Реклама

СЦ2 глава 2 1/16



20.05.2002
Alexander Grafsky, 2:5020/794.882
Тема: СЦ2 глава 2 1/16

щ

===== Cut =====

Глава 2. Реформы H.С.Хрущева

После смерти Сталина партийное руководство перешло к выходу из "мобилизационного социализма" с помощью слома сначала его идеологической базы, а затем и организационной. Первым шагом, ук- репившим позиции нового руководства, была очень популярная акция: были арестованы, осуждены и расстреляны министр внутренних дел Л.П.Берия и его подручные, творившие произвол и проводившие мас- совые репрессии. Раздельные МВД и МГБ (Министерство госбезопас- ности) были слиты в марте 1953 г. Затем были сокращены на 12% штаты и проведена большая чистка МВД. 1342 бывших сотрудника бы- ли преданы суду и приговорены к разным мерам наказания. 2370 бы- ли наказаны в административном порядке. В 1954 г. из МВД был вы- делен Комитет госбезопасности при СМ СССР (КГБ). Было упразднено Особое совещание при министре внутренних дел СССР, которое ис- пользовалось для незаконных репрессий. За время существования ОСО с 1934 по 1953 г. им были приговорены к смертной казны 10 101 че- ловек. Мемуарная литература о репрессиях представляет ОСО как ор- ган, который вынес чуть ли не основную массу приговоров. Такое впечатление возникает потому, что мемуары отражают судьбу узкого круга элитарной номенклатуры, которой и занималось ОСО.

В свете особого внимания к проблеме репрессий были внесены изменения в уголовное право. В 1958 г. ВС СССР принял "Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик". В 1960 г. был принят разработанный на базе "Основ" новый Уголовный кодекс РСФСР, заменивший кодекс 1926 г. Велась большая и кропот- ливая работа по пересмотру дел жертв сталинских репрессий и реа- билитации невиновных. Hачалось восстановление прав и государ- ственных образований депортированных народов. В 1957 г. была вос- становлена Чечено-Ингушская АССР, Черкесская АО преобразована в Карачаево-Черкесскую, Кабардинская АССР в Кабардино-Балкарскую АССР. В 1958 г. Калмыцкая АО преобразуется в Калмыцкую АССР. В 1956 г., после укрепления дружественных отношений с Финляндией, Карело-Финская ССР была преобразована в Карельскую АССР в соста- ве РСФСР. Таким образом, в СССР с этого момента входило 15 союз- ных республик. Их права были существенно расширены. В 1965 г. Совминам союзных республик были переданы вопросы хозяйственного и культурного строительства.

В сентябре 1953 г. было резко сокращено изъятие средств из села: вдвое повышены закупочные цены на молоко, в 5 раз на скот и птицу. Это был шаг к выходу из хозяйства мобилизационного типа. В 1954 г. началась ударная программа по освоению целины. Она многи- ми критиковалась, но на деле позволила быстро увеличить производ- ство зерна и гарантировать продовольственную безопасность СССР. С 1947 по 1955 г. было произведено 727 млн. т. зерновых. За такой же девятилетний период с 1956 (первый урожай целины) по 1964 г. произведено 1138 млн. т.

Укрепилась и социальная база села: в 1964 г. был принят За- кон СССР о пенсиях и пособиях членам колхозов, который завершил создание общей, единой системы государственного пенсионного обес- печения (в 30-50-е годы сами колхозы были обязаны создавать фон- ды помощи старикам, больным и инвалидам). В 1969 г. был принят новый Примерный устав колхозов, обобщивший опыт развития колхо- зов с 1935 г.

Сразу после войны были ликвидированы чрезвычайные нормы тру- дового права военного времени. Уже с 1 июля 1945 г. были восста- новлены очередные и дополнительные отпуска рабочим и служащим, отмененные на период военного времени. Вновь установлен 8-часо- вой рабочий день, прекращены трудовые мобилизации граждан. С фев- раля 1947 г. восстановлена система коллективных договоров на предприятиях между администрацией предприятия и профсоюзами. С 1 июня 1956 г. для рабочих и служащих в возрасте от 16 до 18 лет был установлен 6-часовой рабочий день и отпуск в один календар- ный месяц. В декабре 1956 г. был запрещен прием на работу лиц мо- ложе 16 лет.

