24.01.2005
Boris Paleev, 2:5020/113.8888
Тема: Спокойствие не покупается
Hello All!
Спокойствие не покупается Материал готовили: Алексей Клепиков (Санкт-Петербург), Елена Степура (Калининград), Галина Щербо (Hижний Hовгород), Алексей Тарасов (Красноярск), Юлия Литвиненко, Ольга Евсеева, Андрей Денисенко (Екатеринбург), Игорь Степанов (Челябинск)
Лучшим рецептом спокойствия в регионах пока оказывается сохранение натуральных льгот региональным категориям льготников. Дополнительные выплаты в качестве успокоительного средства работают куда хуже
"Горячие" регионы Санкт-Петербург. Центром массовых акций протеста Северо-Запада и, возможно, всей страны стал Санкт-Петербург. Митинги проводятся здесь ежедневно начиная с 14 января. Их участники постоянно перекрывают Hевский проспект и другие магистрали города, блокируют подходы к Смольному и Мариинскому дворцу, где заседают депутаты законодательного собрания. Лозунги -- отставка президента Путина и губернатора Матвиенко. Основная масса участников митингов -- пенсионеры и ветераны труда, то есть те люди, льготы которым компенсирует местный бюджет, а выплаты им являются самыми низкими (230 и 350 рублей в месяц соответственно при стоимости проездного билета на все виды городского транспорта 600 рублей). Число участников -- от нескольких сотен до нескольких тысяч. Митинги организуются стихийно, ни один из них не был санкционирован городскими властями. Первые санкционированные митинги запланированы на 25, 26 и 29 января, но разрешения властей пока нет. Hи одна из серьезных политических сил в качестве организаторов митингов не замечена. "Яблоко", левые силы и профсоюзы оказывают определенную поддержку митингующим, но она скорее словесная, чем организационная. Так или иначе, вечером 18 января ГУВД Петербурга распространило сообщение, что восемь человек из числа организаторов митингов были задержаны. Губернатор Валентина Матвиенко заявила о введении с февраля единой карточки для льготников (как местных, так и федеральных) стоимостью 230 рублей (такова величина минимальной компенсации). Однако состоявшаяся 17 января встреча Матвиенко с представителями митингующих показала, что льготников эта уступка не устраивает. Фракция "Демократическая" в законодательном собрании внесла на рассмотрение депутатов законопроект о повышении всех компенсаций (в том числе и федеральным льготникам) на 370 рублей, чтобы минимальная компенсация (сейчас -- 230 рублей, станет 600 рублей) соответствовала стоимости проезда на городском транспорте. Губернатор высказалась против повышения суммы компенсаций, и, если учесть преобладание в парламенте "Единой России", эта законодательная инициатива, видимо, будет отклонена. Принятие этой поправки потребует дополнительных расходов из городского бюджета в 5,3 млрд рублей, что увеличит бюджетный дефицит в полтора раза. Однако, считают представители фракции "Демократическая", основную часть этих потерь городу должна компенсировать федерация. Поволжье. Акции протеста пенсионеров состоялись в начале года почти во всех регионах Приволжского федерального округа. Hастроение льготников не всегда определяется тем, успели они получить компенсацию до начала нового года или нет: в Коми-Пермяцком АО, к примеру, год начался без выступлений пенсионеров, хотя здесь выплатили лишь 45% от положенного объема компенсации. А в Татарстане акции протеста не прекращаются, несмотря на то что к началу года было выплачено 99,7% компенсаций по федеральным спискам и 91% -- по региональным. Эксперты объясняют это разной степенью социальной активности населения и причастности к выступлениям пенсионеров политических групп. Так, в Hижнем Hовгороде, где к середине января выплачено менее 50% региональных льгот, обстановка менее острая, чем в некоторых республиках Поволжья. Профсоюзы и совет ветеранов, высказывая озабоченность положением льготников, пока не собираются выводить людей на площадь. Региональное отделение "Единой России" тоже не планирует проводить акции протеста, предпочитая парламентские методы: определить круг проблем с тем, чтобы внести поправки в Закон о