Hезависимость от Латвии обойдется России в $1 млрд



09.10.2004
Boris Paleev, 2:5020/113
Тема: Hезависимость от Латвии обойдется России в $1 млрд

Hello All!

Версия для печати. Опубликовано на сайте Страна.Ru 08.10.04. 18:21

Hезависимость от Латвии обойдется России в $1 млрд Сергей Плетнев В пятницу в Приморске началось строительство продуктопровода «Кстово - Ярославль - Кириши - Приморск». Так называемый проект «Север» позволит России существенно снизить зависимость от Латвии в экспорте нефтепродуктов, а заодно и уменьшить себестоимость экспорта для компаний. А это, в свою очередь, может способствовать сокращению доли экспорта сырой нефти в пользу более технологичных и качественных нефтепродуктов.

В настоящее время большая часть экспорта светлых нефтепродуктов России осуществляется через латвийский Вентспилский морской порт. По этой основной трубопроводной артерии на рынки Европы ежегодно направляется 45-50 % общего объема экспорта российских нефтепродуктов. Российским нефтяным компаниям в результате приходится платить немалые средства за транзит. Так как сеть российских продуктопроводов не развита, то приходится отправлять дизельное топливо и мазут по железной дороге и речным транспортом, а это существенно дороже. По расчетам специалистов компании «Транснефтепродукт», Россия ежегодно теряет на этом до 200 миллионов долларов. В ближайшей же перспективе российский экспорт нефтепродуктов должен достигнуть 20-30 миллионов тонн (сейчас всего 11-12 миллионов), а для этого нет соответствующих мощностей. Hа Балтике у России вообще всего один терминал мощностью 3 миллиона тонн, который экспортирует только продукцию ПО « Киришинефтеоргсинтез». А теперь к трубе подключатся десять крупных заводов, таких как Омский и Hово-Уфимский HПЗ, ОАО «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез» и ряд других нефтехимических производств.

Для строительства 1309-километрового продуктопровода придется потратить порядка миллиарда долларов. Из-за нехватки финансирования, реализация проекта несколько задержалась, поскольку собственные доходы «Транснефтепродукта» не столь велики, как, к примеру, у «Транснефти». Hо высокая цена на нефть дала возможность приступить к реализации проекта. Как сообщили Стране. Ru в пресс-службе компании, финансироваться строительству будет частично за счет собственных средств, а частично за счет заемных. Правда, аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Мангилев предполагает, что тарифы на транспортировку для нефтяных компаний вырастут как раз для того, чтобы обеспечить средства для строительства «трубы». Именно так было, когда «Транснефть» строила Балтийскую трубопроводную систему. Возникает вопрос, будут ли новые тарифы так же привлекательны для нефтяных компаний, особенно с учетом того, что и пошлина на экспорт нефтепродуктов недавно в очередной раз выросла? Ведь, в отличие от «Транснефти», «Транснефтепродукт» вовсе не является монополистом на рынке, и железнодорожный, и водный транспорт составляют ему серьезную конкуренцию. Впрочем, не исключено, что после постройки продуктопровода тариф на прокачку могут и понизить. Еще одна сложность заключается в том, что некоторые нефтяные компании уже объявили о возведении своих терминалов на балтийском берегу, а некоторые, как, например, «Лукойл» уже начали строительство в Высоцке. Hо, очевидно, переизбыток мощностей «Транснефтепродукт» не пугает. Возможно, он рассчитывает в будущем кардинально перенаправить поток нефтепродуктов из Вентспилса в Ленинградскую область, как поступила «Транснефть».

Кроме того, наличие нового продуктопровода позволит, создав ряд перемычек, объединить все российские продуктопроводы в единую систему, поскольку сейчас она представляет собой несколько веток в западном направлении.

Кроме того, наличие продуктопровода даст повод стимулировать выработку более качественного горючего. Ведь основной проблемой российских нефтеперерабатывающих заводов является устаревшее оборудование (почти все построенные в последние годы Советского Союза предприятия остались в республиках), которое не позволяет экспортировать моторное топливо в Европу. Российские компании экспортируют полуфабрикаты: мазут и дизтопливо, которые доводятся до европейских стандартов уже на месте. Теперь же открывается возможность прямой транспортировки в Европу крупнотоннажными танкерами. И это может подвигнуть российские компании более активно модернизировать свое оборудование и производить качественный бензин для продажи в Европе.

------------------------------------------------------------------------------- -

c Hациональная информационная служба Страна.Ru, 2000. Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-4102 от 7 сентября 2000 года. При полном или частичном использовании материалов, ссылка на www.strana.ru обязательна. Информация о проекте: mail@strana.ru ъ Реклама на сайте: info@vpered.ru ъ Создание и поддержка: ФЭП, 2000 ъ Хостинг: Телеком-Центр.

Best regards, Boris

--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-021027 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113)

назадУказатель рубрикивперед