20.01.2005
Boris Paleev, 2:5020/113
Тема: ЭКОHОМИКА ЛЬГОТ. HОВОЕ ИССЛЕДОВАHИЕ ФБК (11/11)
Hello All!
Приложение 5. Режим свободной экономической зоны в Калининградской области
Свободная экономическая зона "Янтарь" была создана в 1991 году Постановлением Совмина РСФСР от 25 сентября 1991 г. ь 497. Положение о создании в Калининграде свободной экономической зоны (СЭЗ) предусматривало в том числе и предоставление размещаемым в Калининградской области предприятиям пятилетнего налогового кредита "на коммерческо-договорных условиях". Предусматривалось, что в рамках предоставленного налогового кредита ставки и льготы по всем видам налогов в СЭЗ "Янтарь" устанавливаются Калининградским областным Советом народных депутатов. К предприятиям - резидентам СЭЗ "Янтарь" не применялись повышение налога на прибыль, превышающую установленный уровень рентабельности, государственное регулирование расходования средств, направляемых на потребление, а также экспортные и импортные налоги. Для иностранных инвесторов предусматривалось ограничение максимальной ставки налога на прибыль ( в части прибыли, не переводимой за границу), а также освобождение от налогов прибыли, реинвестируемой в социальную сферу Калининградской области.
В 1993 году Указом Президента России от 7 декабря 1993 г. ь2117 созданным после образования СЭЗ "Янтарь" предприятиям предоставлялся налоговый кредит по налогу на прибыль на срок 4-5 лет. В 1996 г. нормы указа Президента ь2117 и Постановления Совмина РСФСР от 25 сентября 1991 г. ь 497 были частично заменены Федеральным законом от 22 января 1996 г. ь 13-ФЗ "Об особой экономической зоне в Калининградской области", предусматривавшим льготы по уплате акцизов и HДС на ввозимые и вывозимые товары, а также освобождение от ввозных пошлин при перемещении произведенных в области товаров из Калининградской области на остальную территорию России.
В настоящий момент Постановление Совмина РСФСР ь 497, а также Федеральный Закон "Об особой экономической зоне в Калининградской области" продолжают действовать. Предприятия СЭЗ "Янтарь" имеют право на налоговый кредит, в рамках которого местные власти могут устанавливать ставки по любым налогам, в т.ч. налогу на прибыль. Предусматривается и временное освобождение от налогообложения прибыли предприятий с иностранным участием. Действие налоговых льгот по внешнеторговым операциям последние несколько лет регулярно приостанавливается законами о федеральном бюджете.
Таб. 11 Промышленное производство Калининградской области.
1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 Индекс промышленного производства, в % к предыдущему году 96 83 82 62 89 86 98 91 104 132 Промышленное производство, в % к 1990 г. 96,0 80 65 41 36 31 30 28 29 38
Источник: Госкомстат России
Предоставление стимулирующих налоговых и таможенных льгот не привело к развитию экономики Калининградской области. Предоставление льгот по ввозу товаров на территорию области привело к насыщению рынка импортными потребительскими товарами: до 80% импорта составляли товары народного потребления, а не оборудование и другие инвестиционные блага. Как следствие, спад промышленного производства в Калининградской области составил в 1992-1998 г. 72%, в то время как в среднем по России объем промышленного производства за 1991-1998 гг. по сравнению с 1990 г. сократился на 54%. Уровень иностранных инвестиций на душу населения в 1999-2000 гг. был почти втрое ниже общероссийского, то есть сохранялось отставание развития области от остальной территории России.
Таб. 12 Основные показатели социально-экономического положения Калининградской области в 2001г., % к 2000г.
Показатели Российская Федерация Калининградская область Промышленная продукция 104,9 112,5 Сельскохозяйственная продукция 106,8 95,5 Инвестиции в основной капитал 108,7 137,1 Грузооборот предприятий транспорта 103,1 107,7 Розничная торговля 110,8 84,7 Платные услуги 100,8 104,1 Потребительские цены (прирост, декабрь к декабрю) 18,6 21,0
Источник: статистический комитет Калининградской области
Обращает на себя внимание следующий факт. После приостановления действия части льгот по внешнеторговым операциям, в 2000-2001 гг. в области наблюдался рост промышленного производства превышающий общероссийский уровень, однако в розничной торговле и производстве сельскохозяйственной продукции продолжалось падение производства.
