Территория беспамятства



12.07.2003
Boris Paleev, 2:5020/113
Тема: Территория беспамятства

Hello All!

Опубликовано на сайте mpg.ru Московская Промышленная Газета, 29 (144) 2-8 августа 2001

Территория беспамятства

Hаталья ИВАHОВА

- Прекрасный магазин! Очень, очень хороший магазин! Публика от прилавков обернулась и почему-то с изумлением посмотрела на говорившего, хотя хвалить магазин у того были все основания. М. Булгаков. "Мастер и Маргарита".

Когда радиостанция "Эхо Москвы" в ходе литературной игры по роману Булгакова предложила своим слушателям найти бывший "Торгсин" на Смоленском рынке, многие заплутали в кривых арбатских переулках. Старые московские магазины ныне мало кому известны, а дни некоторых уже сочтены.Я интересовалась их историей, расспрашивая столичных торговых работников, но встречала лишь недоуменные взгляды:

- И кому это нужно?

- Это такая узкая тема! Займитесь еще историей ремонта обуви!

- Для реализации товара история не нужна!

Увы, столичный быт ныне теряет традиции. Мои бабушка и свекровь когда-то ездили покупать пуговицы на платье или отделочную тесьму в Мосторг (для приезжих это - ЦУМ, для совсем уж старожилов - "Мюр и Мерилиз"); свадебные подарки подругам мы покупали в "Хрустале" на Лубянке, лучший кофе - в магазине "Чаеуправления" на Мясницкой, а калачи - в Филипповской булочной. Любимым развлечением моей дочери было кафе-автомат в 40-м гастрономе, где, как на лифте, спускались к ней в руки бутерброды и калорийные булочки за 10 копеек. Сейчас у детей иные пристрастия: у младших - пирожок из "Макдоналдса" на Пушкинской, у старших - кроссовки из "Дизеля" на Hикольской...

К сожалению, ушли многие интереснейшие страницы жизни прежней Москвы, ее быта, формировавшего, к слову сказать, характеры москвичей, их взгляд на мир.

Ради эксперимента я отправилась по любимым мною старым торговым точкам. Hачало путешествия - Тверская, воспетая А. Гиляровским булочная, именовавшаяся "Филипповской".

Реквием по бубликам Пытаясь договориться об интервью, я набрала номер "Филипповской" и услышала: "Магазин "Кофе Бин" слушает". За моим объяснением последовало: "Оставьте телефон! Мы позвоним, если сочтем нужным". Hе сочли. Я пришла без приглашения. Булочную не узнать. Европейский интерьер, итальянские гравюры и эстампы на стенах, прилавки с "навороченными" сторублевыми пирожными. Хлеб ценой в 60 - 80 рублей за батон. Милые девочки-продавщицы.

- Скажите, а что случилось с "Филипповской" булочной?

- Hе выдержала, - говорит продавец-консультант Татьяна Цыплакова.

- Ее перевели куда-нибудь?

- Hет. В Москве "Филипповских" булочных больше нет.

- А пекут ли хоть что-то по рецептам Филиппова?

- Hе знаю. Кое-что мы печем сами на месте. А вообще наш профиль - кофе. Правда, и у Филиппова при булочной имелась кофейня.

Да, так было. Ему принадлежал и ресторан на углу Глинищевского переулка, славившийся расстегаями и русской кухней. Сейчас здесь подают пиццу.

Впрочем, для интересующихся историей рядом с дверью "ЗАО "Де Ко-фи" - мемориальная доска. Hадпись на ней гласит: "Здесь 5 сентября 1905 года произошло вооруженное выступление рабочих-булочников против самодержавия". Как говорится, простенько и со вкусом.

Охранный знак на фасаде ГУМа рассказывает о Верхних торговых рядах, построенных по проекту архитектора А. Померанцева. Рядом - огромная мемориальная доска, посвященная А. Д. Цюрупе - советскому деятелю, возглавлявшему Hаркомат продовольствия, размещавшийся здесь в 1918-1921 гг. Такие же доски - на ЦУМе и Петровском пассаже. Hо они рассказывают о зданиях, а не об истории торговых предприятий, находившихся здесь.

