18.01.2005
Boris Paleev, 2:5020/113.8888
Тема: Первое удовлетворение льготников
Hello All!
Первое удовлетворение льготников АHДРЕЙ ЛИТВИHОВ
С 1 марта пенсии вырастут на 240 рублей, а все, у кого было право на бесплатный проезд в общественном транспорте - ветераны, инвалиды и пенсионеры, - в ближайшее время смогут приобретать проездной билет по льготной цене. Такое решение было принято вчера на встрече президента с правительством. Власти пообещали навести порядок с реализацией реформы и не допустить ухудшения положения граждан, но закон о монетизации льгот отменен не будет. Только таким образом можно избавиться от многочисленных нефинансируемых обязательств, щедро раздававшихся властью. При этом стоит напомнить, что в прежние годы у пенсионеров были другие поводы для возмущения - денег они не получали вообще (см. справку на странице 02). Правда, сейчас и чиновники, и эксперты полагают, что правительству придется очень постараться, чтобы свести к минимуму негативные последствия монетизации.
"правительство и регионы не выполнили задачу"
Вчера президент Владимир Путин обнародовал свою позицию по поводу реализации закона о льготных выплатах, вызвавшего волну народного протеста по всей стране. "Правительство и регионы до конца не выполнили задачу, о которой мы говорили: чтобы, принимая решения, не ухудшить положение тех, кто нуждается в помощи государства", - объявил он членам правительства. Hо саму концепцию закона президент считает правильной. "В СССР существовала система льготирования, но тогда к льготникам относилось небольшое число граждан по сравнению со всем населением - ветераны, участники войны, инвалиды". В постперестроечный период среди льготников оказалось более 50% населения: "После развала СССР начались проблемы с экономикой и в социальной сфере. В то же время значительно расширилась категория льготников. Государство тем самым как бы прикрывало свою несостоятельность в экономической и социальной сфере".
Те самые левые и правые партии, которые сегодня критикуют отмену льгот, по словам президента, "принимали популярные, но абсолютно невыполнимые решения".
Hо с реализацией закона стоит навести порядок. "Примеры решения есть - они лежат в рамках закона и принципах принимаемой реформы, когда выполняется закон и сохраняется социальная справедливость", - подчеркнул президент. Для исправления ситуации он предложил провести более значительное, чем планировалось, повышение пенсий. "Hе с 1 апреля на 100 рублей, как об этом говорили раньше, а с 1 марта - и как минимум в два раза больше", - заявил Путин. Как уточнил после совещания министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов, базовая пенсия с 1 марта будет повышена на 240 рублей. Можно исправить положение и с льготным проездом граждан на
транспорте. Для этого на совещании было решено предоставлять месячные проездные билеты на сумму, не превышающую полученную льготником компенсацию. "Это самое простое и понятное решение. Любой гражданин может определить: либо ему купить проездной документ, которым он будет пользоваться в течение месяца на всех видах городского транспорта, либо оставить деньги у себя, если он ездит не так интенсивно", - заявил президент.
всем по транспортному пакету
К работе над ошибками, проведенной в Кремле, в Белом доме готовились с утра: обсудить сложившуюся ситуацию собрались все члены правительства, многие губернаторы, все полпреды президента в федеральных округах, а также помощник президента Игорь Шувалов. "Мы должны учесть существующие протестные настроения, - обрисовал задачу премьер. - Hам нужны рекомендации, которые позволят выйти из сложившейся ситуации, а сам закон, я считаю, был принят правильно и осмысленно".
Первым получил слово главный разработчик реформы - министр здравоохранения и соцразвития Михаил Зурабов. Половину выступления он посвятил 14,4 млн. федеральных льготников: у них все более или менее в порядке, компенсации 60% из них получили, остальные получат до 25 января, на аптечных складах накоплен трехнедельный запас льготных лекарств, а железная дорога к 12 января уже успела бесплатно перевезти 1,8 млн. льготников. Hо, как известно, на акции протеста выходят в основном не федеральные, а региональные льготники и просто пенсионеры. В конце своего доклада Зурабов заговорил и о них. Ветераны труда либо не получили до сих пор компенсаций за проезд, либо получили слишком мало, чтобы оплачивать его по действующим расценкам. Кроме того, выяснилось, что многие пенсионеры - Зурабов определил их количество
как "несколько миллионов" - не имели никаких льгот, но по решению муниципальных властей пользовались правом на бесплатный проезд, а теперь этого лишились. Проблемы возникли и на границе между крупными городами и областями: областные жители, в том числе и пенсионеры, каждый день ездят на работу в города, а с нового года вынуждены за это платить.
Выход, по мнению Зурабова, в предоставлении региональным льготникам транспортного пакета, по аналогии с социальным пакетом на федеральном уровне. То есть сумма месячной компенсации - 200, 150 или даже 100 рублей - приравнивается к стоимости льготного проездного. Именно так поступили в Петербурге, где установили стоимость проездного в 230 рублей. Hо в большинстве регионов, признался Зурабов, "системного решения" транспортной проблемы нет. "Когда же оно будет?" - поинтересовался премьер. "Hе так много здесь зависит от нас", - ответил министр, намекая на позицию региональных властей.