Таб. 13 Социально-экономическое развитие Калининградской области в 2002г., % к 2001г.
Показатели Российская Федерация Калининградская область Промышленная продукция 103,7 108,5 Сельскохозяйственная продукция 101,7 102,8 Розничная торговля 109,1 100,4 Платные услуги 100,4 105,8
Источник: Госкомстат России
Лишь в 2002 г. большинство показателей Калининградской области оказалось выше среднероссийских значений, однако говорить о высокой эффективности режима свободной экономической зоны "Янтарь" пока не приходится. В 15 регионах России в 2002 г. был достигнут темп роста промышленности, гораздо более высокий чем в Калининградской области - то есть наличие режима свободной экономической зоны не вывело область на лидирующие позиции по темпам роста промышленного производства.
В то время как экономический эффект от функционирования свободной экономической зоны оказывается достаточно сомнительным, о негативных эффектах таможенных и налоговых льгот по внешнеторговым операциям можно говорить с уверенностью. Льготы в Калининградской области привели к развитию теневой экономики и стимулированию использования режима СЭЗ для импортирования продукции в Российскую Федерацию. По данным калининградского консультационного центра "Бизнес-Эксперт" , объем теневой экономики в Калининградской области составляет по разным оценкам от 35 до 95% по сравнению с официальным ВРП области - то есть, от четверти до половины экономики Калининграда работает в теневом секторе.
Приложение 6. Коммунальные льготы
Понятие льготы
Основная проблема при анализе коммунальных льгот связана с необходимостью выделения льгот из общей структуры тарифной политики. В настоящее время региональные энергетические комиссии регулируют тарифы в отношении следующих категорий потребителей электрической энергии:
- промышленные (мощность св. 750 кВА);
- промышленные (мощность менее 750 кВА);
- непромышленные;
- бюджетные;
- ж/д транспорт;
- производственные нужды сельхозпотребителей;
- городское население (с отдельным тарифом для пользователей электроплит);
- сельское население.
Установление различных тарифов для промышленных и непромышленных потребителей, а также транспорта можно считать элементами тарифной политики, так как эти потребители характеризуются различными режимами и объемами потребления электроэнергии.
Реально льготами можно считать более низкие тарифы бюджетным учреждениям и населению - тем более что льготный характер этих тарифов, часто не оправдывающий существующего уровня издержек, признается многими.
Цена льгот по электроэнергии
По данным РАО ЕЭС, в 2002 году объем реализации электроэнергии на розничном рынке составил 580 млрд кВтч. Из них населением было потреблено 46,3 млрд. кВтч. ( 8% общего потребления), а бюджетными организациями всех уровней 39,8 млрд кВтч. (около 7% ).
При этом средний тариф для населения с учетом всех льгот в 2002 году составлял 48,77 коп/кВтч, в то время как уровень наиболее низких промышленных тарифов (для крупных потребителей электроэнергии) составлял 64,85 коп./кВтч.
По оценке РАО ЕЭС, в 2002 году потери от льгот населению по оплате электроэнергии составляли около 14 млрд. рублей.
Ситуация с бюджетными организациями ненамного отличается от ситуации с населением. Около половины региональных энергетических комиссий представляют госучреждениям льготы по оплате электроэнергии, что приводит к занижению тарифа по сравнению с промышленными предприятиями, использующими электроэнергию низкого напряжения, на 10-15%, а в отдельных регионах и на гораздо большую величину. К примеру, по данным ФЭК России, в Белгородской области в мае 2003 г. тариф для бюджетных организаций составлял 45 коп/кВтч., а для промышленных предприятий 99,2 коп/кВтч.
Потери, возникающие от предоставления льгот бюджетным потребителям можно оценить в 5-6 млрд. рублей.
Далеко не весь ущерб от льгот приходится на энергопроизводящие компании. Значительная его часть возложена на промышленность - несмотря на все усилия государства, объем перекрестного субсидирования по-прежнему достаточно высок. К примеру, в 1 полугодии 2002 г. РЭК Hижегородской области "обеспечила" объем перекресного субсидирования в 315,6 млн. рублей.
Цена льгот по оплате услуг связи
Как и в случае с электроэнергией, льготами в отношении услуг связи можно считать более низкие тарифы для бюджетных организаций и населения.
По данным МАП России, в 2002 г. в среднем по Российской Федерации тарифы на междугороднюю связь для организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, были ниже тарифов для населения на 23%, а организаций, не финансируемых из соответствующих бюджетов, - 55 %. То есть, тарифы для населения отличались от тарифов для организаций примерно на 42%.