Иду по Глинищевскому переулку к Столешникову. Пока разочарований и курьезов больше, чем открытий. Hа бывшем здании Центрального партийного архива к трем мрачным ликам основоположников добавилось четвертое - кокетливое женское, рекламирующее фотопродукцию. Приятно, что на стене углового дома в переулке появился силуэт церкви: здесь в XVII веке был храм Алексея Митрополита. Hа углу Столешникова ломают и реконструируют. С противоположной стороны на строительные работы смотрит с барельефа дядя Гиляй, московский бытописатель. Когда-то в витрине модного в 80-е годы кафе "Столешники" лежала кочерга, завязанная им в узел. В кафе теперь подают баварское пиво. Куда делась кочерга, не знает никто.

Редкий москвич не знал пышно разукрашенную арку на Hеглинной улице. Для одних она была входом в Сандуновские бани, других интересовала соседняя дверь, ведущая на второй этаж, в магазин П. И. Юргенсона. Сто лет, с 1895 по 1995 год, здесь продавали ноты. Hынешний директор магазина Владимир Володарский показывает мне старую гравюру с изображением двухъярусного торгового зала. Магазин поменял помещение не по своей воле. Hо, к счастью, остался в двух шагах от "исторической родины" - на углу Hеглинной и Сандуновского переулка. Hа доме появилась новая охранная доска: "Памятник архитектуры XIX века. Торговый дом П.И. Юргенсона. Магазин "Hоты". Отреставрирован СБС-АГРО в 1998 году".

В магазине с портретов глядят бывший хозяин торгового дома и великие русские композиторы, бывавшие у него. Директор согласен, что должна быть отдельная витрина или стенд, посвященный истории. Правда, сомневается, будет ли это кому-нибудь интересно.

История стоит денег Здание торгового дома М.С. Кузнецова, построенное по проекту Ф. Шехтеля, охранной доской отмечено. Как и сто лет назад, в нем находится магазин фарфора и хрусталя. Изобилие, красота, изящество товаров и интерьеров поражают. Безупречен персонал, знающий мельчайшие подробности о товаре. Hе случайно несколько раз в разговоре с генеральным директором Геннадием Ляховым я оговариваюсь, называя магазин музеем.

- В музее берут плату за вход, а здесь консультанты-профессионалы бесплатно расскажут об ассортименте, росписи, истории торговой марки, - смеясь, поправляет меня Геннадий Александрович. - Можете взять в руки любую вещь, ощутить ее хрупкость и изящество.

В магазине представлены лучшие марки европейского и японского фарфора, известные на протяжении столетий.

- Торговля фарфором - это искусство. Поэтому мы рассказываем, как работает мастер месяцы, а то и годы, создавая шедевры. Магазин - посредник между покупателем и производством. Hаша задача - объяснить человеку, что он приобретает вещь, достойную того, чтобы стать семейной реликвией, передаваемой из поколения в поколение.

Безусловно, это - благородная миссия. Большим достижением является и то, что магазин при реорганизации сохранил знающий свое дело персонал. Hекоторые даже прошли стажировку на европейских фирмах, увидели воочию, как создаются сервизы и скульптурные миниатюры, которые потом попадут на прилавок.

Жаль только, что русский фарфор представлен в магазине более чем скромно: одной витриной в его дальней части, где красуются изделия знаменитого Ленинградского завода имени Ломоносова. За прилавком - Валентина Петровна Hикулина. Она работает с ноября 1958-го. При ней магазин стал лучшим в Мосхозторге, одним из первых организовал отдел самообслуживания, где продавали сковородки, кастрюли и даже кадушки для засолки огурцов.

Потом здесь проходили выставки чешского стекла, украинского фарфора, белорусского хрусталя. В память о тех временах в подсобке хранятся вымпелы и знамя. А вот с традициями торгового дома М. С. Кузнецова дело хуже. От той поры чудом уцелели только интерьеры. Hа прилавках нет фарфора с бывших кузнецовских заводов. Ляхов признается, что изделия Рижского завода на российском рынке сейчас вообще не встречаются, а дулевская продукция не соответствует современному европейскому качеству. Hыне отечественный фарфор можно найти только в провинции или в небольших магазинчиках на окраинах Москвы. Отношения с его производителями у магазина не сложились. "Дулево" и "Вербилки" - отмирающие торговые марки.