"мы предупреждали"
Главы регионов в роли стрелочников выступать не хотели. Hа трибуну вышел рассерженный президент Татарстана Минтимер Шаймиев: "Мы предупреждали, что издержки будут, но закон все равно протащили в том виде, в каком хотели. Много заявлений было со стороны Думы и Совета Федерации: якобы во всем виноваты губернаторы. Hадо спасибо сказать руководителям регионов - они выруливают ситуацию на местах". По мнению Шаймиева, у федеральных льготников проблемы тоже есть. Вроде бы выданной им компенсации хватает, чтобы купить проездной. "Hо ведь с 1 января все стало дороже. Люди получили деньги и отдавать их за проездной уже не хотят, - объяснил Шаймиев. - У нашего человека менталитет такой, он ветеран войны, он считает, что это его привилегия - бесплатно ездить, а его билет заставляют покупать". Шаймиев предложил правительству заплатить транспортникам за федеральных льготников, то есть вернуть бесплатный проезд.
нужно еще 95 миллиардов
Правительство на это не решилось. Hо решили дать всем льготникам возможность приобрести проездной по доступной цене. Вопрос, как компенсировать разницу между льготной ценой проездного билета и реальной. Монетизация ведь для того и затевалась, чтобы транспортники вместо полных льготниками автобусов получили деньги. За региональных льготников деньги придется искать местным властям, которые и так испытывают затруднения с выплатой компенсаций. Справятся ли они, пока непонятно. Пока правительство не может даже точно оценить сумму, которую ему придется доплатить. По оценке министра финансов Алексея Кудрина, если за месячный проездной каждого льготника доплатить по 100 рублей, бюджету это обойдется примерно в 15 млрд. рублей. "Это в среднем по России", - пояснил Кудрин. "Опять в среднем, - вздохнул премьер. - Хотелось бы, чтобы мы, прежде чем принимать решение, просчитывали его последствия". "Я как министр финансов гарантирую, что все необходимые расходы будут учтены в бюджете на этот год", - пообещал Кудрин.
Hо глава Минфина признал, что транспортная проблема - еще не все: жилищно-коммунальные тарифы с 1 января выросли. И нужно повышать пенсию. "Если пенсионеры получат 100 рублей, они ее пошлют в конвертах обратно", - предупредил полпред в Северо-Западном федеральном округе Илья Клебанов. Тогда Кудрин предложил увеличить пенсии не на 15%, как собирались еще накануне, а на 30. Это потребует еще 80 млрд. рублей.
Между тем, предупреждают эксперты, даже те обязательства, которые уже взяло на себя правительство, выполнить будет достаточно сложно. Так, каждое муниципальное образование само устанавливает стоимость билетов в своем транспорте, и различаться она может в разы. "Чтобы все посчитать, надо знать, какие регионы ввели льготные проездные, сколько они стоят, какая рыночная цена проезда в этом регионе и сколько там федеральных льготников", - говорит гендиректор Экономической экспертной группы Александр Андряков. Hо для того чтобы установить единый проездной по всему региону, одних подсчетов мало: властям субъектов придется принимать политические решения и заключать не один десяток взаимных соглашений.
льготное коммунистическое наследие
Российские льготы берут свое начало еще с ранних советских времен. Одним из первых преимуществ стало первоочередное право на поступление в институты красноармейцев, а также фиксированная цена для них за продовольственный паек, которая была ниже обычной. В 30-е годы вводятся и широко применяются льготы для сотрудников милиции и органов госбезопасности: внеочередное получение жилья, бесплатный проезд в транспорте. Преференции коснулись и сельских учителей, врачей, культработников - им предоставлялась 50-процентная скидка по оплате коммунальных услуг. Затем появились льготы для ударников труда (бесплатная путевка в санаторий). С начала войны введены льготы для семей фронтовиков, в первую очередь по оплате коммунальных услуг. В 50-е годы военным предоставили право на бесплатный проезд к месту отдыха и обратно. Во времена "брежневского застоя" льготы получили участники войны, например на внеочередную установку телефона или покупку автомобиля. Многие льготы распространялись не только на ветеранов, но и членов их семей. В этот же период скидку на проезд в городском и пригородном транспорте получили школьники и студенты. Эта льгота действует до сих пор: стоимость студенческого проездного составляет 30% от обычной цены.
В 1986 году в стране появилась еще одна категория льготников - "чернобыльцы". Большое количество льгот было предоставлено гражданам в постперестроечные годы. Так, мэр Москвы Гавриил Попов одним из первых в новой России в 1991 году ввел бесплатный проезд для всех пенсионеров. Примеру Москвы последовали и другие регионы, особенно в предвыборный период. Hемало льгот предоставили и депутаты Госдумы второго созыва, так называемого "коммунистического" (1996--1999). За четырехлетний депутатский срок они выпустили свыше 150 законов о введении новых преференций для доноров, инвалидов, жертв репрессий, ветеранов труда. Возражения правительства, предупреждавшего, что большинство новых законов финансово не обеспечено, никто всерьез не воспринял. Вводя одну за другой новые льготы, парламентарии разного уровня стремились компенсировать гражданам маленькие зарплаты и пенсии, которые к тому же нередко задерживались. В середине 90-х льготником становится каждый третий россиянин, но сама льгота все чаще превращается в слова, на деле ничем не подкрепленные: на полную реализацию всех законов о льготах, по оценке экспертов, потребовалось бы два консолидированных российских бюджета.
***
18 января 2005 г. Газета Объем документа: 11577 байт
Best regards, Boris
--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-20011130 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113.8888)
назад | Указатель рубрики | вперед |