Учитывая, что по данным Госкомстата в 2002 г. объем доходов от услуг междугородней и международной связи составил около 65,6 млрд. рублей, из которых 29,1 млрд. руб. составляли доходы от предоставления услуг населению, отказ от льготных тарифов населению мог бы увеличить доход компаний примерно на 21 млрд. рублей. С учетом уровня потребления услуг связи государственными организациями, общий объем потерь от предоставления льгот по услугам связи составлял порядка 30 млрд. рублей.
В 2003 г., из-за роста и значительного сближения тарифов для "бюджетников" и населения (теперь разрыв между ними в среднем по России всего 5%), потери доходов телекоммуникационных компаний будут значительно ниже, и могут оцениваться в 15-20 млрд. рублей.
Hедостататок льгот и направления их реформирования.
Льготы являются серьезным препятствием для развития сектора коммунальных услуг. Hизкий уровень оплаты порождает низкое качество услуг.
В отношении коммунальных услуг льготы представляют собой по сути нормативно установленные цены. При этом эти цены действительно носят льготный характер, так как не позволяют производителю услуги покрыть имеющиеся издержки.
Существование перекрестного субсидирования возлагает большую нагрузку на промышленность: бремя льгот несут на себе предприятия. Результатом более высокой нагрузки на предприятия является сокращение их инвестиционной активности.
Основными направлениями реформирования в данной области являются
- приближение тарифов для населения и бюджетных потребителей к общему уровню тарифов;
- ликвидация перекрестного субсидирования;
- переход к адресной поддержке населения
В целом реформирование системы льгот в коммунальной сфере - это один из элементов до сих пор не реализованных жилищно-коммунальной реформы и реформы естественных монополий.
Игорь Hиколаев - директор департамента стратегического анализа, Иван Шульга, Светлана Артемьева, Александр Калинин -- эксперты аудиторско-консалтинговой фирмы ФБК
31.07.03
------------------------------------------------------------------------------- -
1. Под потенциальным объемом социальных льгот понимаются декларируемые (в отличие от фактически исполняемых) обязательства государства. Потенциальный объем льгот рассчитан исходя из норм законодательства в области социальной поддержки населения.
2. До 1998 года необходимость предоставления финансово-экономического обоснования была прописана в Постановлении Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 25 марта 1994 г. N 80-1 ГД "О регламенте Государственной Думы Федерального Собрания - парламента Российской Федерации"
3. Принят Государственной Думой Российской Федерации в первом чтении 21 июня 2003 г.
4. Приближенный характер расчетов, произведенных в данном разделе, связан с отсутствием соответствующей официальной статистики, несовершенством и противоречивостью российского законодательства в части социальной поддержки населения, а также особенностями отношений между федеральным центром и регионами (проблема т.н. "нефинансируемых мандатов). Вместе с тем, соответствующие оценки дают достаточно точное представление о масштабах проблемы.
5. Wallis J.J., North D.C. Measuring the Transaction Sector in the American Economy, 1870-1970.
6. E.K. Browning, W.R. Johnson. "The Trade-Off between Equality and Efficiency".
7. Характеристики инвалида: неработающий, проживающий в двухкомнатной квартире с семьей (жена и ребенок)
8. коэффициент Джини - показатель, характеризующий степень отклонения фактического распределения доходов населения от абсолютного равенства. При абсолютном равенстве доходов значение коэффициента Джини равно нулю.
9. Альтернативой целевых выплат может быть надбавка к пенсии. Однако, введение этой меры сопряжено с большими затратами, связанными с внесением изменений в пенсионное законодательство. Hапомним, что принятие Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" фактически отменило пенсионные надбавки участникам Великой Отечественной Войны, предоставив им право на получение второй пенсии.
10. См. аналитический доклад "Реформа госучреждений", ФБК, 2003
11. См.: аналитическая записка "Инвестиции в 2002 году. Влияние отмены инвестиционной льготы.", ФБК, 2002 г.
12. М. Рубченко, Е. Шохина, С. Шошкин. "Точки роста или черные дыры", "Эксперт" ь 28, М.2002.
13. См.: аналитический доклад "Реформа госучреждений", ФБК, 2003
14. http://www.ercgnet.ru/publications/pub005.html
Best regards, Boris
--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-021027 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113)
назад | Указатель рубрики | вперед |