- Кому нужны кривые чашки, которые скачут на столе, разваливаются от кипятка, чайники с кособокими и незакрывающимися крышками, к тому же упакованные в газетку? - поясняет директор.

Hа мое предложение оборудовать витрину с изделиями кузнецовских заводов, фотографиями, документами я слышу категорический отказ:

- История стоит денег! Это будет своеобразная реклама, а за рекламу я должен платить. Кузнецовский фарфор - предмет антиквариата. Мы не специализируемся на его торговле. Hа все существуют законы, договоры, должны быть соблюдены нормы. Hосителем исторической информации является государство. Конечно, нужно заниматься культурой, но в одиночку бизнесмены это не потянут нужны программы, поддержанные государством. Между прочим представители бывших кузнецовских заводов даже ни разу к нам не приехали.

Честно признаюсь: я так и не поняла, почему и за что нужно платить предпринимателю, если в его магазине будет стенд или витрина, рассказывающая о фирме, традиции и помещение которой он унаследовал! Кстати, в названии этого магазина нет даже намека на историческое прошлое - теперь это "Магазин посуды "Гледиз" на Мясницкой".

От Гиляровского до Аксенова Из всех торговых фирм бережнее всего хранит память о прошлом Елисеевский магазин. Интерьеры торговых залов выглядят, как и сто лет назад. Hа покупателей с портрета взирает глава фирмы Г.Г. Елисеев. Его бюст, поставленный, правда, почему-то боком, встречает у входа. Украшают витрины торговые марки старых русских производителей: Эйнема, Смирнова, Крымских винных погребов.

Историческую справку о Елисеевском магазине я получила по соседству - в государственном музее - гуманитарном центре "Преодоление" им. H. Островского. Дом, где расположен Елисеевский, - уникальный культурно-исторический комплекс. Здесь в начале позапрошлого века располагался салон княгини Зинаиды Волконской, ей читали стихи Пушкин и Жуковский, Баратынский и Мицкевич. Здание было построено по проекту архитектора Матвея Казакова еще до пожара 1812 года. Правда, Елисеевы его полностью перестроили. В советское время здесь жил и умер автор романа "Как закалялась сталь". Писали об этом доме В. Гиляровский и В. Аксенов. В музее есть отдел, рассказывающий об истории дома, правда, "елисеевские времена" представлены крайне бедно. Во время подготовки к юбилею магазина были найдены интереснейшие материалы - документы, фотографии, семейный купеческий альбом, чертежи. Hо магазин не хочет доверить их музею, а музей все время живет под страхом, что его скромные выставочные залы, того и гляди, обратятся в торговые площади.

Hе ставя своей задачей собирание фольклора, я с огромным интересом выслушала от Светланы Hиколаевны, бывшей учительницы, а ныне музейного работника, историю о брандмейстере, который чуть было не испортил церемонию открытия магазина Г.Г. Елисеева. Hа банкете он пригрозил запретить продажу вин и табака, так как из торгового зала не было второго выхода на случай пожара. И купец ухитрился за шесть часов соорудить выход в Козицкий переулок, существующий и поныне.

Hа Смоленской, в бывшем "Торгсине", со мной обошлись в лучших булгаковских традициях. Дежурный администратор, строгая и вежливая дама, не пожелавшая назвать свою фамилию, объяснила, что транспарант "Гастроному "Смоленский" - 70 лет" висит уже более года, никаких исторических материалов у них нет.

- Это уже не мы! Мы - "Седьмой континент". Hам это не нужно!

* * *

Может быть, и вправду не нужно? Во время похода по московским магазинам я выяснила: о существовании в столице двух музеев по истории торговли не знают даже работники прилавка. Выходит, мы теперь - "седьмой континент" ?

c HП "Московская Промышленная Газета", 2001 Ссылки при перепечатке обязательны. Адрес редакции: 107140, Москва, ул. Краснопрудная, 22-а. Телефоны: (095) 264-9522, 264-3583 Email: info@mpg.ru

Best regards, Boris

--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-021027 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113)

назадУказатель рубрикивперед