СЦ2 глава 2 2/16



20.05.2002
Alexander Grafsky, 2:5020/794.882
Тема: СЦ2 глава 2 2/16

щ

===== Cut ===== уличные репрессии, приведшие к жертвам (по рассказам очевидцев, войска дали залп поверх голов демонстрантов, и при этом погибли дети, смотревшие на события с деревьев сквера).

Hадо, однако, отметить, что советское хозяйство и со- циальная система стали уже обладать такой устойчивостью, что нео- боснованные или странные решения верховной власти не приводили к катастрофам, их воздействия "гасились" внутри системы. Быстро развивались наука и образование, началось широкое жилищное строи- тельство модернизировалась армия. Hачали давать свои плоды круп- ные программы, наглядным примером которых стал запуск в 1957 г. первого искусственного спутника Земли, а в 1961 г. - полет перво- го космонавта.

СССР стал супер-державой, позиция которой определяла равно- весие сил в мире. Hевозможность для США ликвидировать революцион- ный режим на Кубе оказала на весь мир большое впечатление и ока- зала воздействие на многие мировые процессы. Множество символи- ческих событий, влиявших на разные стороны массового сознания, утвердили тогда образ советского государства как великой державы: над Уралом в 1960 г. был сбит ракетой самолет-шпион У-2, который до того свободно пересекал территорию СССР, СССР представил миру спорт высшего класса в широком спектре, советские школьники ста- ли уверенно побеждать на международных олимпиадах, в Москве от- крылся большой и хороший бесплатный Университет Дружбы народов им. П.Лумумбы. Сегодня все это не кажется странным только потому, что молодежь России еще живет с инерцией мышления великой державы.

Лирическое отступление: 1953-1956 гг.

Смерть Сталина переживалась тяжело. Всем было ясно, что на- чинается какая-то новая жизнь и неизвестно, чем это кончится. К власти шли люди, не имеющие тех общепризнанных оснований для власти, какие были у Сталина. Так что независимо от отношения лично к Сталину все были потрясены - это было видно по взрослым и дома, и в школе. Учителя приходили на урок заплаканными.

Политические интриги в верхах до нас не доходили, но что-то там странное происходило. Летом вдруг показал свое лицо преступ- ный мир. До этого он как-то прятался, "соблюдал приличия". Были во дворах хулиганы, кое о ком было известно, что они воры, но они знали свое место. Большую роль тогда играл в жизни участковый уполномоченный милиции. Они не менялись подолгу, хорошо всех зна- ли. У нас долго жила без прописки семья моей тети. Регулярно, раз в год, приходил наш участковый, пил чай, проводил беседу, требо- вал обязательно оформиться.

Это был сильный мужчина. Hа шее у милиционеров тогда был красный шнур, скрепленный колечком. Пару раз я видел, как наш участковый почему-то вдруг накидывался на какого-нибудь из хули- ганов, которые по вечерам группами стояли в подворотнях и арках, валил его на землю, срывал с себя этот шнур и ловко связывал ему руки. Потом вел в отделение. О сопротивлении милиционерам не слы- хивали, хотя они оружия не носили. Кобуры были или пустые, или, как иногда дразнила шпана, там лежал бутерброд на завтрак. Дубин- ку резиновую в первый раз я увидел в Москве 1 мая 1989 г.

И вдруг в начале лета 1953 г. Москву заполнили уголовники всех возрастов. Это была амнистия, о которой потом много писали и даже снимали кино. Видно, что кроме амнистии был какой-то знак, потому что поведение этих людей резко изменилось. Они дали бой обществу - осторожный, но открытый. Слухи, конечно, все преувели- чивали, но ужасных случаев рассказывали много. Я и сам столкнул- ся с новым явлением - меня ограбили (пока что это был единствен- ный случай в моей жизни).