В 1956 г. был принят закон "О государственных пенсиях", ко- торый значительно улучшал пенсионное обеспечение трудящихся. В 1960 г. был завершен перевод всех рабочих и служащих на 7- и 6-часовой рабочий день. В 1966-1967 гг. была введена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными. В 1970 г. были приняты "Основы законодательства о труде".

"Десталинизация". В 1956 г. эволюционная "десталинизация" сменилась радикальным разрывом с прошлым: на закрытом заседании XX съезда КПСС H.С.Хрущев сделал доклад с разоблачением культа личности Сталина. Так, как это было сделано, нанесло мощный удар по фундаменту советского государства. Это был первый принци- пиальный шаг к разрушению его легитимности. Был начат тот же про- цесс, что привел к краху Российской империи в феврале 1917 г. В результате ХХ съезда возник кризис, который положил начало ликви- дации коммунистического движения в европейских странах Запада.

Есть разные версии объяснения причин, по которым верхушка партийного аппарата решила нанести такой удар по основам государ- ственности. Иногда говорят о якобы российской традиции укреплять новую власть, очерняя умерших, но это мелочь. Hекоторые историки, исходя из перечня лиц, которые были погублены при Сталине и под- няты на пьедестал Хрущевым, делают вывод, что речь шла о реванше номенклатуры и мести за репрессии против нее в 1937-38 гг. Поло- жение самого Хрущева в кампании разоблачения было двусмысленным, т.к. в годы репрессий он, как секретарь Московского горкома ВКП(б), был председателем "тройки", выносившей внесудебные приго- воры московским кадрам. Он был также и членом комиссии ЦК ВКП(б), которая рассматривала дело Бухарина и Рыкова. Возможно, поэтому разоблачения велись с излишней страстью и напором - и в то же время уничтожались многие архивные материалы.

Мотивация политиков - предмет социального психоанализа. Важ- нее тот факт, что речь шла не об "исправлении ошибок и восстанов- лении истины", а о крупной акции политической борьбы. Так, напри- мер, H.С.Хрущев заявил в докладе: "Когда Сталин умер, в лагерях находилось до 10 млн. человек". В действительности на 1 января 1953 г. в лагерях содержалось 1 727 970 заключенных, о чем Хруще- ву было сообщено докладной запиской. В феврале 1954 г. ему была представлена справка, подписанная Генеральным прокурором СССР, министром внутренних дел СССР и министром юстиции СССР, содержа- щая точные данные о числе осужденных всеми видами судебных орга- нов за период с 1921 г. по 1 февраля 1954 г. Таким образом, и в докладе ХХ съезду КПСС, и в множестве выступлений H.С.Хрущев ис- казил истину сознательно.

С того времени тема репрессий стала главной в психологичес- кой войне (концепция которой была развита как часть холодной вой- ны). СССР лишился важной поддержки либеральной и левой интелли- генции Запада - начался ее поворот к переходу на сторону против- ника СССР в холодной войне. Этот процесс "импортировался" в сре- ду отечественной интеллигенции.

Hо главное, что было достигнуто действиями Хрущева, - профа- нация (лишение святости) советского государства, разрушение его духовной связи с народом и одновременно создание комплекса вины в тех, кто это государство строил и защищал. В механистических воз- зрениях H.С.Хрущева на государство отразился особый тип "мышле- ния аппаратчика". Можно сказать, что он был лишен чувства России. При нем за несколько лет было разрушено больше храмов, чем за все предыдущие сорок лет советской власти, и после состоявшегося во время войны окончательного примирения государства с церковью это было совершенно лишено оснований.

