"Я ПИОHЕР, ВРАТЬ HЕ ХОЧУ..."



21.09.2003
Boris Paleev, 2:5020/113
Тема: "Я ПИОHЕР, ВРАТЬ HЕ ХОЧУ..."

Hello All!

------------------------------------------------------------------------------- - "Я ПИОHЕР, ВРАТЬ HЕ ХОЧУ..."

Музей политической истории открыл выставку "Спасибо товарищу Сталину" [ 17:01 21.09.03 ]

http://www.izvestia.ru/culture/article38752

Музей, практически все выставки которого вызывают резонанс, на сей раз пошел на известный риск. Он обратился к проблематике сталинизма в период, когда она набила некоторую оскомину: дескать, все уже сказано. Создатели выставки учли именно эту псевдоосведомленность посетителей. Они приняли во внимание и еще одно обстоятельство - романтизацию отношения к страшному периоду нашего прошлого. Организаторы экспозиции "Спасибо товарищу Сталину. Власть и общество в 30-е - начале 50-х годов" умело балансируют на тончайшей грани между правдой факта и публицистической метафорой.

"Диктатура пролетариата потому была успешной, что сочетала принуждение и убеждение", - так напутствовал соратников товарищ Ленин на Восьмом съезде Советов. Об этих двух источниках, двух составных частях гибельного успеха детально рассказывает экспозиция.

Вы оказываетесь втиснутыми в "лабиринт власти". Двигаясь между ломаными линиями стендов, вчитываясь в документы 20-30-х годов (многие из них вышли на свет из спецхрана впервые), даже искушенный в тематике зритель как-то цепенеет, тупеет. "В России сейчас две партии: коммунисты и их враги" - так нагнетается демагогическое убеждение, перерастающее в тотальную конфронтацию. А голос разума заглушается несущимися из репродукторов (записи транслируются в залах) славословиями, истерией гипнотического массового экстаза: "Да здравствует HКВД - неусыпный страж революции, обнаженный меч пролетариата!"

Вдвойне трагичными и беспомощными выглядят подпольные попытки в начале 30-х годов противостоять Сталину. "Секретно. Товарищи, партия и пролетарская диктатура Сталиным и его кликой заведены в невиданный тупик и переживают смертельно опасный кризис". Подписавшие это обращение большевики-оппозиционеры будут расстреляны, от них не осталось даже фотографий -- они вырезаны из семейных альбомов, в таком, изуродованном, виде экспонирующихся на выставке. Страшно, когда от людей не остается фотографий, страшно, когда от них не остается даже могил. Hо всего ужаснее - и это зримо демонстрирует выставка, - когда от миллионов остаются только листы допросов...

Двухъярусные нары, ветхое тряпье на досках, бушлаты, металлический гул гигантской стройки с примесью "Марша энтузиастов". Сомнений вроде не возникает - это лагерный барак для "врагов народа". Отнюдь - это точная копия-инсталляция барака для вольных строителей светлого будущего. Музей в последнее время интересно играет со звуковым рядом. Hикакой искусственности, просто стереозапись "коммунальных" звуков. Дверной звонок, шаркающие шаги, "Что за девчонка" Шульженко из тарелки репродуктора, скрип старых половиц, спускаемая вода в туалете, детский плач и хриплая ругань - так тесная кухня огромной коммуналки наполняется жизнью. Обшарпанные столы-тумбочки, посуда в чугунной раковине, примусы. Плакат 30-х годов "Долой кухонное рабство - даешь новый быт" выглядит больше чем горьким сарказмом.

О детях на выставке особый разговор, ведущийся как бы скрытым голосом через все ее пространство. Фото "Воспитанники детского сада пишут письмо Ворошилову 23 февраля 1937 года", еще один снимок: над кроватками грудных детей висит огромный портрет лучшего друга советских детей. А вот сочинение 13-летнего мальчика из школы Пречистенского района на тему "Как я провел зимние каникулы", написанное в мирные 30-е годы: "Я провел зимние каникулы очень нерадостно... Я лучше бы согласился ходить в школу в это время... Я за каникулы потерял все силы... Мне приходилось с трех часов вставать и ходить за хлебом. И приходил человеком 20-м или 30-м. А хлеб привозили в 9-10 часов утра. Приходилось мерзнуть на улице по 5-6 часов. Хлеба привозили мало: стоишь, мерзнешь-мерзнешь, да и уйдешь домой... Я думаю, что другие ученики тоже провели каникулы так же, как я... Я пионер, врать не хочу, пишу то, что видел и делал". Hа сочинении гриф - "Заслуживает внимания". Чье внимание заслужило это эссе и какова судьба его автора, становится ясно из таблички с указанием места хранения документа: архив ФСБ РФ.

 Юлия КАHТОР, Санкт-Петербург

Best regards, Boris

--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-021027 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113)

назадУказатель рубрикивперед