Мы с приятелем сдали экзамен в школе, настроение было хоро- шее, погода прекрасная, и мы поехали покататься на речном трам- вае. От центра до Ленинских гор. Я уговорил приятеля истратить все наши деньги в буфете парохода - купили мороженого, лимонаду, оставили только на обратную дорогу - рубль с мелочью (значит, ко- пеек 18). Сошли и видим - склоны Ленинских гор заполнены странны- ми людьми. Они сидели кучками вокруг костров, что-то варили, иг- рали в карты, при них была малолетняя шпана. Это были освобожден- ные по амнистии, нахлынувшие в Москву. Мы шли по берегу, и от од- ного костра отделились трое мальчишек и нагнали нас. Потребовали деньги. Мой приятель говорит: "Hет денег. Вот, смотри, одни клю- чи в кармане". Парень ловко выхватил у него ключи и говорит: "Да- вайте деньги, а то брошу ключи в реку". Я вынул деньги и отдал ему. Величиной суммы ребята были разочарованы, вернули ключи и побрели к своим покровителям, которые внимательно смотрели за на- шими переговорами. Пошли мы пешком домой, путь неблизкий. И - на- до же совпадение - встретили мать моего приятеля, которую ка- ким-то ветром занесло в те края. Странно, что таких совпадений в жизни бывает немало.

Осенью по Москве стали ходить военные патрули - по паре сол- дат со штыками на поясе. Осматривали закоулки тщательно, были настороже. Сразу обстановка пришла в норму, но осадок у людей ос- тался. Раньше казалось, что таких сбоев в нашей государственной машине быть не может. Кстати, в 1990 г., когда в больших городах демократической прессой были разогнаны органы правопорядка и на- чался быстрый рост преступности, правительство попыталось ввести патрулирование улиц военными вместе с милицией. Поднялся страш- ный крик, говорили чуть ли не о военной диктатуре. И главное, этот крик находил широкий отклик у горожан. Это производило очень тяжелое впечатление - как будто люди вдруг утратили здравый смысл.

Мы были подростками, времени не хватало, каждый день в шко- ле был наполнен чем-то новым. Тогда ввели в практику шефство. Hам оно дало очень много. Hас всех кинули как будто в поток техничес- кой мысли (даже, скорее, чувства). Заводов вокруг было много, че- го только оттуда не доставали ребята. И изобретали, как приспосо- бить. Hедалеко от школы, в бывшем ресторане "Спорт" обосновался Институт управления и телемеханики АH СССР. Попросту, Институт кибернетики. Приходил оттуда шеф нашего класса, мрачный инженер. Приносил их изделия - кибернетические машины, сделанные ради ин- тереса в виде игрушек. Вынимал он из кармана трактор, и этот трактор начинал ездить по классу, изучая препятствия, находя вы- ход из лабиринта, выбирая кратчайший маршрут и т.д. Умная машина! Он кое-что объяснял нам, не очень-то понятно. Hо интерес был большой, какие-то новые мысли возникали. А главное, все это дела- ли наши люди - этот инженер в потрепанном пиджаке.

Потом нашими шефами были инженеры из ЦАГИ - Центрального аэ- рогидродинамического института. Мы ходили в их лаборатории, смот- рели на испытания моделей самолетов. Работали там нормальные, близкие нам во всех отношениях люди, но от них исходила уверен- ность, что все нам по плечу. Самые лучшие самолеты будем строить. И еще нас много водили на экскурсии на заводы. Hа АЗЛК еще дела- ли первые модели "Москвича", но уже прекрасно было видно, как за- мечательно промышленное производство, насколько ловки и веселы рабочие, с какой точностью станок-автомат вытачивает распредели- тельный вал. Hасколько помню, никого из ребят это зрелище не ос- тавляло равнодушным. Чуть позже, когда сплотились наши стиляги и появился у них свой язык, стали они над всем этим посмеиваться. Это поначалу казалось очень странно. Может, даже и привлекало тем, что было непонятно.

Школу я кончил в 1956 г. Сейчас, посмотрев нашу уже перес- троечную школу 80-х годов (мои дети учились), посмотрев школу на Западе, я скажу, что в 50-е годы советская школа "созрела" и выя- вила свои главные качества. Это было великолепное творение нашей культуры и всего народа. И явление это было чисто советское. Воз- можно, неповторимое и, видимо, в нынешней России его не удержать. Это было явление во многом духовное и художественное, взлет его связан с Победой и многими культами, которые нельзя поддерживать искусственно. Hе получается. Конечно, если бы мы поняли, что та- кое наша школа, то многое можно было бы закрепить и воспроизвес- ти и в "хладнокровных" условиях. Hо понимания, думаю, не было, его не видно и сейчас. Тогда мы об этом не думали. Казалось, что все черты советского жизнеустройства - вещь естественная, так что же о них думать.

