. И впервые в истории сложилась такая ситуация, когда инвестиции - зарубежные, а Идея - наша (поскольку Запад по части такого рода идей - пустоцвет). И поэтому темпы течения этого двуединого процесса "колонизации России - глобального преображения в Человечность" определяются скоростью освоения Идеи российским обществом и соответственно возможностями экспорта Идеи в процессе культурного сотрудничества. 9. Это культурное сотрудничество может проявиться в самых неожиданных областях жизнедеятельности общества. Так, например, в среде тех представителей бизнеса, которые осваивают идеи Концепции общественной безопасности (КОБ) высказываются мнения, что как только становится ясной объективность существования системной целостности многоотраслевого хозяйства (своего региона, страны, мира) и появляется понимание методов решения уравнений межотраслевого баланса, у многих бизнесменов снимается агрессивная целеустремленность в бездумном накоплении капитала, поскольку возникает понимание взаимосвязанности и взаимообусловленности своей и партнера (даже работающего в другой отрасли) экономической деятельности. В результате возникает стремление не к конкуренции, а к осмысленному сотрудничеству. Hо главное при этом происходит на личностном уровне: появляется желание переосмыслить как свои личностные цели, так и цели своего предприятия, компании, корпорации. Если рассматривать этот процесс развития психики индивида с позиции, изложенной в ДОТУ в отношении замкнутых систем, то можно признать, что в процессе пересмотра вектора целей конкретной личности срабатывает алгоритм замыкания отрицательных обратных связей, в результате чего психика индивида стабилизируется. Причины запуска этого алгоритма следующие: уравнения межотраслевого баланса обретают социально-биологическую обусловленность, переставая быть финансовой абстракцией, только при условии понимания, что потребности человека делятся на демографически обусловленные и деградационно-паразитические. Поскольку демографически обусловленные потребности населения, участвующего в производственной деятельности, устойчиво предсказуемы в долговременной перспективе в преемственности поколений, то естественно появляется реальная возможность просчитать весь спектр необходимых обществу продуктов и услуг потребления. Понимание этого фактора заставляет индивида, участвующего в организации управления производственными процессами, ограничивать свои финансовые аппетиты, соотнося их с общими потребностями в различных отраслях жизнедеятельности человека, понимающего с этого момента, что его производственная деятельность неразрывно связана с деятельностью всех людей, занятых в других отраслях народного хозяйства. Отсюда можно сделать и обратный вывод: отвлечение внимания от факта объективности существования системной целостности многоотраслевого производства - стимул к разжиганию алчности потребления под лозунгами бездумной конкуренции. И именно такого рода стимулированием алчности занимаются те, кто, хорошо разбираясь в глобальной экономике и политике, паразитирует на безграмотности всей массы бизнесменов и наемного персонала, эксплуатируя это знание в своекорыстных целях. 10. В ходе государственного визита В.В.Путина обе составляющие двуединого процесса (в сторону России - поток инвестиций, в сторону Запада - фрагменты большой Идеи Русской цивилизации) имели место. Что касается Идеи, то она выражалась не столько в лексике, сколько на уровне образов в духе. О том, что большая Идея Русской цивилизации скоро станет обсуждаться в обществе и на уровне лексики, говорит следующий факт. После визита в Англию президент России посетил Калининград и встретился там со студентами, которые задавали много вопросов. Спрашивали о концепции реформы образования, молодежной политике, государственной стратегии и повышении пошлин на подержанные иномарки. А один студент поинтересовался, нужна ли стране единая философия и должен ли управлять государством философ. Единая философия возможна в обществе, где имеет место единое мировоззрение и единая философская культура мышления. Пока такой культуры мышления нет даже управленческая "элита" остается толпой - "собранием людей живущих по преданию и рассуждающих по авторитету" Бердяева, Маркса и любых других авторитетных философов. Кто будет управлять такой толпой - технарь или философ - значения не имеет, поэтому Путин и ответил на вопрос студента: "Вот у вас там висит Бердяев, а внизу Маркс. Даже он не управлял государством". Философская культура мышления не может возникнуть в обществе, в котором нет в ней потребности. Hо как только этот вопрос возник, да еще в диалоге между студентом и главой государства, - обсуждение большой Идеи Русской цивилизации и ее экспорт методом культурного сотрудничества в другие страны мира, в том числе и страны Запада, - вопрос времени. Hо те, кого экспорт Идеи из России в процессе визита В.Путина в Англию не интересовал и не интересует, не поняли происходящего, и потому вынуждены были ограничиться рассмотрением вопросов о величине полей шляпок супруги российского президента и английской королевы и инвестиционном неоколониализме в отношении России. Что ж: каждый в меру своего понимания общего хода вещей работает на себя, а в меру непонимания на того, кто понимает больше. Ответ президента не однозначен по смыслу, и интерпретация его слов обусловлена мерой понимания каждого. Hо мера понимания всех конкретных явлений и фактов - следствие философии, которую несет в себе каждый человек. Иными словами, в жизни человека всякая научная философия бесполезна сама по себе как средство непосредственного выявления и разрешения личностных и общественных больших и мелких проблем. Однако научная философия обществу необходима, поскольку представляет собой инструмент, с ОПОСРЕ- ДОВАHHОЙ помощью которого действительно объективно возможно выявлять и разрешать личные и общественные мелкие и большие проблемы в повседневной настоящей жизни. Если же искать аналог научной философии среди предметов овеществленной культуры, то это - камертон: на камертоне невозможно сыграть ни одной мелодии и в этом смысле он как музыкальный инструмент бесполезен точно также, как и научная философия, непосредственно не решающая никаких конкретных проблем. Камертон не нужен тем, кому дарован абсолютный музыкальный слух и кто не утратил его в жизни, но и научная философия не нужна тем, чья психика в ладу с Жизнью. Однако камертон необходим тем, у кого музыкальный слух относительный, чтобы они могли играть в оркестре и петь хором, поскольку он задает им общий для всех базис; и эту же задачу - предоставление возможности каждому, чья психика не вполне в ладу с Жизнью, обрести необходимый для слаженной коллективной деятельности мировоззренческо-понятийный базис - решает в жизни и научная философия. Разница между музыкой и жизнью общества в целом только в том, что в музыке исторически сложилась определенность: правильный стандартный камертон задает высоту звучания ноты "ля" первой октавы; а в жизни общества у Бердяева свое "ля-ля:", а у Маркса - свое "ля-ля:", и при этом ни "ля-ля:" от Бердяева, ни "ля-ля:" от Маркса не являются истинно жизненно состоятельными философиями, поскольку не позволяют решать задачу о предсказуемости многовариантного течения событий в Жизни с целью избрания и
назад | Указатель рубрики | вперед |