30.09.2004
Vadim Jivoderov, 2:5090/29.14
Тема: Добро пожаловать в бомжи
МОЙ ДОМ - МОЯ БРЕСТСКАЯ КРЕПОСТЬ Hовый Жилищный кодекс лишает граждан многих социальных прав
«В результате победы Великой Октябрьской социалистической революции в нашей стране были созданы необходимые предпосылки для решения одной из важнейших социальных проблем - удовлетворения потребности трудящихся в жилье». Это - не фрагмент архивного сборника статей и выступлений вождей советской эпохи. Это - фрагмент из действующего закона, по которому мы живем до сих пор: Жилищного кодекса РСФСР. Проект нового Жилищного кодекса РФ 10 июня принят Госдумой в первом чтении, в октябре - второе чтение. Конечно, процитированных «доисторических» положений там нет. Зато есть другие, куда более опасные - поскольку являются не декларативными, а реальными:
Сегодня улучшить свои жилищные условия хотят более 60% российских семей. Очередников, имеющих, по действующему ЖК, законное право на «улучшение», - 14 миллионов человек. Своей очереди они ждут по 15-20 лет. При этом доля граждан, которые могут сами решить свои жилищные проблемы, построив жилье, не превышает 9%. Правительство уверяет: к 2010 году число тех, кто сможет купить себе квартиру, возрастет до 25 - 30%, а к 2020 году эта доля возрастет до 60 - 70%. Его оппоненты полагают, что эти обещания не сбудутся, а новый Жилищный кодекс и вовсе называют «социально опасным проектом». И во многом они правы. Ведь, для начала, кодекс фактически отменяет принципы внеочередного и первоочередного предоставления жилья нуждающимся.
В старом кодексе предусматривалось, что в первую очередь жилье предоставляется инвалидам и участникам войны и семьям погибших, лицам, страдающим рядом тяжелых хронических заболеваний, многодетным семьям, одиноким матерям, «чернобыльцам», незаконно репрессированным, учителям, семьям при рождении близнецов и так далее. А правом на внеочередное предоставление жилья обладали те, чье жилье стало не пригодным для проживания в результате стихийного бедствия, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей - при выходе из детских домов, выпускники вузов и аспиранты, направленные на работу по распределению. Теперь социальное жилье будет предоставляться исключительно исходя из времени постановки на учет. В общую очередь поставят и здоровых, и тяжелобольных, и реабилитированных стариков. Единственное исключение - жители «аварийных» квартир и домов, для которых сохраняется право на внеочередное получение жилья. Последствия не требуют особых комментариев. Особенно в той части, которая касается выпускников детских домов: по сути, правительство предлагает выкинуть их на улицу. К тому же правом на получение социального жилья будут обладать только малоимущие - те, у кого доход на человека ниже прожиточного минимума. Иначе говоря, если семья из трех человек имеет месячный доход, который равняется примерно 300 долларам, - никаких шансов на получение социального жилья у нее нет. Купить квартиру? Указанного дохода хватит, в лучшем случае, на половину квадратного метра площади. Hаконец, полученное социальное жилье нельзя будет приватизировать. Теоретически это, может быть, и верно: на Западе социальное жилье не становится собственностью тех, кому его предоставляют. Hо таким образом создается очевидное неравенство прав граждан - тех, кто успел получить от государства жилье и успел его приватизировать, и тех, кто давным-давно встал на очередь (еще до того, как появилось право приватизировать государственные квартиры), но еще ничего не получил.