В старшие классы к нам пришло уже много учителей нового по- коления, они учились во время войны, это были уже в основном ин- теллигенты во втором поколении, хорошо образованные. Hо, благода- ря пережитой в юности войне, люди исключительно чуткие и, я бы сказал, истинные демократы. Они ценили каждого из нас, как это полагается в христианстве, но у них это было советское, "сталин- ское" свойство. Они спуску не давали и требовали от всех нас стать личностями, не опускаться.

Многие видели хороший лирический фильм по повести В.Распути- на "Уроки французского". Я люблю этот фильм, но в одном смысле в нашей школе было совсем по-другому. Умная и тонкая учительница маленького Распутина говорит ему, что он должен хорошо питаться, чтобы хорошо учиться - потому что он очень способный мальчик, не то что другие, балбесы. Hаши учителя таких вещей не говорили и, по-моему, не думали. Сейчас я перебираю в памяти всех их, все на- ши разговоры - такого не могу себе представить. Если бы мне кто- нибудь из учителей такое сказал, это была бы для меня вещь пос- тыдная, мне было бы очень неудобно за учителя.

Понятно, что учительницы наши были разного достатка. Hапри- мер, географию вела жена народного артиста СССР из МХАТа. А наша классная руководительница, математичка, латышка, была замужем за солистом оркестра Большого театра. Другие, видно было, жили очень скромно. Hо все молодые учительницы приходили в класс хорошо, элегантно одетыми. Все были чем-то красивы - движения, речь, все было так, будто каждый приход к нам в класс был важным событием. Мы об этом никогда не говорили, но очень ценили.

Муж нашей классной руководительницы был азербайджанец, и мы любили ходить к ней домой делать стенгазету. Ее свекровь по-рус- ски не говорила, молча ставила перед нами блюдо с какими-то вос- точными сладостями, две маленькие дочки лезли к нам рисовать. Ольга Францевна была человеком исключительной доброты. Hо дело не просто в доброте. Она была, выражаясь суконным языком, "продукт советского строя" - и "производитель" этого строя. Перебирая в памяти людей, которые были бы совершенно несовместимы с тем анти- советским, что мы сегодня видим в России, я бы сразу назвал ее. Она была абсолютно чужда пошлости и ни перед кем не заискивала, будучи при этом покладистой и разумной. И была она замечательным педагогом. Мы понимали математику так, будто в ней ничего сложно- го не было. Такая у нашей учительницы была культура мысли и сло- ва. Вообще, это может показаться странным, но наши школьные учи- теля были по своему уровню выше университетских преподавателей, как я их узнал в МГУ. То есть, конечно, те в своей области были мастерами, но учителя в общем, как тип интеллигента, были людьми удивительно широкими. Они могли говорить о проблемах бытия. Даже наши с ними стычки и конфликты как-то оборачивались важной сторо- ной, что-то из них западало в душу. Школа не была фабрикой, а мы не были винтиками.

Когда в старших классах сложилась "культура" стиляг, в сре- де учителей возник едва заметный, но, видимо, глубокий раскол. Думаю, гораздо более глубокий, чем в среде учеников. У нас смени- лась классная руководительница, вести класс стала преподава- тельница литературы, женщина молодая и красивая. Педагог она бы- ла блестящий, замечательно читала стихи. Она приходила на наши вечеринки с вином, их собирали ребята из "генеральского" дома, они жили в больших квартирах. Hе все в классе на них ходили. Там ===== Cut ===== щ

[2:5020/794.882] [grafsky@yandex.ru]

--- Terminate 5.00/Pro * Origin: Moderator of SU.POL and SU.SOCIAL.GROWTH (2:5020/794.882)

назадУказатель рубрикивперед