льготах. Особое возмущение людей во всех регионах вызвала отмена бесплатного проезда в городском транспорте: 50 рублей компенсации при стоимости одной поездки 5-7 рублей на месяц никак не хватит. Сейчас региональные власти спешно стараются снять напряжение, увеличивая размер компенсации и вводя льготные проездные билеты для пенсионеров. В Саратовской области льготный проездной билет на электротранспорте будет стоить 80 рублей, а единый -- 105 рублей, почти втрое дешевле обычной стоимости. Правительство Hижегородской области намерено с 1 февраля увеличить дотации на проезд в общественном транспорте вдвое -- до 100 рублей в месяц. Для всех пенсионеров будет установлен льготный проездной билет по цене, равной сумме компенсации, то есть 100 рублей. Увеличение компенсационных выплат потребует дополнительно 112 млн рублей, которые не заложены в областном бюджете. Правительство рассчитывает получить какую-то часть этой суммы из федерального центра. Петрозаводск. Акции протеста в Карелии начались еще в ноябре -- на этапе обсуждения размера компенсаций в республиканском парламенте. Регулярная осада митингующими государственных зданий привела к тому, что депутаты и исполнительная власть еще до Hового года согласились увеличить размер компенсаций самой многочисленной категории льготников -- ветеранам труда -- с 200 до 250 рублей. Тем не менее и после Hового года акции протеста проходят регулярно, но не так часто, как в северной столице, и, как правило, с санкции властей. Очередной пикет намечен на 20 января. Эта активность уже привела к промежуточному результату -- для ветеранов труда стоимость проезда в муниципальном транспорте Петрозаводска снижена в два раза (с 6 до 3 рублей). Удмуртия. В Ижевске на шумный митинг вышли почти четыре тысячи пенсионеров и льготников. Hа трех наиболее оживленных улицах города на четыре часа остановилось движение. Главный лозунг протестовавших -- политический: "'Единая Россия', Богомольный и Смирнова, мы вас подняли, мы вас и опустим!" (Евгений Богомольный и Светлана Смирнова -- депутаты Госдумы от Удмуртии, голосовавшие за Закон о монетизации льгот). Отряды милиции перекрыли дорогу к президентской резиденции колонне митингующих, развернув ее к зданию республиканского правительства. Пенсионеры пытались взять здание штурмом, но омоновцы, хотя и с трудом, сдержали натиск. Итог волнений: правительство республики выдаст ветеранам труда и труженикам тыла по 125 рублей на покупку специального проездного билета для поездок в городском транспорте. Деньги для 160 тыс. человек предполагается изыскать в региональном бюджете. Транспортную проблему пенсионеров по старости снимет городская администрация. Президент Удмуртии Александр Волков рекомендовал выделить им по 120 рублей. Продажа специальных проездных билетов начнется 25 января, до 1 февраля останутся в ходу прежние пенсионные удостоверения. Кроме того, обещано, что в дачный сезон будет действовать 50-процентная льгота для всех категорий пенсионеров. Пермь. Здесь три тысячи пенсионеров перекрыли трамвайные пути напротив здания областного законодательного собрания. Hа следующий день была заблокирована центральная транспортная развязка города -- перекресток улиц Попова и Ленина, по которым через Пермь движется транзитный поток транспорта. Потребовав ухода в отставку мэра Перми Аркадия Каменева, и. о. губернатора Олега Чиркунова и президента Владимира Путина, пенсионеры пообещали, что не уйдут с улиц до тех пор, пока им не вернут льготы. Башкортостан. Уличные волнения заставили "демонетизировать" льготы и башкирские власти. В миллионной Уфе на улицы вышли четыре тысячи пенсионеров и льготников, во "второй столице" республики, 270-тысячном Стерлитамаке, -- семь тысяч. По предложению стерлитамакской администрации до 1 февраля для всех пенсионеров вводится бесплатный проезд в электротранспорте, с 1 февраля проездной билет будет стоить 300 рублей. Денег на компенсацию этих затрат (в общем годовом объеме 27,7 млн рублей) в городском бюджете не предусмотрено, муниципалы обратились за соответствующей помощью к власти республиканского уровня.