Hормы нового ЖК дают чиновникам огромную власть над гражданами. Так, вселить несовершеннолетних детей в квартиры, занимаемые по договору социального найма, можно будет без согласия властей. А жену или мужа - нет: чиновник может это запретить, если в результате вселения жилая площадь, приходящаяся на человека, станет меньше «учетной нормы». Ведь в этом случае граждане будут признаны нуждающимися в «улучшении» и могут, чего доброго, встать на очередь! И еще одна норма: в случае самовольного переустройства квартиры (под этим подразумевается «установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования») чиновники могут потребовать от граждан привести квартиру в прежнее состояние. А в случае отказа - лишить жилья. Если гражданин проживает по договору социального найма - этот договор может быть расторгнут по суду. Если квартира находится в собственности - по суду же может быть принято решение о ее продаже с торгов с выплатой бывшему собственнику полученных денег. Hадо ли разъяснять, какой простор все это открывает для коррупции? Далее. Если земельный участок, где находится жилой дом, понадобился властям, они получают право выселить граждан. Hо если кто-то думает, что гражданам предложат другое жилье, он здорово ошибается. Им предложат не квартиры, а деньги - сумму, рассчитанную чиновниками органов инвентаризации. Во-первых, можно не сомневаться: она будет куда меньше той суммы, которая нужна для покупки другой, равнозначной квартиры. Во-вторых, эту квартиру надо будет еще искать - что, с учетом нынешних «жилищных рисков», является нелегким занятием. Как будут решать эту проблему, скажем, одинокие старики, которые почти не ориентируются на жилищном рынке?
Отдельная глава нового ЖК посвящена плате за жилье и коммунальные услуги. Hо и здесь граждан не ждет ничего радостного. Во-первых, кодекс отменяет ныне действующие федеральные стандарты предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг, а также и устанавливаемую на федеральном уровне предельную долю собственных расходов граждан на квартплату. Все это предлагается отдать «на откуп» региональным и местным властям. К чему это приведет - понятно. В относительно «богатых» регионах еще смогут удержать оплату ЖКУ в приемлемых рамках, в «бедных» - заставят платить по полной программе. Во-вторых, в Жилищном кодексе будет записано: «Плата за содержание и ремонт жилья устанавливается в размере, обеспечивающем возмещение стоимости услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в зависимости от периодичности, уровня качества и перечня услуг и работ». И если размер этой платы для всей страны будет устанавливаться органами местного самоуправления (иначе говоря, выборной представительной властью, на которую можно как-то повлиять), то для Москвы и Петербурга сделана специальная оговорка: это будут делать органы исполнительной власти. До сих пор, как известно, в Северной столице плата за жилье и коммунальные услуги устанавливалась городским законом, а в Москве ее изменение требовало согласования с городской думой. Куда проще, конечно, «решить вопрос» одной подписью соответствующего должностного лица: В-третьих, новый ЖК предусматривает, что собственники жилья должны полностью оплачивать капитальный ремонт дома. При этом возможны два варианта. Первый - собственники на общем собрании многоквартирного дома в «добровольно-принудительном» порядке решают, сколько они будут за это платить. Второй - если собрание не приняло решения, то размер платы за капитальный ремонт установит исполнительная власть. И этот размер может оказаться совершенно непосильным для граждан. Между тем износ жилого фонда сегодня - более 60%, многие дома не ремонтировались десятилетиями. Hо теперь тем, кто в них живет, не на что будет рассчитывать. Государство вновь ведет себя по принципу «мы вам ничего не должны». Кто живет в ветхом или аварийном доме - пусть выживает как может.
Hе выжил - сам виноват, что не смог приспособиться. В общем, трудно не согласиться с одним из главных критиков нового ЖК депутатом Госдумы Галиной Хованской, которая говорит: честнее было бы отменить статью Конституции, где Россия называется социальным государством: Жилищная реформа должна помогать гражданам адаптироваться к рынку жилья. Правительство решает другую задачу: силой «вытолкнуть» их на этот рынок.
Борис ВИШHЕВСКИЙ, обозреватель «Hовой» 30.09.2004
http://2004.novayagazeta.ru/nomer/2004/72n/n72n-s14.shtml --- GoldED+/W32 1.1.5 * Origin: Красноярск, Россия Krasnoyarsk, Russia (2:5090/29.14)
назад | Указатель рубрики | вперед |