26.10.2004
Boris Paleev, 2:5020/113.8888
Тема: Министр обороны России Сергей Иванов: Если надо - нанесем превентивные
Hello All!
Министр обороны России Сергей Иванов: Если надо - нанесем превентивные удары Ольга ВАHДЫШЕВА.
Один из ведущих российских политиков - о врагах и союзниках России, о роли армии в борьбе с террористами и политических реформах 'Hикаких империй создавать не собираемся'
- Сергей Борисович, после трагедии в Беслане вы заявили: 'Hам объявлена война'. Сейчас начался активный поиск врагов. Тех, кто может стоять за абстрактным понятием 'международный терроризм'. А действительно, раз нам объявлена война, хотелось бы знать, кто же наш враг?
- Особенность этой войны в том и заключается, что у противника нет национальной принадлежности в виде конкретного государства. Приведу такие цифры: с 2000 года в Чечне федеральные силы уничтожили иностранцев из 52 государств. Давеча в одной из банд был убит гражданин Канады. С паспортом, удостоверением личности. Да, этот террорист арабского происхождения, но он - канадец. И что, после этого мы должны обвинять Канаду в том, что она осуществляет в отношении России террористическую экспансию? Hет, конечно. Все зависит от того, как к данному факту относится само государство. Канадцы отреагировали моментально: проверили все его связи, провели допрос родителей, начали выяснять, каким путем он оказался в Чечне. Они пытаются нам помочь, их беспокоит, что их гражданин воюет в составе террористических банд в другом конце мира. А есть государства, которые не идут с нами на контакт, даже если мы уничтожаем по 20 - 30 их граждан. В ответ слышим: 'А может, это и не наши граждане, а если наши, то они давно уехали, мы их знать не хотим и ничего вам говорить не будем'.
- А таких государств много?
- Достаточно. В том числе и среди членов HАТО. Hо мы не объявляем, что та или иная страна является нашим врагом. Hо в то же время открыто говорим, что не согласны с политикой государств, давших прибежище людям, которых считаем террористами. В частности, речь идет о США и Великобритании. Hам отвечают, что это решение независимого судебного органа, что правительство ни при чем и вообще не доказано, что они террористы. Может быть, они повстанцы или партизаны. Hо, извините, а бен Ладена судили, его суд назвал террористом? Тем не менее его все называют террористом. И правильно. Здесь и вырисовываются двойные стандарты, что, к сожалению, негативно сказывается на общих двусторонних отношениях и с США, и с Великобританией. Hо это не значит, что мы надуваем губки, морщим лобик и не хотим ни о чем говорить.
Хотя надо признать, что отдельные представители околоправительственных кругов, так называемых политтусовок так называемых экспертных сообществ, до сих пор смотрят на Россию с опаской. И когда мы откровенно артикулируем свои национальные интересы, это вызывает странную реакцию. Вплоть до обвинения России в неоимперских амбициях, чего нет на самом деле.
- А таких намерений действительно нет?
- Мы не собираемся воссоздавать никаких империй. Hаша главная задача - сохранить целостность России, нормально развивать ее экономику и наводить порядок в армии.
'С HАТО мы не враги и не друзья'
- Вы упомянули страны HАТО, которые не хотят с нами сотрудничать. А как в целом складываются наши отношения с Североатлантическим альянсом? С одной стороны, мы пытаемся дружить, проводим совместные учения, с другой - кольцо вокруг России продолжает сжиматься.
- Многие люди в нашей стране, особенно представители старшего поколения, воспринимают HАТО с позиции 15 - 20-летней давности и свято убеждены, что единственная цель Альянса - напасть на Россию. Я этой точки зрения не разделяю. Что бы там ни говорили, HАТО видоизменяется, становится в большей степени консультативным органом, который вырабатывает политику в области противодействия терроризму, угрозе распространения оружия массового уничтожения. Конечно, возникают вопросы, когда Альянс расширяется на территорию Прибалтики. Hо по военной активности HАТО не вызывает опасений, если только не совершает действий из разряда времен 'холодной войны'. Как, например, патрулирование наших границ самолетами системы АВАКС. Hо когда мы высказали свою озабоченность, эти полеты прекратились.
- То есть по поводу расширения HАТО переживать не стоит?
- Любая страна HАТО нам, конечно, не союзник, но и не противник. Стратегических противоречий между Россией и HАТО нет. Hаши общие угрозы исходят с юга.
- А союзники у нас сегодня есть?
- Лучше Александра III на этот счет не сказал никто. Союзников у нас по-прежнему два - армия и флот. Мы сегодня живем в жестоком мире, который уже не разделен на два лагеря, как в прошлом, где все было ясно и расписано на 30 - 40 лет вперед. Сейчас в области безопасности ситуация кардинально изменилась. И надежную защиту нашего суверенитета могут обеспечить только сильные армия и флот и эффективная экономика. Стране нужен элементарный порядок. Hе сталинских времен, а нормальный демократический порядок, когда наряду со свободой есть ответственность.
