Самолетная битва



07.10.2004
Peter Lemenkov, gate
Тема: Самолетная битва

From: Peter Lemenkov «lemenkov@newmail.ru»

[ http://www.gazeta.ru/2004/10/07/oa_135774.shtml ]

Самолетная битва

Фото: AP Текст: Анна Иванова Фото: AP

CША и Европейский союз подали взаимные жалобы в ВТО. Стороны обвиняют друг друга в незаконных субсидиях самолетостроительным гигантам Boeing и Airbus соответственно. Возможно, после разбирательств стороны откажутся от достигнутого по этому вопросу в 1992 году соглашения и заключат новое. Американские торговые власти первыми обратились с жалобой в ВТО, обвиняя Европейский союз в незаконной, по их мнению, поддержке лидера самолетостроения - компании Airbus. Примерно через час после этого с ответным иском в ВТО обратились и европейские представители, указывая на недопустимые субсидии США в отношении компании Boeing.

Теперь у сторон есть 60 дней, чтобы попытаться самим разрешить конфликт, а затем в ВТО будет сформирована комиссия для слушаний по этому делу. Обычно подобное разбирательство занимает не меньше года, а решение комиссии подлежит обжалованию. "Когда компания Airbus была создана 35 лет назад, можно было оправдывать субсидии тем, что речь идет о развитии новой отрасти промышленности, - говорится в заявлении торгового представителя США Роберта Зелика. - Однако если это объяснение когда-либо и было убедительным, то это время давно прошло. Теперь Airbus продает больше крупных гражданских самолетов, чем Boeing". Президент и генеральный директор Boeing Гарри Стоунcайфер заявил, что всецело поддерживает действия американского правительства. "Американская жалоба в ВТО по поводу поддержки европейским правительством компании Airbus - просто способ отвлечь внимание от экономического упадка самого Boeing, в котором компания виновата сама", - прокомментировал комиссар ЕС по вопросам торговли Паскаль Лами. США обвинили Европейский союз в незаконной поддержке Airbus еще в июле, требуя отменить или модифицировать устаревшее двухстороннее соглашение 1992 года.

То соглашение ограничивало количество допустимых субсидий государства на новые модели 33% их заводской себестоимости. Hо если тогда у Airbus было лишь 30% рынка гражданских самолетов, то теперь уже более 50%, заявляют американские торговые власти. В процессе переговоров США хотели бы добиться нового соглашения, запрещающего субсидии обеим сторонам. Евросоюз в иске заявляет, что для строительства нового лайнера 7E7 Boeing сначала использовал деньги, выделяемые США якобы на военную авиацию, а теперь получает финансовую поддержку еще и Японии, где при государственном содействии делается до трети всех комплектующих. США обвиняют правительства ЕС в том, что государственные деньги незаконно были употреблены на развитие новой модели Airbus - A380. Представители Евросоюза считают (и в этом с ними согласны многие аналитики), что столь настойчивые требования администрации Буша, воплотившиеся теперь в жалобу в ВТО, объясняются близостью президентских выборов в США. Соперники нынешней правящей партии - демократы - обвиняют ее в недостаточной жесткости мер, применяемых страной в отношении ее торговых партнеров, и теперь Буш решил ответить на обвинения.

Торговый представитель Евросоюза Лами заявил, однако, что американские власти несерьезно отнеслись к переговорам, предшествовавшим жалобам в ВТО. Компания Boeing заявляет, что общая сумма финансовой помощи Европы компании Airbus с 1967 года составляет $15 млрд. Европейский союз же говорит, что поддержка Соединенными Штатами Boeing исчисляется $23 млрд. Американский Boeing и Airbus, начинавшийся как консорциум французской, немецкой, германской, испанской и британской самолетных компаний, а теперь ставший собственностью панъевропейской авиакосмической корпорации EADS и британской BAe Systems plc, давно соревнуются на рынках гражданской и военной авиации.

За прошедшие десять лет Airbus удалось вытеснить Boeing с позиций лидера самолетостроения, впервые продав больше самолетов, чем Boeing, в прошлом году. Airbus поставил на рынок 305 самолетов, тогда как Boeing - всего 281. Поставки Airbus превзойдут поставки Boeing и в этом, и в следующем году. "Эти субсидии помогли Airbus делать дешевые самолеты за счет денег европейского правительства, - говорит американский сенатор Мария Кэнтвелл. - А потребители могут быть в выигрыше только в ситуации настоящей конкуренции, а не прямого государственного финансирования". "Airbus преуспел в сфере коммерческой авиации и стал лидером в этой области, потому что давал рынку то, что ему нужно, - хорошие лайнеры, - парирует представитель материнской компании Airbus - EADS Рейнер Олер. - Государственное спонсирование не может обеспечить ничего большего, чем просто равные условия конкуренции".

07 ОКТЯБРЯ 11:16

(с) Газета.Ru. При полном или частичном использовании материалов ссылка на Газету.Ru обязательна. Адрес редакции: 117152, Москва, Загородное шоссе, д. 5, стр. 2а. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. Редакция не предоставляет справочной информации. --- ifmail v.2.15dev5 * Origin: (http://news.cca.usart.ru/) USURT's FidoNET«-» (2:5080/1003@fidonet)

назадУказатель рубрикивперед