История людских страданий



14.02.2005
Boris Paleev, 2:5020/113
Тема: История людских страданий

Hello All!

"Эксперт" от 14.02.2005

История людских страданий

Максим Соколов По мере приближения к 60-летию окончания Второй мировой войны, то есть к памятной дате, располагающей скорее к примирению, народы -- и уж точно отдельные их представители -- желательную солидарность быстро утрачивают. У ряда бывших советских сателлитов, а ныне свежепроизведенных евросоюзников счет историческими обидами составляет важнейшую часть внешней политики. Если не единственную. Не столь институциализированного желания считаться обидами тоже хватает. Вероятно, предчувствие того, сколь заразительной может стать такая практика, побудило еэсовского почетного старца, б. президента Франции В. Жискар д`Эстэна предложить средство от распрей в виде унифицированного общеевропейского учебника истории XX века. Вряд ли средство окажется столь целебным, да и вряд ли его вообще удастся составить. Школьные учебники истории в очень большой степени ориентированы на преподавание национального мифа, у разных наций мифы разные, и совокупить их вряд ли удастся. Тут же возникнет масса вопросов. Применительно к той же Франции трудно представить, чтобы дальновидная политика Клемансо в Версале -- "Боши заплатят за все" -- получила должную оценку, да и роль Франции во Второй мировой войне вряд ли удастся описать объективным образом. То же относится и к прочим нациям, ибо у всех свои мифы, а равно и свои скелеты в шкафу. Можно, конечно, представить себе общеевропейский свод истории, составленный по принципу "или хорошо, или ничего", но спасительное действие такого идеально отцензурированного общеевропейского мифа будет сомнительно. Скорее, повысится спрос на запретный плод и расчесывание язв будет еще больше привлекать на фоне идеально-бессодержательного свода. Свести воедино не то что нациеобразующие мифы, но даже всего лишь оценки, обязанные присутствовать в любом школьном учебнике, нереально, но из того отнюдь не следует, что идея международного исторического свода вообще не имеет смысла. Имеет, а в контексте расчесываемых распрей даже весьма имеет, но сводить надо не мифы, не идеологического характера оценки, неизбежные в учебнике, а то, на чем основаны все распри. Историю людских страданий. И тех, что каждый из народов Европы сам претерпел в XX веке, и тех, что он причинил другим, -- безгрешных нет или почти нет. Конечно, уже есть такой жанр, как "черная книга", суммирующий страдания какого-нибудь народа или государства, но его изъян в однобокости. "Черная книга" описывает лишь перенесенные страдания, лишь собственные потери, что же до страданий и потерь, причиненных другим, -- пусть другие и пишут. Чем в итоге лишь провоцируется состязание однобокостей. Одни участники распри цитируют свою "черную книгу", другие -- свою, чем распря и питается. Абсолютизация своих страданий, рассматриваемых к тому же как бессрочная политическая индульгенция, обычно идет рука об руку с полным замалчиванием (если не вовсе отрицанием) страданий, причиненных другим. Иначе не выходит создать образ своей страны -- вечной страдалицы. Когда же другие, возмущенные этим, приводят случаи иного рода, представители страдальческой страны возмущаются еще более, следует обмен откровенными оскорблениями, и народы, распри не позабыв, в великую семью не объединяются. Между тем то простое соображение, что страдания мирного обывателя -- это всегда страдания, к какому бы народу и государству он ни принадлежал, очень сильно склоняет к составлению такого компендиума, где наряду со злодеяниями, что причинили полякам Третий рейх и СССР, числились бы и лагеря смерти для пленных красноармейцев начала 20-х годов, и уничтожение евреев самим поляками как в ходе Второй мировой войны, так и после ее окончания, и жестокие насилия над немецкими женщинами, детьми и стариками, депортируемыми из Силезии, Померании и Восточной Пруссии. Перо хрониста наряду с описанием массовых депортаций в Сибирь из подвергшихся инкорпорации прибалтийских стран должно запечатлеть и то, как обширные районы этих стран и даже целые страны оказывались judenfrei еще до того, как немцы приступили к окончательному решению еврейского вопроса, -- да им, собственно, уже и решать было нечего. Советская бомбардировка Таллина в 1944 году не может быть упомянута без столь же подробного рассказа как о Лондоне и Ковентри 1940 года, так и тотальных бомбардировках немецких городов зимой-весной 1945-го, которые уже не могли иметь военного значения и были откровенно направлены на уничтожение мирного населения и культурного наследия. См. прицельное уничтожение музейного квартала в Мюнхене, где в радиусе двух километров от пинакотеки не имелось ни транспортных узлов, ни промышленных предприятий, ни госучреждений. Топография разрушений в других немецких городах впечатляет не менее. Такой сводный мартиролог Европы XX века, созданный под высокой эгидой, -- что обеспечивало бы приведенным в нем цифрам и спискам убедительность, достаточную для не вовсе зашоренного человека, -- конечно же, не являлся бы универсальным гасителем распрей. Желающие вопреки каким бы то ни было фактам и свидетельствам и далее упиваться своей ролью безвинных страдальцев и самоутверждаться в обличении других народов скорее всего укажут, что мартиролог, положим, правдив, в части, повествующей об их страданиях, но полностью фальсифицирован в другой части, говорящей о том, что и им особенно нечем гордиться. Наконец, всегда можно сказать, что преступления, совершенные над нами, будут зияющей раной до скончания веков, а преступления, совершенные нами, -- ну, время тогда было такое сложное. Как давно замечено, если бы геометрические аксиомы были связаны с частными интересами, из-за них бы велись войны. Но кроме соблазнителей, которым никакой исторический свод не указ, есть -- и в куда большем количестве -- соблазняемые, удержанию которых в состоянии трезвомыслия высочайше апробированный общий мартиролог мог бы очень способствовать. Хотя бы путем напоминания той истины, что XX век был веком общего озверения, по большому счету, все были хороши, и покоящееся на лжи и умолчаниях ретроспективное самовозвеличивание -- верная дорога к новому озверению. Опять же: хочешь быть общечеловеком -- будь им. Бесстрастное напоминание о всех людских мучениях XX века, кто бы ни мучился, -- дело вполне общечеловеческое. Hic Rhodus, hic salta.

#6 (453) от 14 февраля 2005

Best regards, Boris

--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-021027 * Origin: из-под древней стены ослепительный чиж (2:5020/113)

назадУказатель рубрикивперед