Дорога на концессию



07.10.2004
Peter Lemenkov, gate
Тема: Дорога на концессию

From: Peter Lemenkov «lemenkov@newmail.ru»

[ http://www.gazeta.ru/2004/10/06/oa_135727.shtml ]

Дорога на концессию

Фото: www.rol.ru Текст: Ирина Алешина Фото: www.rol.ru

В четверг правительство обсудит вопросы финансирования развития транспортной инфраструктуры России. Денег у государства в обрез, а потому к делу планируется подключить бизнес. Hо отдавать инфраструктуру в частные руки не хочется, поэтому правительство намерено применить механизм концессий.

Транспортная стратегия РФ была одобрена Госсоветом России в октябре 2003 года. Основные цели стратегии - развитие современной транспортной инфраструктуры, повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения, повышение конкурентоспособности транспортной системы и ее комплексной безопасности и устойчивости, улучшение инвестиционного климата и развитие рыночных отношений в транспортном комплексе.

В четверг правительство обсудит перспективы финансирования развития транспортной инфраструктуры России. С докладом выступит министр транспорта Игорь Левитин. По его оценке, транспортная сфера сегодня испытывает явный недостаток в финансировании.

В Минтрансе посчитали, что для достижения целей транспортной стратегии России необходимо привлечение в инфраструктурные проекты (железные дороги, транспортные терминалы, порты, аэропорты, мосты) не менее 600 млрд рублей ежегодно. Тем не менее, в течение 2005-2008 годов на эти цели будет направлено всего 500 млрд рублей. К чему ведет нехватка средств у государства, известно - их займут у бизнеса. Об этом и заявил на последнем совещании у президента Владимира Путина премьер-министр Михаил Фрадков. Он признал, что по крупным инфраструктурным проектам в сфере транспорта "очень остро встают вопросы источников финансирования". "Мы рассматриваем вопрос о возможностях использования частного и государственного партнерства в развитии транспортной инфраструктуры", - заявил премьер. В частности, этот вопрос обсуждался на последнем Совете по конкурентоспособности и предпринимательстве РФ.

Фрадков в ходе совета выразил желание, "чтобы предприниматели стали партнерами в решении государственных задач". Причем особо упирал на участие иностранцев в инфраструктурных проектах. Это желание, похоже, разделяет весь кабинет министров. В последние годы в России наблюдается инвестиционный кризис. И не то чтоб денег было мало. Hаоборот, их много, они складываются в Стабфонд, идут на наращивание золотовалютных резервов. А также просто утекают за рубеж в виде частного капитала. За девять месяцев текущего года частный бизнес вывез из страны больше $10 млрд - в 3 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Причина в том, что нет конкретных инвестиционных проектов. Либо они есть, но в той сфере, куда государство частный бизнес пускать не хочет: в топливно-энергетической и инфраструктурной. То есть в тех сегментах рынка, которые государство называет стратегическими и собственность над которыми хочет сохранить. Для государства один из способов привлечь частные инвестиции, оставив при этом права собственности у себя (в чем, собственно, и заключается суть частно-государственного партнерства) - применить механизм концессии. Такая форма отношений устроит и иностранных инвесторов, которые опасаются инвестировать в государственные объекты. Дело в том, что расторгнуть договор концессии можно только через суд и только в случае невыполнения условий соглашения, четко прописанного при заключении договора между государством и инвестором.

Пока закона о концессионных соглашениях в России нет, но в Госдуме заявляют, что он будет принят в конце декабря - начале января. Председатель думского комитета по экономической политике Валерий Драганов пообещал правительству "прохождение законопроекта в сжатые сроки".

Концессия (от лат. concessio - разрешение, уступка) - договор о передаче в эксплуатацию иностранному государству, компании или отдельному лицу на определенный срок природных ресурсов, предприятий и других хозяйственных объектов, принадлежащих государству. В России концессии действовали в 20-е годы прошлого века. Соответствующее решение было принято Совнаркомом. Hа долю добывающих отраслей промышленности (по статистике на 1928 год) приходилось только 20,6 % концессионных соглашений, а на обрабатывающие - 35,3 %. Остальные распределялись между лесной промышленностью, транспортом, сельским хозяйством, строительством, рыболовством и финансовой сферой. В наше время форма концессий распространена в Европе, особенно в таких странах, как Великобритания и Франция.

Идея навесить на бизнес строительство дорог, железнодорожных узлов и других инфраструктурных объектов не вызывает у депутата особого энтузиазма. Для реализации этих проектов нужны миллиарды долларов. По мнению экспертов, бизнес в нынешних условиях по доброй воле на такой риск не пойдет - государство не дает никаких гарантий окупаемости таких инвестиций. "Механизмы частно-государственного партнерства, особенно такой, как концессия, могут работать только в условиях стабильной экономической политики государства. Hапример, должны быть четкие гарантии, что налогообложение кардинальным образом не изменится", - сказал "Газете.Ru" заместитель директора Межведомственного аналитического центра Юрий Симачев. Эксперт признал, что механизм концессий "теоретически идеален для решения задач транспортной инфраструктуры, поскольку предполагает долгосрочные проекты и огромные капиталовложения". Hо ровно по этим причинам в России реализацию концессионных соглашений в России ждет ряд трудностей.

Российские компании, даже самые крупные, пока осуществляют бизнес-планирование максимум на 3-5 лет, а любой концессионный проект рассчитан не менее чем на 10 лет. Помимо этого, в России не развиты финансовые инструменты предоставления "длинных" кредитов. Это препятствие компании могли бы обойти, объединив имеющиеся финансовые ресурсы. Hо, как показывает практика, договориться им крайне сложно, отметил Юрий Симачев.

07 ОКТЯБРЯ 10:03

(с) Газета.Ru. При полном или частичном использовании материалов ссылка на Газету.Ru обязательна. Адрес редакции: 117152, Москва, Загородное шоссе, д. 5, стр. 2а. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. Редакция не предоставляет справочной информации. --- ifmail v.2.15dev5 * Origin: (http://news.cca.usart.ru/) USURT's FidoNET«-» (2:5080/1003@fidonet)

назадУказатель рубрикивперед