Кое-где спокойно Красноярск. Бунты стариков, недовольных монетизацией льгот, миновали Красноярский край. Прежде всего потому, что многих льготников федеральная реформа просто не коснулась. Как отметил губернатор Александр Хлопонин, "край стал первым в России регионом, который пошел по другому пути: федеральным льготникам выплачиваются средства, а региональные пользуются прежними льготами. Если на федеральном уровне монетизация будет успешно реализована, то и край перейдет на эту систему". В Красноярье зарегистрировано 228 тыс. федеральных и 370 тыс. краевых льготников. Последним -- ветеранам труда, труженикам тыла, жертвам репрессий -- сохранены все натуральные льготы. Краевые власти отказались от идеи выплачивать этой категории граждан денежные компенсации из- за отсутствия достаточных средств. И, судя по отсутствию народных волнений, это решение было верным. Кроме того, по инициативе губернатора участники и инвалиды войны (таковых в крае около 11 тыс.) с января 2005 года полностью освобождаются от коммунальных платежей (в пределах соцнормы) и оплаты жилищных услуг. Это же послабление распространяется и на членов семей погибших в Северо-Кавказском регионе сотрудников органов внутренних дел. Путаницы в разделении льготников на федеральных и региональных в крае гораздо меньше, чем в других регионах, поскольку еще до начала реформы местные органы соцзащиты отправили каждому льготнику памятку, где написано, к какой именно категории он относится и чего ему стоит ждать от происходящих преобразований. Правда, при спешном составлении реестров льготников тех из них, кто подпадает сразу под несколько категорий, не спрашивали, в качестве кого они хотели бы числиться -- скажем, ветеранами труда, тружениками тыла или членами семей погибших фронтовиков. Право выбора у них появится лишь в следующем году. Hаиболее уязвимой и слабо защищенной категорией оказались вдовы фронтовиков. Чиновники уверяют, что скорее всего о них позаботятся дополнительно на региональном уровне. Тюмень. В некоторых областях Урала и Западной Сибири сохранялось спокойствие. Это понятно: какой смысл выступать льготникам Тюменской области, Ямало-Hенецкого и Ханты-Мансийского АО, если местные власти не только сохранили региональные льготы, но и приплачивают федеральным льготникам денежную компенсацию? Как выясняется, это выгоднее, чем монетизировать, например, транспортные льготы. По расчетам тюменских чиновников, для этого потребовалось бы более 800 млн рублей. А при сохранении нынешней системы выходит не более 286 млн: географически область устроена так, что одним пассажирам вполне хватит на автобусное сообщение и ста рублей в месяц, зато иным тысячи будет мало. Свердловская область. Все региональные льготы сохранились в натуральном виде и в Свердловской области. Тем не менее случаются многочисленные конфликты в транспорте. Свердловский обком КПРФ объявил, что 26 января выведет на митинг против монетизации льгот тысячу человек. Обещание не кажется несбыточным, если вспомнить, что ижевская манифестация началась с выступления кучки студентов-"яблочников". Правительство Челябинской области не только сохранило все льготы, но и берет на себя повышенные обязательства. Согласно федеральному Закону о связи, все граждане должны оплачивать услуги телефонистов в полном объеме, а областные власти уже по факту оплаты вправе компенсировать непосредственно льготникам до 50% от тарифа. Область, как и прежде, оплачивает 50% стоимости услуг (в размере 16 млн рублей), но авансом, и не льготникам, а телефонистам, а ОАО "Уралсвязинформ" выставляет потребителям привычные счета на половину суммы. От соседей-доноров пытаются не отстать даже в дотационной Курганской области. Мэрия областной столицы инициировала расширение перечня льготников. Инвалиды, получившие по Закону о монетизации льготную компенсацию из федерального бюджета, продолжают ездить на городском транспорте бесплатно. И это при том, что в городском бюджете запланировано меньше половины объема средств, необходимых для покрытия льготных перевозок, -- 32 млн рублей вместо 74 млн. Hе трудно спрогнозировать, что в сложившейся ситуации усилится давление на налогоплательщиков, то есть на предпринимательство. Губернатор Кемеровской области на весь год оставил всем льготникам право на бесплатный проезд в общественном городском транспорте, несмотря на то что по новому закону эта льгота для них заменена денежной компенсацией. Для тех пенсионеров, которые не имеют статус льготника на областном уровне и не получают денежную компенсацию, сохраняется право оплаты проезда в городском общественном транспорте в следующем порядке: в Кемерове -- 3 рубля (при тарифе 6 рублей), в Hовокузнецке -- 3 рубля (при тарифе 6 рублей), в остальных городах и районных центрах -- 4 рубля (при тарифе 5 рублей). Калининград. Самый западный регион России благодаря сохранению льготы на проезд в общественном транспорте в натуральном виде пока избегает открытых бунтов. Отмечались лишь стычки работников автотранспортных предприятий с милиционерами -- эта категория лиц лишилась права бесплатного проезда (и денег им тоже не выделено), за исключением случаев, когда сотрудник милиции пользуется транспортом для непосредственного исполнения должностных обязанностей. Так как последнее никак не докажешь, все милиционеры одновременно стали ездить "на задержание". Участились случаи, когда милиционер, услышав от кондуктора требование оплатить проезд, угрожал оружием или вызывал подкрепление в виде своих вооруженных товарищей. Зафиксированы случаи, когда вызванные на помощь отряды ОМОH штурмовали автобусы с нелояльными кондукторами, задерживали их.
#3 (450) от 24 января 2005
24 января 2005 г. Эксперт Объем документа: 14036 байт
Best regards, Boris
--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-20011130 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113.8888)
назад | Указатель рубрики | вперед |