Разрушение идеократической основы государства велось и че- рез "приземление идеалов" - замену далекого образа справедливой и братской жизни в изобильной общине прагматическими критериями потребления, к тому же необоснованными ("Догнать Америку по мясу и молоку"). Всякое идеократическое обоснование государства вклю- чает две связанных вещи - утопию (идеал) и теорию (рациональное объяснение жизни и проекта будущего). Государственная идеология периода "оттепели" испортила оба эти компонента и разъединила их. Утопия была уничтожена ее недопустимым приближением ("нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме") и опошле- нием (коммунизм означает "бесплатный проезд в городском транспор- те"). Теория была испорчена непредсказуемостью проекта и отходом от здравого смысла при выполнении даже разумных программ (кампа- ния по "внедрению кукурузы", "химизация народного хозяйства" и др.).

В области государственного устройства попытка радикальной "десталинизации" свелась к резкой децентрализации и разделения всей системы управления. Из союзного в республиканское ведение в 1954-55 гг. было передано более 11 тыс. предприятий, затем был совершен радикальный шаг: Законом от 10 мая 1957 г. отраслевая система управления была заменена на территориальную. Верховные Советы республик создали 107 экономических районов (70 из них в РСФСР), в которых были учреждены коллегиальные органы управления - Совнархозы. Было ликвидировано 141 союзное и республиканское министерство. Возникло 107 маленьких правительств с отраслевыми и функциональными отделами. Hад ними пришлось надстроить республи- канские Совнархозы - параллельно сохранившимся Совминам.

Разделение управления хозяйством влекло и разделение орга- нов власти. В 1962 г. в большинстве краев и областей было созда- но по два Совета депутатов трудящихся - промышленный и сельский, что нарушало один из основных принципов Советов, единство их сис- темы. Одновременно была разделена и "тень" Советов - партия (бы- ли созданы "городские" и "сельские" обкомы). Это было, видимо, не столько отрицанием самого типа партии и власти, сколько непонима- нием природы Советского государства, представлением о государ- стве как о "машине", которую можно произвольно перестраивать.

В 1962 г. совнархозы были укрупнены (вместо 105 осталось 43), и был учрежден общесоюзный Совнархоз СССР, а в 1963 - Выс- ший совет народного хозяйства СССР, которому был подчинен Гос- план, Госстрой, другие хозяйственные госкомитеты. Hекоторое ожив- ление производства, вызванное децентрализацией и всплеском мес- тной инициативы, имело оборотную сторону - снижение технического уровня производства. Ликвидация министерств лишила советскую сис- тему важнейшего преимущества: способности государства концентри- ровать средства для развития науки и техники, проводить единую по всей стране технологическую политику и распространять по каналам министерства лучшие достижения на все производства.

Эту возможность обеспечивал нетоварный характер научно-тех- нической информации в СССР, что позволяло тиражировать ее бес- платно и давало огромную экономию. В США удалось лишь один раз организовать программу "советского" типа, собрав нужных ученых и конструкторов из разных фирм (для разработки ракеты "Поларис"). Эта программа была очень эффективной, но больше фирмы своих уче- ных "не давали" из-за риска утечки информации, имевшей коммерчес- кую ценность.

В октябре 1964 г. H.С.Хрущев был освобожден от должности первого секретаря ЦК КПСС, и было проведено объединение промыш- ленных и сельскохозяйственных областных парторганизаций, восста- новление единства Советов и отраслевого принципа управления про- мышленностью. Республиканские совнархозы и совнархозы экономичес- ких районов были упразднены. Снятию Хрущева способcтвовали плохо проведенное повышение цен на мясо-молочные продукты с одновремен- ным снижением расценок в ряде отраслей промышленности и им- пульсивная реакция властей на произошедшие в Hовочеркасске волне- ния. Были применены неадекватные, неприемлемые в СССР меры - ===== Cut ===== щ

[2:5020/794.882] [spm111@yandex.ru]

--- Terminate 5.00/Pro * Origin: Moderator of SU.POL and SU.SOCIAL.GROWTH (2:5020/794.882)

назадУказатель рубрикивперед