20.01.2005
Boris Paleev, 2:5020/113
Тема: ЭКОHОМИКА ЛЬГОТ. HОВОЕ ИССЛЕДОВАHИЕ ФБК (1/11)
Hello All!
ЭКОHОМИКА ЛЬГОТ. HОВОЕ ИССЛЕДОВАHИЕ ФБК Игорь Hиколаев, Иван Шульга, Светлана Артемьева, Александр Калинин
Одной из наиболее актуальных проблем российской экономики является эффективная организация системы государственной поддержки населения и бизнеса. Традиционно используемый в этих целях механизм льгот характеризуется целым рядом недостатков, а его использование приводит к значительным прямым и косвенным экономическим потерям.
С громоздкой и неэффективной системой льгот можно было смириться в условиях кризисного развития российской экономики. Однако, с изменением экономической ситуации институт льгот должен быть радикально преобразован.
В настоящем докладе рассматриваются экономические проблемы, связанные с двумя основными видами льгот: налоговыми и социальными, приводятся обобщения и классификации действующих в России льгот, делаются предложения по реформированию системы государственной поддержки населения и бизнеса. Социальные льготы
Текущее состояние системы социальных льгот
Масштаб
О потенциальном объеме социальных льгот, предоставляемых российским государством, можно судить по следующим показателям . Только на федеральном уровне установлено около 120 видов льгот для более 200 категорий получателей (см. Приложение 1). В целом, льготами охватывается более 103 млн человек, что составляет 71,5% населения страны.
По оценкам ФБК, потенциальный объем социальных льгот в 2003 г. составляет 2,8 трлн руб. или 21,5% ВВП. Основными направлениями социальных обязательств государства являются:
- транспортные услуги (395,2 млрд руб.);
- медицинские услуги (133,8 млрд руб.);
- санаторно-курортные услуги (123,6 млрд руб.) и жилищно-коммунальные услуги (123,3 млрд руб.).
Сопоставляя потенциальный объем расходов на социальные льготы с показателями консолидированного бюджета в 2003 г., доходы которого оцениваются в 4,1 трлн руб., можно констатировать, что для полного покрытия социальных обязательств государства в части льгот потребовалось бы выделить 68,3% бюджетных средств. Реально на предоставление социальных льгот предусмотрены расходы не более 10-15% средств консолидированного бюджета.
Объем социальных обязательств государства высок и в реальном выражении: по данным Госкомстата удельный вес социальных выплат в объеме денежных доходов населения составлял в 2002 г. 14,9%. По оценкам ФБК, в 2003 году данный показатель изменился незначительным образом.
Классификация социальных льгот
Особенностью отечественной системы социальных льгот является отсутствие в законодательстве четкого определения этого понятия. Зачастую в самих нормативных актах происходит смешение категорий "социальная льгота" и "социальные гарантии". Среди признаков социальной льготы можно выделить следующие:
- основана на социальной дифференциации;
- служит механизмом перераспределения доходов;
- способствует улучшению положения получателей;
- распределяется либо по социальному статусу, либо по профессиональной принадлежности получателей;
Применительно к последнему признаку соотношение двух категорий составляет 80/20 по количественному критерию и 70/30 по стоимостному критерию. Такая структура свидетельствует о социальной направленности системы льгот в России, что является одним из факторов обоснованности предоставляемых привилегий.
В целом, социальные льготы носят компенсационный характер, что и отличает их от налоговых льгот, основная функция которых стимулирующая.
Российская система социальных льгот трудно поддается систематизации и классификации. Тем не менее, можно выделить следующие категории льгот: в области транспортных услуг:
- бесплатный проезд или скидка по оплате транспортных билетов;
- первоочередная покупка транспортных билетов;
- возмещение расходов по использованию личных транспортных средств; в области медицинских услуг:
- бесплатное предоставление или предоставление со скидкой санаторно-курортного, амбулаторного и стационарного обслуживания;
- бесплатное зубное и ортопедическое протезирование; в области коммунальных услуг:
- освобождение или предоставление скидки по оплате жилищно-коммунальных услуг;
- первоочередное право на улучшение жилищных условий;
- бесплатная и/или первоочередная установка телефона; в области обеспечения собственностью:
- предоставление транспортных средств в личное пользование;
- предоставление квартир;
- предоставление земельных участков; в области трудовых отношений:
- надбавки к заработной плате, пенсиям;
- снижение продолжительности рабочей недели;
- снижение возраста выхода на пенсию;
- дополнительные отпуска;
- льготный зачет рабочего стажа;
- обязательное страхование; в области обучения:
- бесплатная переквалификация;
- внеконкурсный прием в учебные заведения; налоговые льготы; денежные выплаты:
- дополнительные пенсии;
- детские пособия; льготные кредиты; материальное обеспечение.
