Саммит Буш-Путин: эти глаза напротив...



23.02.2005
Oleg Sheremetinsky, 2:5023/11.161
Тема: Саммит Буш-Путин: эти глаза напротив...

Россия, Санкт-Петербург Документ: http://www.rosbalt.ru/2005/02/22/197453.html Дата: 22/02/2005 10:42:00 MSK

Саммит Буш-Путин: эти глаза напротив...

Российско-американские отношения сегодня напоминают пирамиду, у которой есть внушительная верхушка, но отсутствует основание. Верхушка же, вместо того, чтобы покоиться на "теле" пирамиды, с трудом удерживается на хилых подпорках разной толщины и высоты.

Отношения Москвы и Вашингтона переживали за последние десятилетия различные периоды - от жесткой и откровенной конфронтации до лучезарных объятий и заверений в стратегическом партнерстве. Однако во все времена встречи лидеров были событиями, во-первых, особенными, во-вторых, венчавшими собой интенсивную и многообразную работу государственных и окологосударственных аппаратов обоих стран. Сегодня же саммиты Россия-США из апофеоза отношений превратились, по существу, в их эрзац, регулярные протокольные мероприятия, призванные обозначить продолжение взаимодействия и формально подчеркнуть его важность.

Подобное "выхолащивание" саммитов случилось по ряду причин. С точки зрения Вашингтона, значимость Москвы существенно снизилась. С того момента, как стало понятно, что сближения на уровне идеологий и ценностей (иными словами - приближения России к западным стандартам демократии) не случилось, реальная повестка дня сводится к двум (хотя и очень важным для американцев) пунктам - противодействие распространению оружия массового уничтожения и сотрудничество в борьбе с терроризмом. И если по первому пункту ведется активная работа, то во втором, казалось бы, весьма перспективном, особых успехов не заметно - слишком политизированная тема.

В решении тех глобальных задач, которые ставит перед собой американское руководство, Россия способна играть скромную роль. Есть, впрочем, одно существенное исключение - иранская проблема. Пожалуй, последний из международных конфликтов, в которых Москва располагает реальными возможностями для воздействия на ситуацию. В остальных сюжетах, имеющих ключевое значение для американской дипломатии, - межкорейское, иракское, палестино-израильское урегулирование - функция России скорее ритуальная.

В сфере, например, энергетического сотрудничества России и США, обсуждавшегося в последние годы, продвижения нет и не предвидится. Новый курс Кремля на резкое ужесточение госконтроля над сырьевыми ресурсами фактически похоронил намечавшийся энергодиалог, поскольку американцы ориентировались на взаимодействие с частными добывающими компаниями.

Содержательные проблемы усугубляются особенностями современной российской системы управления: иностранные партнеры просто не понимают, как с ней иметь дело. Во все времена, в том числе и в советские, двусторонний диалог велся на различных уровнях и по разным каналам - официальным, неформальным, экспертным... Формировалась двусторонняя среда, в которой вызревали серьезные политические решения, выносившиеся затем на саммиты. Общение могло быть сколь угодно трудным, но американские партнеры представляли себе, как в России функционирует механизм принятия решений, что нужно Москве, и, исходя из этого, они строили свою политику.

Нынешняя российская вертикаль удивительна по ряду противоречащих друг другу причин. С одной стороны, в результате зачистки политико-административного поля в России ликвидированы все сколько-нибудь весомые игроки. Рядом с главой государства нет никого калибра экс-премьера Черномырдина, бывшего главного реформатора Чубайса или отставного руководителя администрации Волошина, которые имели собственные прочные контакты в Вашингтоне. Получается, что по всем существенным вопросам надо обращаться лично к президенту Путину, либо к кому-то, кто пользуется его полным доверием и облечен полномочиями - не формальными, а настоящими. Но что это за везучие люди - мало кто знает, и не случайно иностранные дипломаты и журналисты всегда задают российским экспертам один и тот же вопрос: кто в России действительно влияет на принятие решений?

С другой стороны, выстраивание чиновников по вертикали, которое вроде бы должно цементировать бюрократический аппарат, парадоксальным образом наоборот приводит к беспрецедентному хаотическому многоголосью. Иностранные аналитики в отчаянии пытаются понять, что стоит за бесконечными взаимоисключающими заявлениями и действиями высокопоставленных российских функционеров - хитрая игра или обычный бардак?

В Братиславе Джордж Буш и Владимир Путин будут вновь, как и четыре года назад в столице другого маленького славянского государства, Любляне, смотреть друг другу в глаза и пытаться угадать мысли. Но даже самыми доверительными личными контактами двух лидеров не компенсируешь отсутствие общей идейной платформы и эффективной инфраструктуры отношений.

Когда в Америке Владимира Путина величают то "новым Муссолини", то "новым Сталиным", а в России пышным цветом расцветают теории о том, что Соединенные Штаты плетут заговоры для окружения и последующего расчленения нашей страны, "глаза напротив" могут оказаться бессильны.

Федор Лукьянов, главный редактор журнала "Россия в глобальной политике". Специально для ИА "Росбалт" -- С уважением, Шереметинский Олег (bulldog«at»kaluga.net) г. Калуга, (Срд Фев 23 21:03:32 MSK 2005) --- KNode/0.7.7 * Origin: Гусара триппером не запугаешь... (2:5023/11.161)

назадУказатель рубрикивперед