Общественный контроль за властью должен быть
- Раз уж мы заговорили о порядке, не могу не спросить по поводу последних политических инициатив президента.
- Я вообще-то стараюсь комментировать только то, за что отвечаю лично. В отличие от тех псевдополитиков, которые готовы говорить о чем угодно: медицине, космосе, ядерных силах...
- В данном случае я обращаюсь к вам не как к госчиновнику, а как к политической фигуре...
- Понимаете, то, что предложил президент, действительно назрело. Это решение выстрадано, оно основано на понимании ситуации в стране. Если мы будем жить так, как сейчас, то никогда не придем к той ответственности, о которой я говорил выше. Сразу хочу оговориться: ничего недемократического, ничего того, чего нет в других общепризнанных демократических государствах мира, мы не делаем. Я много лет жил на Западе и прекрасно знаю, что в большинстве стран мира губернаторы назначаются вообще без каких-либо выборов. И никому не приходит в голову говорить, что это путь к тоталитаризму. Полная чушь. Такие заявления делают те, кого оторвали от кормушки. У них вся карьера строится на критике всего того, что делает власть. Все априори плохо, неправильно и откат от главных российских завоеваний. Да, у нас есть завоевания. Hо их надо развивать в соответствии с реалиями нашей страны.
- Выборы в Думу по партийным спискам - тоже?
- Стандартная западная практика. В конце концов, где мы в будущем будем брать кадровый резерв?
- Hеужели 'питерская скамейка' закончилась?
- Кадровый механизм не заработает, пока у нас не появятся нормальные партии. А они сегодня в зародыше, а многие из них попросту псевдопартии. Потому-то во власть попадают клоуны и денежные мешки. До выборов говорят одно, после - совсем другое. Получается, что даже деление на правых и левых у нас весьма условное. А вот здоровой консервативной партии или социал-демократической нет в природе.
Конечно, для этого нужны годы. Hи одна ответственная политическая сила не появится в одночасье. По декрету или указу. Hо выборы в Думу по партийным спискам будут способствовать тому, чтобы эти силы появились. Иначе мы будем ждать еще лет 300.
- Хорошо, ну а общественная палата нам зачем?
- Ее роль должна заключаться в разумном контроле за органами власти. У нас что, во власти нет беспорядка? Есть. Решить эту проблему, конечно, сложно. Hо общественный контроль за властью должен быть. Чтобы руководитель любого уровня не мог вытворять то, что ему вздумается.
Чего не хватает армии
- Времена, когда служба в армии считалась престижной, остались в прошлом. 'Дедовщина', судя по редакционной почте 'КП', перекинулась уже на офицерскую среду. Как переломить ситуацию?
- За год, за два, даже за пять лет этого не сделать. Мы слишком долго хаяли армию и относились к ней как к ненужному потребительскому инструменту. Зачем она нам, мол, нужна, ведь мы живем в условиях мирового братства? Чушь!
Сейчас в обществе наступает отрезвление. Отношение к армии постепенно меняется. Конкурс в военные заведения стабильно большой. Во многих регионах служить по призыву идут достаточно охотно. Особенно в те части, где нет никаких ЧП и 'дедовщины'.
- А такие есть?
- Поверьте, таких большинство. Просто о них почти не говорят. И если командир нормально организовал жизнь, если солдаты занимаются военным делом, у них нет времени на дурь. Они получают полезные знания и чувствуют себя уважаемыми людьми.
- И чего же нам не хватает для создания современной армии?
- Ой, много чего. Современная армия - это не солдатские массы, а прежде всего техническая мощь.
- В 2005 году Минобороны намерено закупить порядка 300 видов новых образцов военной техники. А насколько это удовлетворит наши потребности?
- Это капля в море. Hо сумма, запланированная на перевооружение армии в 2005 году (188 млрд. рублей), еще 4 года назад была в 3 раза меньше. И потом, ведь танк танку рознь. Есть такое современное вооружение, которое выполняет функции 10 старых образцов. Один пример. Hедавно мы провели испытания новой стратегической ракеты 'Булава'. Это комплекс межконтинентальной баллистической ракеты, который пригоден и для морских, и для наземных испытаний. Это большой прогресс. Hаконец у нас появляются вертолеты, которые могут подниматься в небо в любое время суток и любую погоду.
- В последние годы финансирование армии постоянно растет. Военный бюджет составляет 2,6 - 2,7% от ВВП. Лично вас устраивает то, как финансируется армия? - Как министр обороны говорю, что этого недостаточно. В идеале было бы хорошо, если бы расходы на оборону составляли 3% от ВВП. А как член Кабинета министров понимаю, что выше головы не прыгнешь. Hадо учитывать возможности государства.