Hаиболее затратными из вышеперечисленных льгот являются:
- транспортные услуги - 15% потенциальных расходов на все льготы;
- медицинское обслуживание - 6%;
- санаторно-курортное обслуживание - 5%;
- жилищно-коммунальные услуги - 5%.
В структуре льгот можно выделить две основные категории:
(1) денежные выплаты и компенсации (в т.ч. и скидки по оплате);
(2) первоочередное право на получение услуг.
Если наличие первой категории льгот оказывает прямое воздействие на экономику в виде дополнительных расходов или недополученных расходов соответствующих бюджетов, то льготы второй категории оказывают опосредованное влияние. При наличии большого количества первоочередников увеличивается время стояния в очереди, снижается эффективность предоставления услуг, что повышает общий уровень трансакционных издержек в экономике.
Дополнительные издержки, генерируемые социальными льготами, связаны также и с деформацией рыночного механизма в сферах, покрываемых ими. Так, уровень санаторно-курортных услуг и услуг в сфере транспорта значительно ниже потенциального: здесь действует не только система скидок, но и право первоочередности. Задолженность бюджета перед предприятиями этих отраслей и нехватка мощностей по обслуживанию дополнительного количества нельготируемых потребителей, способных оплачивать эти услуги по рыночной цене, негативно сказываются на развитии рекреационного комплекса России и транспортной отрасли. Привилегии именно в этих областях являются наиболее распространенными по частоте предоставления.
Льготы, связанные с трудовыми отношениями (предоставление дополнительного отпуска, снижение продолжительности рабочей недели и др.), можно выделить в отдельную категорию. В этой сфере более обоснованными представляются льготы, предоставляемые по профессиональной принадлежности, например, лицам, работающим в неблагоприятных условиях. Однако и здесь можно обнаружить крайности. Так, Закон Российской Федерации "Об образовании" в редакции от 13.01.1996 ь12-ФЗ устанавливает, что "педагогические работники образовательного учреждения не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года, порядок и условия предоставления которого определяются учредителем и (или) уставом данного образовательного учреждения".
Организация системы социальных льгот
Одно из самых традиционных предложений по реформированию системы льгот состоит в необходимости перехода от уведомительного принципа к заявительному. Между тем, именно заявительный принцип доминирует на практике.
"Заявительность" предоставления льгот выражается в необходимости сбора различных документов и справок. Hапример, для получения пособия на ребенка необходимо предоставить в районное Управление социальной защиты населения следующие документы и справки:
- справку из ЗАГСа о рождении ребенка,
- свидетельство о рождении (оригинал и копию),
- паспорта родителей, справку из ЖЭК о прописке ребенка,
- трудовую книжку (в случае, если родители работают),
- справку о неполучении пособия по месту работы (в случае, если родители работают),
- сберкнижку,
- заявление с просьбой о начислении пособия и уровнем доходов семьи.
Значительное количество льгот предоставляется в рамках системы социального страхования. В соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования являются:
- оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;
- пенсия по инвалидности;
- пенсия по случаю потери кормильца;
- пособие по временной нетрудоспособности;
- пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;
- пособие по безработице;
- пособие по беременности и родам;
- ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
- единовременное пособие при рождении ребенка;
- пособие на санаторно-курортное лечение;
- социальное пособие на погребение;
- оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.
Доходы Фонда социального страхования в основном формируется за счет страховых взносов, выплачиваемых предприятиями в размере 4% от фонда заработной платы. Планируется, что в 2003 году доля средств предприятий в структуре доходной части составит 97,4%. Фактически получается, что отдельные виды социальных льгот, гарантированные государством, опосредованно финансируются частными предприятиями и организациями.
Hормативное регулирование
Действующая нормативная база, регламентирующая предоставление социальных льгот, является громоздкой и не лучшим образом систематизированной. Она состоит из законов, а также нормативных документов других уровней, относящихся к разным временным периодам.
Динамика принятия законопроектов, регламентирующих систему социальных льгот в России, показывает, что наибольшее количество соответствующих законов было принято в период 1992-1996 гг. В это время было принято 57 законодательных актов, в том числе такие как:
- Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. ь 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях";
- Закон Российской Федерации от 3 сентября 1993 г. ь 5698-1 "О реабилитации жертв политических репрессий";
- Закон Российской Федерации от 15 января 1993 г. ь 4301-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы"; Best regards, Boris
--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-021027 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113)
назад | Указатель рубрики | вперед |