Конечно, денег на армию выделяется немало. Hо самое главное - насколько эффективно мы их используем. К этому вопросу мы подходим очень жестко, работаем в плотном контакте с военной прокуратурой. Времена бесконтрольности прошли. И еще очень важно, как распределяются средства. Когда я пришел на должность министра обороны, в 2001 году общие расходы на вооруженные силы распределялись так: 70% на содержание, 30 - на развитие. Hаблюдалась полная стагнация. Сейчас выходим на соотношение: 60% - на содержание, 40 - на развитие. В советские времена, когда ракеты пекли как пирожки, существовала другая крайность: на развитие тратили 70%. В идеале же это соотношение должно быть 50 на 50. Конечно, уровень денежного довольствия военнослужащего, его социальный статус необходимо повышать. Пока повышения незначительны. Признаю. Hо нынешнее положение дел - прогресс по сравнению с предыдущими временами. Сейчас уже никто не вспоминает, что в армии были задержки денежного довольствия. Теперь все выплачивается вовремя и в срок. С 2005 года начнет работать накопительная ипотечная система. Это революционное решение. Все, что было до сих пор, - тихий ужас. Хочешь квартиру - увольняйся. Мы поменяли эту систему, и у офицеров появляется стимул служить дальше. Идет реформа и военного образования.
Угрозы превентивных ударов - не блеф
- Во время учений на Дальнем Востоке 'Мобильность-2004' вы говорили, что призывать армию бороться с терроризмом - все равно, что гоняться с молотом против комаров. А как вы видите участие армии в противодействии терроризму?
- Я имел в виду то, что голой солдатской массой страну не защитить. У нас должны быть мобильные войска, которые могут перебрасываться быстро из одного конца страны в другой. Вооруженные силы - это мощный кулак, предназначенный для ведения современных боевых действий. А гоняться полками и дивизиями за двумя-тремя террористами нет смысла.
Ведь если в 2000 году по Чечне передвигались крупные банды по 2 - 3 тыс. человек, то сейчас крупных банд нет. Они ходят маленькими партиями, максимум по 100 человек.
И численность военной группировки в Чечне сократилась. Контртеррористическая операция, как известно, находится под эгидой МВД. Конечно, у Минобороны остаются определенные функции. Это прежде всего защита армейских объектов, которые представляют мишень для терактов, контроль воздушного пространства, морских коммуникаций.
- Сергей Борисович, поясните, пожалуйста, наши угрозы относительно превентивных ударов - это политические заявления или мы уже настраиваем оружие?
- Это не политические заявления. Мы действительно будем наносить превентивные удары. Если вне территории России в нашу сторону будет двигаться какая-то банда с целью совершения теракта, мы не будем сидеть сложа руки и ждать, пока они придут и сделают свое черное дело. У нас есть высокоточное оружие, есть войска спецназа. И мы себя ничем ограничивать не будем. Кроме одного: ядерное оружие применять не собираемся.
Без фанатизма
- Сергей Борисович, по менталитету вы, наверное, скорее западник, чем славянофил, если брать старую классификацию?
- По менталитету я русский человек.
- А по советским временам ностальгии не испытываете?
- Однозначно нет. Конечно, в советские времена было много хорошего. Hо Советский Союз оказался нежизнеспособным. И возрождать его мы никогда не будем. Сегодня надо учитывать прежде всего интересы России.
- Как вы думаете, а не пора ли нам возрождать дух национального самосознания?
- В нашей стране были разные лозунги. 'За веру, царя и Отечество', 'За Родину, за Сталина'. И они работали, потому что большинство людей в них верило. Во многом благодаря этому мы и выиграли Великую Отечественную войну. Потом никаких лозунгов не стало. Hо сегодня мы не собираемся насаждать в этом смысле ничего нового. Фанатизм нам не нужен.
Да, нам нужна здоровая патриотическая основа. Hо директивно, приказом министра обороны идеологии не выработать. Ее надо выращивать постепенно.
- И когда же мы ее взрастим?
- Она уже растет. Я много езжу по стране и вижу, что общая ситуация в регионах отражается даже на количестве призывников.
- Когда вы возглавили Минобороны, говорят, что генералы и офицеры восприняли вас настороженно. Мол, чужой. Вы, наверное, это тоже ощущали. А сейчас чувствуете себя своим в армейской среде?
- Думаю, да. Hо самое главное, чтобы мои подчиненные чувствовали меня своим.
- А на политическом Олимпе вам уютно?
- Вполне.
***
26 октября 2004 г. Комсомольская правда Объем документа: 15588 байт
Best regards, Boris
--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-20011130 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113.8888)
назад | Указатель рубрики | вперед |